Длительность динамической паузы для учеников 1 класса

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков .

Скачать:

Вложение Размер
dinamicheskaya_pauza.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Акимова Надежда Михайловна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Колемаскина Лариса Викторовна учитель начальных классов МАОУ Тисульской СОШ №1 Кемеровской области

Организация динамической паузы

Движение — кладовая жизни.

Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка. Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.

Д инамические паузы выполняют следующие функции:

1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;

2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;

3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки ;

5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против» динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе . Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие.Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ноге и др.– естественно и необходимо.Всем известно, к каким вредным последствиям приводит однообразный, сидячий образ жизни! Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты.

Мы предлагаем игры, которые можно организовывать зимой. Они не требуют специального инвентаря. Если правильно организовать динамическую паузу зимой, то ребенок не замерзнет, не промокнет и будет здоров и весел!

Игры в зимний период.

1.Белки, шишки и орехи

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто — шишкой. Водящий стоит в середине площадки. Учитель кричит « белки», все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если учитель говорит « орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Учителем может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку ( снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.

Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.

5. С кочки на кочку

Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами — 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

Взявшись за руки дети образуют два круга, один внутри, другой снаружи, при этом во внешнем круге на одного человека должно быть меньше. Дети двигаются по кругу. По сигналу учителя дети берут друг друга за руки, образуя пары. Тот, кто остался без пары, пляшет либо рассказывает стих, отгадывает загадку и тд.

Играющие образуют круг, держась руками за веревку. Водящий, передвигаясь произвольно внутри круга, старается ударить кого-либо по руке. Кто не успел отдернуть руку, становится водящим.

Играющие разбиваются на две команды и встают напротив друг друга, образуя плетень, для этого надо скрестить руки перед собой и взяться за руки с соседями. Построившись, ребята двигаются навстречу другой команде со словами:

Раз, два, три, четыре.

Выполнять должны приказ-

Нет, конечно, в целом мире

Дружбы крепче, чем у нас!

По команде учителя дети разбегаются в разные стороны, а по второму сигналу должны вернуться на свои места и образовать плетень. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

Поставьте на снегу в линию несколько пустых пластиковых бутылок. Игроки должны встать в 20 – 30 шагах от бутылок. Каждый игрок кидает по три снежка ( изготовленного из фольги) за один раз. Выигрывает тот, кто сбил большее количество бутылок.

10. Успевай, не зевай

Дети идут в колоне по одному. Учитель дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут

Игры в весеннее – осенний период

Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. Ведущий стоит за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево, но обязательно соседу. Задание ведущего – коснуться мяча. Если ведущему это удалось, то игрок у кого был мяч, стает ведущим.

Играют две команды. Одна команда, взявшись за руки, образует "бредень" и ловит свободно передвигающихся по площадке соперников "рыбу". Пойманные игроки выбывают из игры. Через некоторое время команды меняются ролями. Выигрывает команда, поймавшая "рыбы" больше. "Рыба" считается пойманной в том случае, если рыбакам удается образовать вокруг нее круг. Игра повторяется несколько раз.

Читать дальше:  Как проверить протокол по промышленной безопасности

2 команды встают в шеренги лицом друг к другу на расстояние 10 — 30 м. Расстояние между отдельными игроками 1 м. Играющие держатся за руки. По сигналу учителя одна из команд начинает игру словами:

Вторая команда отвечает:

и посылает игрока к команде — сопернице. Он должен попытаться разорвать цепь игроков этой команды. Если это игроку удается, то он забирает с собой двух игроков, образовавших порванное им звено цепи. Если же нет, то он сам становится "пленником". Игроки обеих команд по очереди повторяют свои попытки.

4. Змейка на асфальте

Начертить прямую и изогнутую линию и учиться ходить по ней, тренируя координацию.

5. Бег с шариком

Игроки от каждой команды получают по одному шарику и ложке. По сигналу учителя игроки должны взять ложку с шариком и начать бег, стараясь не уронить шарик. Выигрывает та команда, которая справится с заданием первая.

6. Нас не слышно и не видно

Учитель завязывает водящему глаза. Остальные располагаются в 20 шагах от него по кругу. Тот из детей, на кого укажет учитель, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий. Заслышав движение, должен указать рукой , откуда он его слышит. Если он укажет правильно, то незадачливому невидимке придется стать ведущим. Победит тот, кто сумеет приблизится к ведущему и дотронуться его рукой.

7. Третий лишний

Все становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. По команде учителя один убегает, другой догоняет. Убегающий подбегает к какой-нибудь паре и берет одного под руку. Тот кто остался без пары начинает убегать. И так до тех пор, пока кого- то не поймают.

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «ворота». Остальные дети встают друг за другом и к берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Ворота» произносят:
Наши ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «ворота» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротами». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

9. Чужая палочка

Для этой игры берут две небольшие одинаковые палочки. По сигналу учителя нужно бросить свою палку как можно дальше и тут же побежать за палочкой противника. Побеждает тот, кто первый вернется с чужой палочкой.

Литература: Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 768 с.

Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта [Текст] / Г. Гарднер. – Минск: Вильямс, 2007. – 512 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горский и др. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. (Стандарты второго поколения).

Класс: 1

Ключевые слова: первоклассники , динамическая пауза , физкультурные минутки

Одной из проблем современного школьного образования является то, что дети мало двигаются. Именно потому уже в начальной школе у детей катастрофически ухудшается осанка.

Проблема сохранения и развития здоровья детей в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Красной нитью идея здоровьесбережения учащихся в образовании проходит в национальном проекте «Образование», в президентской инициативе «Наша новая школа», в Федеральных государственных образовательных стандартах. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовывать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Динамическая пауза — активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем закаливания организма ребенка.
Динамические паузы выполняют следующие функции:

  1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением;
  2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива;
  3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;
  4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки;
  5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Используются подвижные игры, игры спортивного характера в зависимости от времени года. Свобода и самостоятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее. Игровое содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам младших школьников; согласовываться с содержанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навыков.

Игра — это не просто развлечение, которое помогает детям приятно провести свободное время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает больше возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических упражнений и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Кроме того, игры еще и дисциплинируют — все участники подчиняются четко сформулированным правилам, которые излагает ведущий, учатся соразмерять свои действия, планировать их, учитывать ограничения и запреты. Сегодня можно встретить в сети Интернет форумы, на которых высказываются мнения «за» и «против » динамической паузы в первом классе, особенно, если эта пауза проводится на улице. Родители недовольны тем, что дети приходят домой грязные, порой одежда разорвана, недовольны тем, что нет организованности данного мероприятия, нет инвентаря. Другие родители, наоборот, очень довольны, т.к. их ребенок очень мало бывает на свежем воздухе, а здесь появляется возможность и подышать свежим воздухом, и подвигаться, и получить положительные эмоции.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников. Никому не надо объяснять пользу активного отдыха на свежем воздухе. Активный отдых на свежем воздухе оставляет массу впечатлений и помимо этого укрепляет здоровье и дарит отличное самочувствие. Дети начинают больше двигаться, получать больше кислорода в легкие и кровь, что прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии. Любые игры на свежем воздухе способствуют улучшению кровообращения во все органы и системы человеческого организма, в том числе в мозг. А это помогает ученику встряхнуться и с новыми силами и настроением браться за учебу. Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Гигиеническое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо. Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, все равно, какого бы рода они не были, является движение, играющее чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего еще и находящегося в период роста. И, наверное, мы, работая в школе, можем проводить эту паузу именно с пользой для здоровья детей.

Значение и роль физминуток на уроке.

Восприятие информации на протяжении длительного периода требует интенсивной мыслительной деятельности, статического напряжения, высокой концентрации внимания. Для усвоения нового материала ребенок прилагает невероятные усилия, что отрицательно влияет на его психологическое и физическое состояние. А ведь состояние ребенка – ресурс его успеха в учебе.

Первые признаки усталости на занятии проявляются в том, что у школьника начинает «проседать» осанка, он часто отвечает не по существу, не может выделить главное, погружен в собственные переживания, а при неожиданном вопросе учителя часто теряется, хотя, если дать время подумать, может ответить хорошо. Если подобные симптомы наблюдаются часто и, кроме того, школьник с трудом настраивается на занятия и требует к себе постоянного внимания со стороны педагога, то это говорит о переутомлении.

Замечаниями, призывами добиться повышения работоспособности практически нельзя. Для этого существуют другие способы.

Для снятия статической нагрузки, поддержания и восстановления работоспособности традиционно рекомендуются физкультминутки, которых на уроке должно быть не менее двух. Физкультурные минутки для снятия локального утомления и физкультурные минутки общего воздействия — кратковременные перерывы на занятиях занимают 1–3 минуты.

Кроме того, физминутки помогают:

  • переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
  • настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз-таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
  • дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
  • расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в план урока, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
  • поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).

Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.

Читать дальше:  За опоздание на работу лепешкиной объявлено замечание

На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-й минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-й, 15-й, 20-й минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

Учителя начальных классов используют специальные стишки, произнося которые, дети выполняют упражнения. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, юмора. Заучивание и разыгрывание таких стихотворений способствует развитию памяти, эмоций, несёт воспитательное значение.

В качестве второй минутки отдыха можно использовать «спокойную минутку»: закроем глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.

Физминутки можно сочетать с другими этапами урока. Например, с закреплением. На уроке необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

  • зажмуриться, открыть глаза;
  • посмотреть за окно;
  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

Правильный режим дня для школьника — требование не случайное. Если ребёнок соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей, что помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Кроме этого, чёткий режим помогает правильно сбалансировать работу и отдых, что очень важно для растущего ребёнка и его здоровья.

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Для этого используются штриховки, работа с пластилином, пуговицами. Физминутка для пальчиков также способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6–8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным.

Другие режимные моменты в 1 классе.

  • учебная неделя — 5 дней;
  • сентябрь-октябрь — адаптационный период (по три основных урока:
  • обучение грамоте, письмо, математика);
  • уроки по 35 минут;
  • дополнительные каникулы в феврале;
  • окончание учебного года — 25 мая;
  • безотметочное обучение;
  • один день в неделю (понедельник или пятница) разгрузочный — отсутствуют сложные предметы;
  • ведущий вид деятельности на уроках — дидактическая игра;
  • частая смена деятельности и динамических поз на уроке;
  • организация горячих завтраков после второго урока.

Систематическая и грамотная организация динамических пауз не только способствует сохранению их здоровья и формированию у них культуры ЗОЖ, но и учит детей правильной организации труда.

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невидимой скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п. И конечно отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотных родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом здоровье и индивидуальность.

Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая пауза — естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности ребенка, общении, его отношениями с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности. Ведущей деятельностью становится учебно – познавательная, т. е. специфичная форма индивидуальной активности младшего школьника, направленная на овладения знаниями и умениями. Процесс постижения нового должен быть для учащихся увлекательным, приносить радость приобщения к новому, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Согласно СанПиНам 2.4.2.2821-10 для первоклассников рекомендуется организовать в середине учебного дня динамическую паузу продолжительностью не менее 40 минут.

Целью программы является формирование у учащихся начальной школы основ образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

 укрепление здоровья школьников;

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям;

 формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

Целевая аудитория: учащиеся 1 класса (6,5-8 лет).

Основные идеи и подходы к организации мероприятия

Физиологическая сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Содержание динамической паузы должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся. Учитель заинтересован в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее адаптировались к школьной жизни, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

В рамках инновационной работы с целью создания условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь была разработана динамическая пауза, включающая эстафетные соревнования. Во время проведения динамической паузы дети соревнуются, проходят испытания, бегают, прыгают, перевоплощаются, играют, веселятся, поют, отгадывают загадки.

Место динамической паузы в системе организуемых занятий физической культурой.

Динамическая пауза или ее часть могут быть использованы как элемент урока физической культуры, в качестве содержания всего урока физической культуры, а также как самостоятельная динамическая пауза, проводимая между уроками.

Во время проведения динамической паузы используются:

 творческие и игровые задания;

Программа направлена на:

 усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

 расширение межпредметных связей, формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

 освоение учащимися основ физкультурной деятельности, развитие личностных качеств учащихся: самостоятельность, наблюдательность, терпеливость, доброжелательность и другие;

 формирования чувств успешности у учащихся посредством снятия тревожности, создания комфортной среды пребывания ребенка в школе, знаний правил поведения, ориентации в школе и на ее территории.

Методы и приемы, используемые при реализации программы

Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков. Обязательное условие соревнования – соответствие его физическим силам детей, воспитание морально – волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками, подводят к самостоятельной организации досуга.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Методические приемы отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так наглядно — зрительные приемы заключаются в правильном, четком показе образца движения или его отдельных элементов, в подражании образам окружающей жизни.

Наглядно – слуховые приемы представляют собой звуковую регуляцию движений. Они осуществляются под музыку, песни, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Д. В Хухлаева считает, что использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, «регулирует темп и ритм», но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желания выполнять движения.

Приемы словесного метода играют важную роль в обучении ребенка движению: краткое одновременное описание и объяснение новых движений, с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; пояснение, которое сопровождает показ движений или его элементов.

Практические методы побуждают ребенка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, повышает интерес к самосовершенствованию, побуждает к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

Динамические паузы выполняют следующие функции:

1. Релаксационная функция – снимают напряжение, вызванное утомлением.

2. Коммуникативная функция – объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива.

3. Воспитательная функция – формируют моральные и нравственные качества;

4. Обучающая функция – дают новые знания, умения, навыки.

5. Развивающая функция – развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление.

Планируемые результаты реализации программы:

 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается;

 готовности принять на себя ответственность;

 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы;

 освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

 развитие умений планировать, регулировать контролировать и оценивать свои действия, взаимодействия, ориентации на партнера (формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий).

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ «ВРЕМЕНА ГОДА»

Ученик (учащийся 3-4 класса)

Солнышко (учащаяся 3-4класса)

Времена года : Весна, Лето, Осень, Зима. (учащиеся 3-4 классов)

Читать дальше:  Линия регулирования застройки отступ от красных линий

Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

На спортивную площадку

Приглашаем дети вас!

Праздник спорта и здоровья

Я Солнышко! Пришло сегодня к вам чтобы пригласить вас в путешествие по временам года. Вы готовы. Ну тогда в путь!

Зима! Лето! Осень! Весна!

Здоровым быть надо всегда!

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. В руках направляющего « нарисованная лошадка». По свистку направляющий бежит до обозначенного места, обогнув контрольную отметку. Возвращается назад и передает эстафету следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Выигрывает команда первой закончившая эстафету.

-Куда же привезли нас эти милые лошадки?

-Кто это нас встречает?

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Утро доброе, ребята!

Я, волшебница Весна,

Я луга ,и лес, и поле ,

Пробудила ото сна.

Вот и солнышко проснулось

Стало лучше припекать.

Малышей зовет гулять.

Вместе с солнышком встаем

Песню солнышку поем!

Песня «Встало солнце рано – рано: Добрый день!»

Диалог Ведущего и Весны

— Ну, Весна, как дела.

-Для чего тебе метла

— Снег смести с пригорка.

— Ну, а лейка для чего

— Чтоб полить цветочки.

-Помогите Весне полить цветы.

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. По сигналу направляющий берет лейку и бежит до обозначенного места. Обогнув контрольную отметку возвращается обратно и передает лейку следующему игроку. Выигрывает команда первой закончившая эстафету.

Вот спасибо, ребята! Посмотрите какие цветы распустились на клумбах. Соберем их в букеты.

Детям раздаются шапочки в виде цветов. По команде одинаковые цветы собираются в букеты. Побеждает та команда, которая быстрее соберет букет.

-А мы отправляемся дальше.

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. От линии старта в 10-15 м лежат обруч. По свистку направляющий бежит, обегает обруч, возвращается назад, берет с собой следующего игрока и вместе они добегают до обруча. Первого игрока оставляют в обруче, а второй бежит за следующим игроком. Выигрывает команда первой закончившая задание.

В небе радуга – дуга

В лесу ягодка сладка

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться ….Лето.

А теперь представим, лето!

Речка солнышком согрета.

Мы плывем. Плывем, плывем,

Дно ногами достаем.

Мы выходим из речушки,

Направляемся к опушке.

Только в лес мы вошли,

Руки вверх над головой,

Руки вниз, хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем,

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И в развалочку идем.

Снова дальше мы идем

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Позади теперь вода!

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко

Стало нам совсем легко.

Эстафета «По грибы, по ягоды»

Команды стоят в колонну друг за другом на линии старта. В руках у направляющего корзина с кубиками. От линии старта в 10-15 м лежат обручи. По свистку направляющий бежит, добегает до обруча, высыпает кубики в обруч и с пустой корзиной бежит обратно в свою команду отдавая корзину следующему игроку, а сам встает в конец колонны. Следующий бежит с корзиной собирает кубики и бежит в свою команду. Выигрывает команда первой закончившая задание.

-А мы отправляемся дальше.

Стал волшебным школьный сад

Листья золотом горят.

Посмотрите, как красиво!

Кто раскрасил все на диво

Кто волшебник этот спросим

Ну конечно, это ….осень.

Шлю осенний свой привет!

Принесла вам не конфет,

А богатый урожай!

Что в корзине, угадай!

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? Репка.

По команде «Вершки» дети поднимают руки вверх. «Корешки» дети садятся на корточки.

Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко.

И кто репку ту добудет

Тот здоровым сильным будет.

Выбирают в две команды персонажей сказки «Репка».На расстоянии 10 – 15 м от команды «Репку» сажают на стул. «Дед» бежит к « Репке» обегает ее и бежит за «Бабкой». Вместе они бегут к « Репке» и т. д. Побеждает та команда, которая первая вытянет «Репку».

-А теперь подул ветер и пошел дождь.

Детей разделить на две группы. Дети из первой группы изображают дождь. Повторяют: «Кап-кап-кап», и хлопают в ладоши. А дети из второй группы изображают ветер. Хором произносят: «У-у-у-у-у» и, раскачиваясь, поднимают руки вверх. По команде дети выполняют задание одновременно.

-Прошел дождь и на земле появились лужи.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди и нет просвета.

Затерялось лето где-то.

Дождь осенний налил лужи,

Перейти скорей их нужно.

Эстафета « Перейди лужу».

-А мы отправляемся дальше.

Если снег лежит кругом

Если речка подо льдом,

Значит в гости к нам сама

Кто пришла, скажи…….Зима.

Обернулась в лед вода

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой серым

Перестал медведь реветь

В спячку впал в бору медведь.

А ребята зиме рады!

Рано утром в парк ходили

Там снеговика лепили

А потом с горы катились

Веселились и резвились

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком-

Получился снежный ком.

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку (снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги.) По команде учителя игрок бросает первый снежок, а второй ребенок бежит к месту падения «снежного снаряда» и оттуда запускает свой снежок. Таким же образом поступают и все остальные игроки из команды. Когда все участники сделали бросок, победа присуждается той команде, которая отошла дальше от стартовой линии, то есть побеждают те, чьи броски в сумме оказались самыми дальними.

Но вот закончилась игра

Нам книгу закрывать пора

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал немножко здоровей

Узнал ты много игр смешных

И много всяких всячин,

И, если ты запомнил их,

Не зря твой день потрачен.

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Всем спасибо за внимание

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнований

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем – до свидания,

До счастливых новых встреч!

Программа «Динамическая пауза» позволила воспитать такие качества личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека, а также развила различные формы двигательной активности для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Базовым результатом освоения программы «Динамическая пауза» являются:

 активное развитие физической природы учащихся;

 формирование психических и социальных качеств личности учащихся;

 приобретение учащимися социальных знаний, установок на здоровый образ жизни;

 укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям;

 формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья;

 воспитание и формирование лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде;

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.

В ходе реализации программы у учащихся были сформированы универсальные учебные действия, определяющиеся первую очередь их широкой востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

1. Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.

 Проговаривать последовательность действий.

 Работать по предложенному учителем плану.

 Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

2. Познавательные УУД:

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

3. Коммуникативные УУД:

 Слушать и понимать речь других.

 Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

 Уметь доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.

 Выполнять различные роли в группе.

 Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

УЧЕБНОЙ-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

Литература для педагога:

1. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Институт практической психологии. 2010г.

2. Ковалько В.И. «Методические рекомендации и практические материалы к урокам физкультуры». «ВАКО». Москва. 2011г.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: М. ВАКО, 2007 г.

4. Патрикеева А.Ю. Подвижные игры 1 – 4 классы. М.: Вако, 2007г.

5. Пилипко Н.В. «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками. 2009г.

6. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!»: С.-Пб., Детство-Пресс, 2004г.

7. Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»:ИЛЕКСА, 2009г.

8. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 — 2003г.

9. Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь», 2010г.

Литература для детей и родителей:

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: Центр «Вентана-граф». 2002г.

2. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии: АНО "Диалог культур", 2013 г.

3. Прохорова Г.А Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. :М., Айрис Пресс, 2004г.

Материально – техническое сопровождение.

1. Мультимедийная установка.

4. Спортивный инвентарь: обручи, гимнастические палки, мячи.

Оцените статью
Добавить комментарий