Бальная система оплаты труда медицинских работников

Содержание
  1. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 сентября 2014 г. N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников"
  2. Предложения по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации
  3. Обзор документа
  4. Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 августа
  5. Кому положено поощрение в 2019-м?
  6. Критерии оценки качества медицинского труда
  7. Исключения
  8. Подробности оценки
  9. Дополнительные показатели
  10. Совмещение и замещение: как это отражается на доплатах?
  11. Напоминаем! Вы можете оценить Вашу ситуацию у юриста — это бесплатно! Звоните!
  12. Цель и задачи финансовой стимуляции
  13. Лишение надбавки
  14. Условия отказа в поощрительной выплате
  15. Пример расчета надбавки
  16. Правовая подоплека
  17. Перечень специалистов, подлежащих поощрению
  18. Статья закончилась. Вопросы остались? Консультация юриста БЕСПЛАТНО
  19. Системы оплаты труда
  20. Понятие балльной системы расчета зарплаты
  21. Балловая, бонусная и рейтинговая системы — разновидности балльной или самостоятельные способы расчета зарплаты?
  22. Состав оплаты труда при балльной системе
  23. Формула расчета оплаты
  24. Пример расчета оплаты по балльной системе
  25. Введение работодателем балльной системы
  26. Преимущества и недостатки балльной системы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 сентября 2014 г. N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников"

Министерством здравоохранения Российской Федерации проведен анализ действующих систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. На основании полученных данных следует, что в большинстве субъектов Российской Федерации сложилась не оптимальная структура заработной платы медицинских работников, приводящая к значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации заработной платы медицинских работников одних и тех же медицинских специальностей и типов учреждений.

В целях сохранения кадрового потенциала отрасли, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских организациях и в соответствии с утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года N 11) Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год полагаем целесообразным провести в субъектах Российской Федерации работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к формированию гарантированной части заработной платы, сбалансировав долю тарифной части заработка работников и иных выплат таким образом, чтобы 55 — 60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10 — 15% структуры заработной платы — компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медицинских работников.

Предложения по совершенствованию действующих систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации прилагаются.

Информацию о проводимой в регионе работе в части совершенствования структуры заработной платы и показателей эффективности деятельности медицинских работников предлагаем представить в Минздрав России в месячный срок.

Приложение на 6 л. в 1 экз.

Министр В.И. Скворцова

Предложения
по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При этом, согласно разделу II Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года N 11), указанные системы должны включать фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и размеры выплат стимулирующего характера.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при этом наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

надбавка за интенсивность труда;

премия за высокие результаты работы;

премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

б) выплаты за качество выполняемых работ:

надбавка за наличие квалификационной категории;

премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

в) выплаты за стаж работы, выслугу лет:

надбавка за выслугу лет;

надбавка за стаж непрерывной работы;

надбавка за стаж работы;

г) премиальные выплаты по итогам работы:

премия по итогам работы за месяц;

премия по итогам работы за квартал;

премия по итогам работы за год;

К выплатам компенсационного характера относятся:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями:

коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициент за работу в высокогорных районах;

надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы;

доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за выполнение работ различной квалификации;

доплата за работу в ночное время;

г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) — это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, размеры окладов должны дифференцироваться исключительно в зависимости от сложности трудовой функции, при этом необходимо обеспечивать зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

С 2008 года в субъектах Российской Федерации осуществляется перевод медицинских работников с региональных единых тарифных сеток на новые системы оплаты труда, основанные на положениях систем оплаты труда, предусмотренных для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений:

— повышение самостоятельности учреждения при определении условий оплаты труда работников в переделах фонда оплаты труда, формировании штатного расписания;

— установление окладов (должностных окладов) на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп медицинских и фармацевтических работников;

— установление выплат стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с утверждаемыми перечнями видов выплат, аналогичными применяемым в федеральных государственных учреждениях;

— зависимость оплаты труда руководителя от выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Введение новых систем оплаты труда в целом позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников медицинских организаций в 2008 — 2012 годах среднемесячная начисленная заработная плата выросла более чем в 2 раза.

При этом, по данным Росстата за 1 полугодие 2014 года, сохраняется высокая межрегиональная дифференциация в уровнях оплаты труда врачей от 25 267 рублей до 114 023 рублей, среднего медицинского персонала от 14 855 рублей до 69 153 рублей. Такая дифференциация, если не учитывать субъекты Российской Федерации, в которых осуществляются выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате), сложилась в основном за счет различий в размерах окладов по профессиональным квалификационным группам, поскольку надтарифные выплаты (стимулирующие и компенсационные) устанавливаются в процентах к окладам, а их соотношение в структуре заработной платы по типам учреждений в субъектах Российской Федерации примерно одинаково (стимулирующие выплаты — 45-50%, компенсационные выплаты — 20-25%).

Так, размеры окладов по 1-ому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы "Врачи и провизоры", установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, составляют от 3 450 рублей (Карачаево-Черкесская Республика) до 12 197 рублей (Московская область), что сказывается и на среднемесячной заработной плате врачей, которая за 1 полугодие 2014 года в указанных регионах составила, соответственно, 26 024 рубля и 57 114 рублей.

Читать дальше:  Блокировка средств по причине технического овердрафта

Важно отметить, что введение новых систем оплаты труда привело и к некоторым негативным последствиям — к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышала заработную плату работников этих учреждений.

Кроме того, сложилась неоптимальная структура заработных плат медицинских работников. В среднем, в рамках новых систем оплаты труда, в субъектах Российской Федерации расходование фонда оплаты труда на выплаты по окладам медицинским работникам составляет 30%, на компенсационные выплаты — 20% и на стимулирующие выплаты — 50%. Примерно в половине субъектов российской Федерации доля оклада в структуре заработной платы составляет от 20% до 30%, в трети субъектов Российской Федерации — менее 20% и лишь в 7 регионах 40 — 50%. Такие соотношения характерны для большинства медицинских специальностей и типов учреждений.

В то же время по-прежнему высока в структуре заработной платы доля "статусных" выплат, не нацеленных на эффективный результат (за стаж непрерывной работы, выслугу лет, за квалификационную категорию, за наличие ученой степени, ученых званий), которые, в общих объемах стимулирования, достигают в среднем 50%. Значительные суммы стимулирования распределяются между работниками по формальному принципу, зачастую по субъективным оценкам руководителей без увязки с результатами труда.

В ряде субъектов Российской Федерации в системах оплаты труда должностные оклады определяются с учетом стажа работы, уровня образования, наличия квалификационных категорий, ученых степеней и т. д., в других субъектах Российской Федерации перечисленные выше персональные достижения работников формируют систему компенсационных выплат.

Анализ сложившихся в субъектах Российской Федерации систем оплаты труда демонстрирует необходимость увеличения доли оклада в структуре заработной платы за счет оптимизации выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В настоящее время в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению).

Вместе с тем, в трудовом законодательстве Российской Федерации установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда (если иное не предусмотрено законодательством). Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены.

В субъектах Российской Федерации, где применяются компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в виде районных коэффициентов, коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, южные районы России), соотношения выплат по окладам, компенсационным и стимулирующим выплатам устанавливаются с учетом того, что компенсационные выплаты в данных районах занимают в структуре заработной платы до 50 — 60%.

Совершенствование системы стимулирующих выплат должно осуществляться на основе пересмотра действующей системы показателей эффективности деятельности работников, имея ввиду:

установление показателей, позволяющих ориентировать работников на достижение конкретных результатов, а также критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;

отмену неэффективных стимулирующих выплат;

использование при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе в рамках независимой оценки качества оказания услуг учреждениями, и введения публичных рейтингов их деятельности.

При отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться пунктом 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введения эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н.

Кроме того, в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников учреждений рекомендуется устанавливать предельный уровень заработной платы руководителей учреждений через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.).

Изучив и апробировав в "пилотных регионах" лучшие методики подходов к формированию систем оплаты труда, обсудив полученные результаты и подытожив позитивный опыт "пилотных проектов" на совместном совещании с представителями Федерации независимых профсоюзов и Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Минздрав России полагает целесообразным внедрять новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы медицинских работников в субъектах Российской Федерации, что позволит сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат таким образом, чтобы 55-60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10-15% компенсационные выплаты, в зависимости от условий труда медицинских работников.

В целях сохранения кадрового потенциала отрасли рекомендуется совершенствовать системы оплаты труда, пересмотрев механизм установления должностных окладов на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, оптимизировав структуру и размеры выплат стимулирующего характера, исходя из необходимости их ориентации на достижение конкретных результатов деятельности медицинских работников, для чего необходимо предварительно провести подробный анализ действующих систем оплаты труда медицинских работников, в том числе на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

Обзор документа

Минздрав России проанализировал действующие системы оплаты труда медработников региональных учреждений здравоохранения.

Ведомство отметило значительную дифференциацию заработной платы сотрудников одних и тех же медицинских специальностей и типов учреждений.

Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию систем оплаты труда медработников.

Так, целесообразно внедрить новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы. При этом важно сбалансировать долю тарифной части заработка и иных выплат таким образом, чтобы 55% — 60% зарплаты составляли оклады, 30% — стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10% — 15% — компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медработников.

В России с недавнего времени введены стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году, необходимость которых уже давно ощущалась ввиду тяжести труда специалистов данной сферы и невозможности профессионального роста в связи с небольшими зарплатами.

Одна из первостепенных функций стимулирующих выплат – поощрительная, нацеливающая на результат. Чем выше показатели труда медработника за подотчетный период, тем лучшей будет оплата его труда.

Акция. Консультация юриста 2500 рублей БЕСПЛАТНО до 31 августа

Данная мера призвана привлечь в медицинскую сферу больше квалифицированных врачей и медперсонала, а также заинтересовать их в сотрудничестве с отечественными стационарными и амбулаторными медучреждениями, что обеспечит критерии общедоступности и адекватного качества медицинской помощи как важных составляющих программы модернизации здравоохранения.

Кому положено поощрение в 2019-м?

На получение стимулирующих выплат могут рассчитывать врачи и средний медперсонал, при условии наличия сертификата по специальности. В каждом регионе действует свой список должностей, включенных в программу модернизации.

По клиникам также есть ряд отличий, ведь каждая медицинская организация сама определяет ежемесячный размер премиальных, ориентируясь на общерегиональную методику.

Руководитель медучреждения оценивает деятельность своих подчиненных по таким показателям, как отработанное время, следование стандартам оказания медпомощи и другим.

Все эти критерии не произвольные. Они обязательно заранее прописываются в положении об оплате труда.

Для установления минимальных сумм поощрительных надбавок, сверьтесь с региональными правовыми актами Минздрава.

Внимание! Если рассчитываете на денежную стимуляцию, наличие сертификата специалиста / профильного образования обязательно.

Критерии оценки качества медицинского труда

Программа модернизации в данной сфере стартовала с 2011 г. и уже дала определенные положительные результаты. Усиленная прямая денежная мотивация врачей осуществляется на федеральном и краевом уровне, что дает возможность привлекать в 2019-м году квалифицированные кадры и для работы по регионам, а не только в крупных городах.

Основные критерии (качественные и количественные), по которым медработнику полагается надбавка:

  • качество проделанной работы;
  • ее результативность (объем оказанных услуг);
  • продолжительность труда (премии за определенный период);
  • непрерывный стаж;
  • квалификационная категория;
  • совместительство;
  • повышающий персональный коэффициент.

Таким образом, работник бюджетной сферы осознает, что от его старательности, ответственности, трудоспособности и профессионализма напрямую зависит зарплата. А это – один из лучших мотиваторов.

Исключения

Данные критерии не действуют, и поощрение не выплачивается в таких случаях:

  • лицо сотрудничает с национальным проектом «Здоровье»;
  • сотрудник клиники уже получает надбавки за высокотехнологическую помощь;
  • заведующий отделением не работает одновременно врачом-специалистом.

Также в выплате могут отказать, если у работника нет мед. страховки.

Читать дальше:  Аттестация завхоза на соответствие занимаемой должности

Подробности оценки


Определение качества труда медперсонала – процедура, которой занимается специально созданная комиссия. Обычно это зав. отделением, председатель профкома, старшая медсестра.

Результатом ее трудов становится официальный документ – Акт экспертной оценки. По нему в бухгалтерии и производятся отчисления стимулирующих выплат всем достойным претендентам.

Это происходит так. В конце месяца все зав. отделений готовят списки работников, среди которых значатся как заслужившие надбавку, так и лишенные ее. Результативность исчисляется в баллах с применением повышающего коэффициента.

Списки подписывают члены комиссии. Затем работники должны прочитать эти списки и подписаться под ними. Цена 1 балла может различаться по клиникам, поскольку она зависит от внутреннего договора.

Дополнительные показатели

Помимо перечисленных выше, есть и другие, более детализированные, показатели:

  • важнейшее условие – количество выявленных данным врачом заболеваний, причем именно по его профилю (стадия, на которой была обнаружена патология, не имеет значения);
  • % несвоевременных госпитализаций;
  • количество расхождений между диагнозом при поступлении в стационар и клиническим;
  • % осложнений во время любых мед. манипуляций;
  • индивидуальные достижения, обусловленные напряженностью деятельности;
  • отсутствие / наличие жалоб пациентов (степень их удовлетворенности);
  • правильность заполнения отчетов и других бумаг;
  • соблюдение санитарных правил и т.д.

Минздрав рекомендует специалистам одного уровня начислять одинаковые доплаты в 2019-м.

Совмещение и замещение: как это отражается на доплатах?

Не всегда замещение и совмещение сказывается на зарплате.

Совместителям советуют платить поощрительные, только если они трудятся по договору и в рамках программы модернизации (причем работа, проделанная в рамках основного рабочего времени, не учитывается).

Если медик заменяет коллегу в отпуске, ему также могут доплатить, но не всегда.

Если хотите получить надбавку в таком случае, оформите дополнительное соглашение.

Напоминаем! Вы можете оценить Вашу ситуацию у юриста — это бесплатно! Звоните!

Цель и задачи финансовой стимуляции

Система финансовых поощрений преследует главную цель – модернизацию бюджетной медицинской сферы обслуживания в РФ. Она направлена на достижение следующих многогранных задач:

  • отбор лучших самых квалифицированных сотрудников;
  • полную комплектацию клиник персоналом;
  • соблюдение работниками правил внутреннего распорядка;
  • стремление последних добросовестно и максимально эффективно выполнять свою работу;
  • стимуляция личного роста, повышения квалификации, инициативы профессионалов в различных областях мед. обслуживания;
  • обеспечение желания врачей обучаться современным методам, формам работы, овладевать новым оборудованием;
  • увеличение объема предоставляемых услуг без потери качества;
  • улучшение качества диагностики;
  • экономия ресурсов;
  • повышение уровня доверия пациентов, их удовлетворенности результатом обращения в больницу;
  • соответственно повысятся показатели здоровья нации, уменьшится смертность, инвалидность, повысится рождаемость и т. д.

В целом решение всех этих задач в 2019-м году поспособствует общедоступности качественной медицины в России и оптимизации мед. обслуживания.

Лишение надбавки

По закону поощрительная надбавка – отнюдь не обязательная выплата. Ее размер варьируется и может достигать всего 30% от зарплаты. Обычно сотрудника не лишают премии, если нет грубых нарушений трудовой дисциплины, множества минусов по всем прописанным во внутреннем договоре критериям, но гипотетически экспертная комиссия может лишить доплаты и при незначительном единичном нарушении. Если такое отношение не стало систематическим, доказать неправоту комиссии не удастся.

Но в любом случае требуйте у руководства Приказ, на основании которого действовал бухгалтер, ищите в нем причину отказа в надбавке и лишь потом принимайте решение об обращении в суд.

Условия отказа в поощрительной выплате

Данная программа действительна повсеместно в России. Но на местах, как было сказано выше, есть свои нюансы. Чтобы накопить нужное число баллов для получения денежного эквивалента, в областных и региональных учреждениях действуют свои принципы отбора (с учетом общих рекомендаций Минздрава).

Так, разница в надбавке для работников одной специализации должна быть небольшой. Но ее на вполне законных основаниях может вовсе не быть.

Единоразовое лишение премии – еще не повод судиться с мед. заведением. Достаточно не соблюсти несколько и даже один из критериев, прописанных во внутреннем договоре, чтобы лишиться премиальных. Например, неправильно оформить отчет, пренебречь санитарными правилами.

Если клинике недостает финансирования, сотруднику могут отказать в дополнительной выплате.

Заранее ознакомьтесь с внутренним нормативным документом, чтобы быть в курсе своих прав и обязанностей.

Важные аспекты – общее количество отработанных часов, средняя зарплата и соблюдение мед. стандартов на требуемом уровне.

Важно! Основанием для отказа является только приказ главврача с обоснованием удовлетворительных причин.

Систематический отказ в поощрительных – повод обратиться в суд. Но убедитесь, что лишение надбавки действительно необоснованное.

Пример расчета надбавки

Упрощенный вариант расчета стимулирующей выплаты работнику мед. сферы выглядит так.

Например, терапевт получает ставку 20 тысяч. Допустим, за месяц он заработал повышающий коэффициент 0,2. Получается, что надбавка составит 4000 руб.

Плюс еще 8000 за ежемесячный норматив. Итого 32000 в среднем.

Обратите внимание! Если у вас нет мед. страховки, на выплаты поощрений можно не рассчитывать.

Формула расчета индивидуального рейтинга:

ИР специалиста = И + С + К + Р + У + Д

И – интенсивность его труда за подотчетный период;

С – сложность выполняемой работы;

К – качество медпомощи (% правильных диагнозов, отсутствие осложнений при операциях и т.д.);

У – удовлетворенность клиентов;

Важно, чтобы при расчете надбавки соблюдался баланс между трудозатратами и размером реального поощрения. Не следует делать акцент на отдельные нормы и показатели работы сотрудника – это чревато дисбалансом интересов врача и больного.

Правовая подоплека

  • Ст. №144 ТК РФ.
  • Постановление российского правительства №60 от 07.02.2011 г.
  • «Номенклатура специальностей специалистов».
  • Приказ Минздрава и соцразвития РФ «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» № 145н от 21.02.2011.
  • Ведомость начисления стимулирующих надбавок (ее можно потребовать предъявить на месте работы).

Согласно Трудовому Кодексу врач-бюджетник, как и медперсонал среднего звена, получает зарплату, размер которой определяется:

  • коллективным договором;
  • внутренним нормативным договором;
  • нормативными актами органов регионального самоуправления.

В любой из поликлиник есть свое внутреннее ежегодно переоформляющееся Положение о выплате стимулирующих средств сотрудникам. Оно оформлено в виде дополнения к коллективному договору и нормативным актам Минздрава. В документе прописаны:

  • источник финансирования надбавок;
  • список работников (категории), которым они положены;
  • критерий оценки каждого специалиста, медперсонала;
  • размер надбавки за счет ОМС и предпринимательской деятельности (тоже распределен по категориям);
  • порядок отчислений.

Перечень специалистов, подлежащих поощрению

К каждому сотруднику применяется разное число критериев оценки его трудовой деятельности и разное количество баллов.

Так, наибольшее число баллов при максимальном количестве критериев оценки полагается руководителю поликлиники и всем его заместителям, главврачам больниц и их заместителям, руководителям филиалов (от 80 до 100 баллов при 6 – 12 критериях).

Главная медсестра может рассчитывать в среднем на 70 баллов при 6 критериях, младший мед- и фармацевтический персонал оценивается всего по 3-м пунктам.

Врачи и провизоры: терапевт (взрослый, подростковый), педиатр, хирург, фармаколог, эпидемиолог, гериатр, физиотерапевт, генетик, психотерапевт (взрослый, подростковый), гастроэнтеролог, рентгенолог, акушер-гинеколог, анестезиолог, стоматолог, патологоанатом, медэксперт, различные провизоры и другие специалисты получают по 4 – 6 критериев.

Средний медперсонал (медсестры, технологи, инструкторы, фельдшеры) получает по 3 – 4 критерия. Соответственно и баллов они могут набрать меньше.

Статья закончилась. Вопросы остались? Консультация юриста БЕСПЛАТНО

8 (800) 550-72-89 горячая линия для регионов России

Балльная система оплаты труда является нетрадиционной и подходит для небольших организаций. Обоснование утверждения, порядок введения и применения системы приведены в настоящей статье.

Системы оплаты труда

Система оплаты труда по смыслу ст. 135 ТК является совокупностью правил, определенных работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и регулирующих 3 аспекта:

  • способ соотношения труда и вознаграждения работников, на основании которого строится порядок исчисления зарплаты;
  • форму (оклад или тарифная ставка) и размер (конкретная сумма или «вилка») основной части зарплаты;
  • компенсационные выплаты в форме надбавок и доплат и стимулирующие выплаты в тех же формах или в виде премий и иных выплат в части установления условий, размера и порядка исчисления.

В узком смысле под системой оплаты понимается способ соотношения меры труда и размера вознаграждения сотрудников.

Чаще всего применяются системы расчета, связанные с 2 основными формами зарплаты:

Порядок исчисления зарплаты

Сдельная, когда плата начисляется за результат трудовой деятельности: количество выполненных работ, оказанных услуг.

Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг

Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг + премия

Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг в пределах нормы + повышенная цена × количество работ сверх нормы

Цена за работу, услугу × количество выполненных работ, оказанных услуг.

За перевыполнение плана расценки не повышаются

Заработок вспомогательного сотрудника зависит от оплаты труда основных работников

Оплата за объем (комплекс) работ

Повременная, когда плата работника зависит от отработанного времени.

Тарифная ставка × рабочее время

Оклад × рабочее время

Читать дальше:  Где поставить московскую печать на медицинский полис

Тарифная ставка × рабочее время + премия

Оклад × рабочее время + премия

Существуют менее распространенные системы:

  • тарифная (ст. 143 ТК);
  • нетрадиционные способы, включая бестарифную, рейтинговую и др.;
  • системы оплаты труда госслужащих (ст. 144 ТК).

Понятие балльной системы расчета зарплаты

При бестарифном порядке расчета оценивается вклад сотрудников в общую деятельность. Одной из разновидностей бестарифной системы является способ балльного расчета оплаты.

Балльный порядок также предполагает прямую зависимость зарплаты трудящегося от его участия в общей деятельности. Основной единицей определения объема участия является балл. Баллы присваиваются трудящимся за соответствие ряду признаков. По ст. 132 ТК для дифференциации разрешено использовать следующие критерии:

  • квалификация сотрудника;
  • сложность работы;
  • количество труда;
  • качество трудовой деятельности.

Квалификация трудящегося оценивается исходя из опыта работы и профессиональных знаний, полученных в результате специального образования.

Оценить количество выполненной работы, ее сложность и качество трудовой деятельности работника с помощью общих показателей сложнее. Целесообразным является самостоятельное установление нанимателем таких критериев, причем полезнее будет использовать не один, а группу критериев.

Например, в общем виде количество труда воспитателя может оцениваться по совокупности отработанного в учетном периоде времена, а швеи — по количеству изготовленных вещей.

Качество труда необходимо также оценивать в совокупности с деятельностью организации. Например, качество работы швеи можно оценить по отсутствию или минимальному количеству брака. Работу офисного служащего — по положительным отзывам клиентов, в том числе касающихся соблюдения правил вежливого обращения с ними (см. письмо Минтруда «Об установлении работникам обязанности вежливого отношения с клиентами…» от 16.09.2016 № 14-2/В-888).

Аналогично устанавливаются критерии и для оценки сложности работы.

Балловая, бонусная и рейтинговая системы — разновидности балльной или самостоятельные способы расчета зарплаты?

Систем оплаты труда достаточно, чтобы запутаться в названиях. Чтобы устранить смешение, обозначим особенности нескольких иных систем исчисления:

    Бонусная.
    Является самостоятельной. Способ расчета включает сложение оклада и надбавки в виде процента от прибыли. Размер оклада обычно фиксирован в пределах тарифной сетки, также конкретно определяется процент надбавки. Оплата по факту является «плавающей» и зависит от полученной организацией прибыли.

  • Рейтинговая.
    Также самостоятельная и строится на включении каждого трудящегося в рейтинг, составляемый на основе 3 характеристик:
    • уровень образования;
    • опыт;
    • место в структуре организации.
    • Заработок рассчитывается путем умножения заранее установленной цены одного пункта рейтинга на количество пунктов, присвоенных работнику.

    • Балловая.
      Это искаженное название балльной системы оплаты труда.
    • Состав оплаты труда при балльной системе

      В письме «Об установлении равной оплаты…» от 27.04.2011 № 1111-6-1 Роструд пояснил, что в целях соблюдения ст. 3 ТК о запрете дискриминации рекомендуется устанавливать одинаковый оклад сотрудникам одноименных должностей. Соблюдение ст. 132 ТК при этом обеспечивается разным размером надтарифной части оплаты. Это означает, что размер премий, надбавок и иных доплат может быть привязан к квалификации трудящихся, сложности их работы, количеству и качеству трудовой деятельности, а поэтому может различаться.

      С учетом пояснения Роструда при определении состава заработка возможны различные ситуации.

      Ситуация № 1. В организации есть работники, замещающие одноименные должности.

      В таком случае работодатель может поступить исходя из 2 вариантов действий:

      1. Игнорировать указание Роструда и ввести оплату, целиком зависящую от набранных баллов. Однако велик риск, что трудящийся посчитает разную зарплату дискриминацией. Это приведет к спору.
      2. Действовать в соответствии с указанием Роструда. Тогда оплата будет равна совокупности оклада и надбавки из общего фонда зарплаты, рассчитываемой по отдельной формуле. При этом очевидно смешение с повременно- или сдельно-премиальным способом.

      Ситуация № 2 . Организация малочисленна, все трудящиеся замещают разные должности.

      В этом случае работодатель может без риска использовать формулу расчета оплаты по балльной системе.

      Формула расчета оплаты

      Заработная плата сотрудников при использовании балльного способа исчисляется по формуле:

      Зарплата = (баллы работника / общее количество баллов всех работников) × общий фонд зарплаты коллектива.

      Формула может быть упрощена, если в целом общее количество баллов и доход организации, который расходуется на оплату труда, устойчивы. В этом случае целесообразно определить среднюю цену балла как соотношение дохода к общему количеству баллов, набранному трудящимися. Тогда формула упростится:

      Зарплата = баллы работника × среднюю цену балла.

      Интересно: поскольку балльная система является разновидностью бестарифной, то формулы расчета схожи. При расчете заработка по бестарифному способу используется такой порядок:

      Зарплата = процент трудового участия × общий фонд зарплаты коллектива.

      Пример расчета оплаты по балльной системе

      Рассмотрим на примерах руководителя организации и его помощника расчет зарплаты с использованием балльного способа. Для определения их заработка необходимо действовать в следующем порядке:

      • определить количество баллов, набранных работников в соответствии с таблицей баллов;
      • определить общее количество баллов, набранных всеми трудящимися фирмы;
      • определить размер дохода организации, направленного на выплату заработка;
      • рассчитать оплату.

      Таблица баллов, принятая в фирме, для помощника руководителя такова:

      Организационное обеспечение деятельности руководителя

      Отсутствие графика рабочего дня руководителя

      Составление рабочего графика

      Составление и отслеживание актуальности рабочего графика

      Техническое обеспечение деятельности руководителя

      Допущение просрочек при составлении документации

      Своевременная подготовка документации, периодическое сопровождение на встречах

      Своевременная подготовка документации, сопровождение руководителя на всех встречах

      Организация деятельности сотрудников фирмы

      Отсутствие прямых указаний, подчиненные руководствуются в деятельности должностными инструкциями

      Постановка задач перед начальниками структурных подразделений фирмы

      Постановка индивидуальных задач с учетом профессиональных навыков работников

      Разработка стратегических задач

      Отсутствие планирования деятельности фирмы на будущее

      Планирование на ближайшие полгода

      Планирование на 3 года вперед

      Полный рабочий день

      Высшее профессиональное, а также курсы повышения квалификации по профессии

      В текущем месяце помощник набрал 17 баллов, руководитель — 25 баллов.

      Если общее количество баллов всех сотрудников равно 100, а фонд зарплаты составляет 100 000, то зарплата для помощника будет равна 17 / 100 × 100 000 = 17 000, руководителя — 25 / 100 × 100 000 = 25 000.

      Введение работодателем балльной системы

      Переход на балльную систему или ее изначальное установление совершается в соответствии с указаниями Трудового кодекса по следующему алгоритму:

      1. Глава организации или иное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, во исполнение ст. 135 ТК принимает решение о введении или переходе на балльную систему. Одновременно определяется круг лиц, которым поручается разработка проекта локального акта.
      2. Сотрудник или группа сотрудников во исполнение решения разрабатывают проект акта.
      3. Проект в соответствии со ст. 135 ТК передается представительному органу, который должен на основании ст. 372 ТК вынести мотивированное мнение по представленному проекту не позднее чем через 5 дней. Отсчет идет со дня получения проекта представительным органом.

      Если профсоюзом или представителем вынесено отрицательное мнение о проекте, то представителю работодателя вменяется в обязанность в течение 3 дней провести консультации с целью урегулирования противоречий. Если и в этом случае взаимоприемлемое решение не будет найдено, проект может быть направлен на утверждение, но представительный орган имеет право обжаловать его.

      Если в организации не действует профсоюз или иной аналогичный орган и нет представителя работников, то следует переходить к следующему действию.

        При переходе на балльную систему в соответствии со ст. 72 ТК представитель работодателя заручается письменным согласием работников.

      Согласие не требуется, если:

      • система вводится в организации в качестве первой;
      • переход вызван сменой технологических или организационных условий труда, а дальнейшее применение старого порядка невозможно (ст. 74 ТК).
    • Глава организации или иное лицо, обладающее необходимыми полномочиями, утверждает локальный акт.
    • Работодатель в соответствии со ст. 22 ТК знакомит всех трудящихся с новым актом.
    • Преимущества и недостатки балльной системы

      Учитывая сущность балльного способа и порядок его введения в фирме, можно выделить основные положительные и отрицательные черты, имеющие место при его использовании. К плюсам можно отнести следующее:

      • такая система подходит для оценки труда, лишенного конкретных показателей (например, числа произведенных товаров), т. е. для оценки деятельности сотрудников бухгалтерии, кадровых служб, секретариата и т. д.;
      • в качестве критериев можно установить именно те факторы, которые являются определяющими для успешной деятельности работодателя. К примеру, в более крупной организации критерием может быть объем и своевременность оформляемой документации, а в маленькой — правильность оформления.

      Среди минусов можно выделить:

      • «плавающую» сумму зарплаты;
      • сложность использования: за каждый период начисления зарплаты необходимо заново оценивать труд каждого сотрудника;
      • возникновение угрозы конфликтов между работниками на почве установления определенных критериев в качестве определяющих количество баллов.

      Подытожим. Балльная система подходит для организаций с небольшим коллективом. Она предполагает расчет заработка исходя из соотнесения набранного сотрудником количества баллов и общего количества, достигнутого всеми трудящимися. Полученное соотношение умножается на общий размер заработной платы, а конечная цифра и составляет доход отдельного сотрудника. Балльная, она же балловая, система отличается от рейтингового и бонусного порядка исчисления. Введение балльной системы в организации производится в общем порядке с учетом мнения представителей интересов работников, а в некоторых случаях — и самих трудящихся.

      Оцените статью
      Добавить комментарий