Административно правовыми категориями являются субъект

  • Понятие и классификация
  • Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
  • Коллективные субъекты
  • Индивидуальные субъекты
  • Ф.З. «Об основах гос. службы»
  • Ф.З. «Об общественных объединениях»
  • У.П. «О структуре Федеральных органов исполнительной власти»
  • У.П. «О системе федеральных оргаов исполнительной власти»

Понятие и классификация

Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.
Субъект административного права – это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

  • вступают в правоотношения в сфере гос. управления
  • отношения между ними урегулированы нормами административного права
  • субъектами могут быть как физические, так и юридические лица
  • не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность — это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:

  • Индивидуальные
  • Граждане
  • Граждане РФ
  • Иностранцы
  • Лица без гражданства
  • Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
  • должностные лица
  • военнослужащие
  • беженцы
  • вынужденные переселенцы
  • инвалиды
  • Коллективные
  • Организации
  • Предприятия
  • Учреждение
  • Структурные подразделения этих организаций
  • Трудовые коллективы

Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти

  • выдвижение на должность премьера
  • указы и распоряжения обязательные для Правительства
  • является Верховным главнокомандующим

2. в экономической сфере

3. в социально – культурной сфере

4. в административно – политической сфере

Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.

Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)
Признаки органа исполнительной власти:

  • исполнительно – распорядительный характер деятельности
  • подзаконный характер деятельности
  • повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 — х сферах.

Органы исполнительной власти:

  • Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)
Законодательные полномочия:
— право законодательной инициативы
— издание подзаконных н.п.а.
— одобрение проекта закона

  • Органы исполнительной власти субъектов
  • Территориальные органы исполнительной власти

Индивидуальные субъекты

  • Граждане РФ
  • Иностранцы
  • Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

Читайте также:

  1. C. Основание возникновения права собственности
  2. D. Защита права собственности
  3. I. 1. Понятие наследственного права
  4. I. Объекты и субъекты местного самоуправления
  5. I. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  6. I. Понятие, предмет, метод трудового права.
  7. I. Сущность права природопользования.
  8. II. Роль, функции, отграничение трудового права от смежных отраслей права.
  9. II. Система экологического права.
  10. III. Объекты и субъекты экологических правоотношений.
  11. III. Права
  12. IV. Принципы экологического права.

Субъекты административного права — это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность — это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность — это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность полная — с 18 лет, а ограниченная и в более раннем возрасте: чаще всего с 16 лет. Административная деликтоспособность наступает с 16-летнего возраста.

В рамках системы субъектов административного права можно выделить такие их разновидности, как:

  1. индивидуальные субъекты:
    • граждане;
    • иностранные граждане и лица без гражданства;
    • специфические индивидуальные субъекты — государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;
    • коллективные субъекты — группа людей, являющаяся организацией:
      • государственные организации:
        • органы исполнительной власти;
        • государственные предприятия, учреждения и организации;
        • негосударственные организации:
          • общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);
          • коммерческие организации, предприятия, учреждения;
          • органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.

          Каждый вид субъектов административного права — индивиды и организации (коллективные субъекты) — обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия. Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру. Административно-правовой статус органов государственной администрации определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса государственных органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление.

          Административно-правовой статус граждан РФ является равным. Конституция РФ устанавливает равенство всех граждан перед законом и судом.

          Читать дальше:  Капремонт ангарск личный кабинет для физических лиц

          Во взаимоотношениях с государственной администрацией эти права конкретизируются в четырех группах прав, составляющих ядро административно-правового статуса гражданина:

          o личные и индивидуальные свободы (статус личной свободы), включающие право на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни, свободу совести, свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и др.;

          o право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, избирать и быть избранными, право на внесение предложений в органы исполнительной власти и т.д.);

          o право на государственное содействие и помощь (право на получение медицинской, санитарно-эпидемиологической помощи и т.д.);

          o право на защиту (право на обращение в вышестоящую инстанцию, право на административный иск и т.д.).

          В состав элементов административно-правового статуса граждан входят юридические гарантии. Они обеспечивают защиту прав граждан в случае их ущемления государственной администрацией путем нарушения или незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо ответственности. Юридические гарантии — это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации и защиты прав и свобод граждан. К числу таких гарантий относятся правовые нормы, определяющие ответственность государственной администрации за нарушения административно-правового статуса граждан; нормы, устанавливающие право на административное и судебное обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, право на обращение к Уполномоченному по правам человека, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти при осуществлении ими служебных обязанностей и др.

          Органы исполнительной власти как субъекты административного права

          Орган исполнительной власти — это организационно-правовой институт, представляющий собой структурно обособленную единицу государственной администрации, посредством которого реализуются управленческие функции исполнительной власти и совершаются юридически значимые действия от имени государства. Этот институт имеет свою структуру, компетенцию, наделен оперативной самостоятельностью для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Основная задача органов исполнительной власти — осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Специфику административно-правового статуса любого органа исполнительной власти определяют его функции и задачи, которые он реализует в процессе управления от имени государства в объеме и пределах своей компетенции. Административная правосубъектность (право- и дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента их образования.

          Административно-правовой статус государственных служащих

          Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем правосубъектности служащего, его социально-правовое положение.

          Административно-правовой статус государственных служащих включает их права, обязанности, ограничения, налагаемые в связи с прохождением службы, и ответственность. Они определены Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ». Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих (добросовестно исполнять свои обязанности, обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан, исполнять приказы и распоряжения вышестоящих руководителей и т.д.) и специальные, обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

          | следующая лекция ==>
          Нормы и источники административного права | Административное правонарушение и административная ответственность

          Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 2241 ; Нарушение авторских прав? ;

          Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

          Каждому виду управления соответствует определенный субъект и объект. Субъект управления есть структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействующая на объект с целью перевода его в новое состояние. Субъектами государственного и муниципального управления являются соответствующие органы, должностные лица. К ним относятся органы управления от Парламента и Правительства, министерств и ведомств на федеральном уровне до отдела местной администрации, а среди должностных лиц от Президента России до начальника паспортного стола.

          Субъект административного права – это лицо, обладающее определенным административно-правовым статусом, имеющее возможность и способное вступать в административно-правовые отношения по собственной воле или в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

          Юридическая возможность лица вступать в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у лица правового качества, которое называется административная правосубъектность.

          Административная правосубъектность состоит из двух элементов:

          a) Административная правоспособность – способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

          В правовой теории и на практике различают три основных вида право­способности: общую, отраслевую и специальную.

          Общая правоспособность — это способность любого лица или органи­зации быть субъектом права как такового, вообще. Она признается государ­ством за лицами с момента их рождения.

          Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каж­дой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.

          Специальная правоспособность — способность быть участником право­отношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к опреде­ленным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.

          b) Административная дееспособность – это практическая способность лица собственными действиями приобретать субъективные права и нести юридические обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность – способность лица нести административную ответственность за нарушение требований административно-правовых норм.

          Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

          Читать дальше:  Кому принадлежат батареи в приватизированной квартире

          Каждый вид субъектов административно-правовых отношений, индивидуальный или коллективный, обладает своим административно-правовым статусом. Различия в правовом статусе коллективных субъектов зависят от принадлежности к государственной структуре и органам исполнительной власти или к общественным объединениям. Административно-правовой статус государственных органов управления определяется их компетенцией – совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. К элементам административно-правового статуса государственных органов нередко относят их цели, функции и задачи деятельности, закрепленные в нормативных актах.

          Административно-правовой статус может быть общим (содержит общие, одинаковые права, обязанности и ответственность) и специальным (наряду с общим имеется и дополнительный отличный от других субъектов комплект прав и обязанностей – статус беженца, «чернобыльца»).

          Участников административных правоотношений можно разделить на группы и подгруппы:

          1) Индивидуальные субъекты:

          a) граждане России;

          b) иностранные граждане;

          c) лица без гражданства.

          2) Коллективные субъекты:

          a) Государственные организации:

          o Органы государственной власти (государственного управления);

          o Государственные предприятия, учреждения и их объединения;

          o Структурные подразделения органов исполнительной власти.

          b) Негосударственные организации:

          Общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

          Трудовые коллективы;

          Коммерческие структуры;

          Органы местного самоуправления.

          Исходным положением, определяющими административно-правовой статус граждан, является ст. 17 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

          Граждане России становятся субъектами административных правоотношений, если они обладают правосубъектностью. Административную правоспособность граждане приобретают с рождением и утрачивают со смертью. Административная дееспособность граждан может быть:

          = полная – с 18 лет; = ограниченная – с 16 лет; = частичная – с 7 лет.

          При наличии у гражданина определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие и т.п.) его административная дееспособность может быть частично или полностью ограниченной.

          Права граждан можно условно разделить на три группы:

          a. в зависимости от механизма их реализации:

          ♦ абсолютные (безусловные) – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия для их реализации, не препятствовать их осуществлению и обеспечивать их защиту (право на трудоустройство, на подачу жалобы);

          ♦ относительные – права, для реализации которых необходим акт государственного органа власти (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществления определенного вида деятельности, акт регистрации частного предприятия и т.п.);

          b. по кругу лиц и основанию их возникновения:

          общие – права, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (на участие в государственном управлении, на обжалование действий государственных органов и т.п.);

          специальные – права в определенной отрасли или сфере управления (право предпринимательскую деятельность в сфере экономики, право на образование).

          c. по содержанию:

          · право на участие в государственном управлении (государственная служба, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий должностных и иных лиц);

          · право на государственное содействие и помощь (получение медицинской технической, санитарно-эпидемиологической и иной помощи);

          · право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций и др.).

          Административно-правовые обязанности, являющиеся неотъемлемой частью правосубъектности граждан можно классифицировать на:

          a. абсолютные – возлагаемые на каждого гражданина, не зависимо от конкретных обстоятельств (соблюдение законов, уплата налогов и т.п.);
          b. относительные – возникающие из правомерных действий граждан, направленных на приобретение и пользование правами, предоставленными нормами права (уплата владельцем автомобиля дорожного налога и т.п.).

          Элементом административно-правового статуса граждан являются гарантии их прав и свобод. Основополагающими и универсальными гарантами прав и свобод граждан являются Конституция и законы России. Среди гарантий можно выделить такие организационно-правовые как судебные (реализуемые судами в процессе осуществления правосудия) и административные (реализуемые во внесудебном порядке).

          На основе административной правоспособности дееспособные граждане могут вступать в конкретные правоотношения с органами исполнительной власти и должностными лицами в связи с:

          a) реализацией принадлежащих прав в сфере государственного управления;

          b) выполнением возложенных обязанностей в сфере исполнительной власти;

          c) защитой своих прав и свобод от неправомерных действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

          d) нарушением административно-правовых обязанностей и запрещающих норм административного права;

          В случае нарушения правил, установленных административно-правовыми нормами граждане несут административную ответственность. По общему правилу административная деликтоспособность граждан наступает с 16 лет.

          Среди физических лиц, являющихся субъектами административно-правовых отношений есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства (апатриды). Их административно-правовой статус базируется на принципе их равенства с гражданами России, часто этот принцип называется принципом национального режима. Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются федеральные законы и международно-правовые договоры. Принцип национального режима распространяется на все категории иностранных граждан:

          a. постоянно проживающих (имеющие вид на жительство);
          b. временно пребывающие на территории России;
          c. проезжающие через территорию России транзитом.

          При сравнении административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов можно выявить ряд особенностей, изъятий из их прав: не могут быть государственными служащими, командирами воздушных судов, сотрудниками милиции, не имеют избирательных прав, могут быть ограничены в передвижении и выборе места жительства. Административно-правовая ответственность для этих категорий граждан применяется на общих началах и в силу специфики их юридического положения к ним могут применяться дополнительные административные меры: административное выдворение за пределы территории России. Среди иностранных граждан есть категория лиц пользующихся иммунитетом, к ним не применяется административно-правовая ответственность и в необходимых случаях вопросы разрешаются в дипломатическом порядке: объявление персоной «нон-грата» и выдворение из страны.

          Читать дальше:  Как соотносятся понятия поселение и населенный пункт

          В числе субъектов административно-правовых отношений находятся органы исполнительной власти.

          Орган исполнительной власти – это организация, которая являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.

          Построение и функционирование органов исполнительной власти основывается на принципах федерализма, централизации и децентрализации, законности, гласности, единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности.

          Правосубъектность органа исполнительной власти возникает одновременно с его образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с упразднением. Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:

          целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

          организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;

          компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

          Виды органов исполнительной власти:

          a) по уровню функционирования (федеративному устройству):

          · федеральные органы (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства);

          · органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, губернаторы, правительства и т.д.);

          · региональные органы (представители Президента, управления федеральных министерств и ведомств в федеральных округах, командующие военными округами, т.д.)

          b) по характеру компетенции:

          = общей компетенции – управление всеми отраслями сферы деятельности (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы и т.п.);

          ♦ отраслевые органы – руководство отдельной сферой или отраслью управления;

          ♦ внутриотраслевые органы – в рамках отрасли руководство определенным участком (территориальные органы федеральных министерств);

          ♦ межотраслевые органы (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (госкомстат, стандартизации и др.);

          ♦ органы смешанной компетенции – имеющие признаки отраслевой и межотраслевой компетенции (Минздрав в МВД и в Минобороны).

          c) по порядку разрешения подведомственных вопросов и принятия решений:

          единоначальные – решающая власть принадлежит руководителю;

          коллегиальные – решения принимаются группой должностных лиц при персональной ответственности за их исполнение и деятельность на порученном конкретному лицу участке.

          Система органов исполнительной власти – это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения между ними компетенции и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории России. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни.

          Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.

          В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня органов: руководящие органы (Президент, Правительство РФ) иорганы государственной администрации (министерства и ведомства).

          Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов исполнительной власти и являются самостоятельными органами управления. К органам местного самоуправления относятся выборные и иные органы, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей и глава местного самоуправления). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно исходя из местных особенностей, традиций и обычаев.

          Общественные объединения различаются по целям деятельности, составу и формам руководства, по членству, организационно-правовой форме:

          »общественные организации – создаются на основе членства, совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

          »общественное движение – не имеет членства, состоит из участников, преследующих социально-политические и иные общественные цели, поддерживаемые участниками движения;

          »общественный фонд – объединение не имеющее членства, с целью формирования имущества на основе добровольных взносов или иных не запрещенных законом источников поступления, которое используется на общественно-полезные цели;

          »общественные учреждения – объединение без членства для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным положениям:

          »орган общественной самодеятельности – объединение не имеющее членства, целью которого является решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы неограниченного круга лиц по месту создания этого органа;

          »союзы общественных объединений (ассоциации) – объединение различных по целям и организационно-правовой формы общественных формирований.

          По территории действия общественные объединения бывают:

          общероссийские – объединения осуществляющие свою деятельность более чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

          межрегиональные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на половине территории России и имеют свои структурные подразделения (филиалы и представительства);

          региональные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории определенного региона или в рамках субъекта Федерации;

          местные — объединения осуществляющие свою деятельность менее чем на территории местного образования.

          Предприятия и учреждения различаются по результатам их деятельности. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

          Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера (учреждение образования).

          Административно-правовой статус предприятий и учреждений определяется на основе законов и их уставных документов. Для возникновения прав и обязанностей необходима государственная регистрация.

          Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 3294 | Нарушение авторских прав

          Оцените статью
          Добавить комментарий