Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении

Гражданский кодекс предусматривает особый вид перевозок: прямое смешанное сообщение. Данный вид транспортного обязательства возникает при перевозке грузов, пассажира и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Специальный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, к которому отсылает ГК, пока не принят.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки грузов по своей юридической природе является:

— двусторонне обязывающим (взаимным).

Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

Стороны (субъекты) обязательств из договора перевозки груза:

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику.

Форма. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента (ценная товарораспорядительная бумага) или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом.

Содержание. Договор перевозки груза двусторонне обязывающий. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором. Основная обязанность грузоотправителя — внесение провозной платы. Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования.

Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении, заключаемый между грузоотправителем и перевозчиком, принимающим груз, отличается от обычного договора перевозки конкретного груза лишь содержанием некоторых условий (о сроке доставки груза, об обеспечении его сохранности, а также об оплате провозной платы и иных платежей, связанных с перевозкой груза), представляя собой его разновидность.
Его сторонами также являются грузоотправитель, предъявляющий груз к перевозке, и перевозчик, принимающий груз для доставки его в пункт назначения. При этом перевозчик возлагает исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, на третьи лица — другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта.

Общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется совокупностью сроков его доставки транспортными организациями всех видов транспорта, принимавшими участие в перевозке, и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующих видах транспорта (ст. 75 УЖТ, п. 1 ст. 109 КВВТ). В случае его нарушения имущественную ответственность за просрочку доставки несет не транспортная организация, выдавшая груз (как это имеет место при прямых перевозках), а та транспортная организация, по вине которой допущена просрочка (п. 1 ст. 109 КВВТ).

Обязанности по обеспечению сохранности груза, перевозимого в прямом смешанном сообщении, несут все транспортные организации, принимающие участие в его перевозке. Имущественная ответственность за несохранность грузов до передачи их в пункты перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы (ст. 79 УЖТ, п. 1 ст. 114 КВВТ).

Плата за перевозку груза в прямом смешанном сообщении взимается: в пункте отправления — с грузоотправителей; в пункте перевалки — с грузоотправителей или грузополучателей; в пункте назначения — с грузополучателей или грузоотправителей (ст. 113 КВВТ, ст. 76 УЖТ).

Расходы, понесенные транспортными организациями в связи с оборудованием вагонов, речных и морских судов для многоярусного размещения грузов, а также в связи с размещением тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов и креплением их в вагонах, на морских и речных судах, осуществленными в пунктах перевалки, относятся на грузополучателя. С грузоотправителя может быть также взыскан штраф за задержку по его вине вагонов или контейнеров в пунктах перевалки.

Содержание договора купли-продажи

Права и обязанности продавца.Основной для продавца является обязанность по передаче товара покупателю. Включает целый ряд условий (требований) и предполагает передачу товара:

а) путем вручения товара или предоставления его в распоряжение покупателя;

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Читать дальше:  Акт осмотра автомобиля для списания образец заполнения

Итак, надлежащим исполнением обязанности по передаче товара покупателю может выступать как фактическая передача (в том числе перевозчику или организации связи), так и символическая, а также передача путем вручения товарораспорядительных документов.

б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;

Принадлежностями в гражданском праве называются вещи, не имеющие самостоятельного хозяйственного значения и призванные обслуживать использование главных вещей, но не связанные с ними конструктивно (например, чехол для защиты компьютера от пыли). Обычно к числу таких документов относятся сертификаты качества, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, ремонту, хранению, руководства по сборке, наладке товаров и др.

в) в определенном количестве;

Количество продаваемого товара может устанавливаться либо фиксированной твердой цифрой, либо путем указания на способ определения количества (например, продажа обоев в количестве, необходимом для оклейки конкретного помещения). Последний вариант особенно часто используется в договорах поставки и энергоснабжения.

г) в согласованном ассортименте;

Ассортимент это объединение (группировка) однородных товаров, различаемых по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам. Если ассортимент в договоре не определен, но из существа обязательства вытекает необходимость поставки товаров в ассортименте, продавец может либо самостоятельно определить ассортимент, исходя из известных ему потребностей покупателя, либо отказаться от исполнения договора.

д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;

Комплектностьтовара – это наличие в нем всех необходимых составных частей (агрегатов, узлов, деталей и т. п.). Если комплектность товара не установлена в договоре тем или другим способом, она определяется обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. Покупатель некомплектного товара вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок.

е) установленного качества;

Условие о качестве товара относится к числу обычных условий договора и в большинстве случаев устанавливается самими сторонами. При этом качество товара может определяться различными способами: по образцу, по описанию (спецификации), на основе стандарта, по предварительному осмотру и др. По общему правилу, продавец отвечает только за недостатки товара, которые возникли до момента его передачи покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (п. 1 ст. 476 ГК).

ж) свободным от прав третьих лиц;

Данное условие считается нарушенным, если продаваемый товар обременен правами третьих лиц (вещными или обязательственными) либо их притязаниями, которые впоследствии признаны правомерными.

з) в таре и упаковке.

Эта обязанность не распространяется на продажу товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания или упаковки.

Права и обязанности покупателя.Основу содержания обязательства из купли-продажи образуют встречные по отношению к обязанностям продавца по передаче товара обязанности покупателя принять товар и оплатить его. Наряду с ними закон регулирует и ряд дополнительных обязанностей покупателя: известить продавца о ненадлежащем исполнении договора (ст. 483 ГК), а также застраховать товар (эта обязанность может возлагаться как на покупателя, так и на продавца).

Соглашением сторон договора могут устанавливаться особые правила оплаты товаров: авансом, в кредит, а также в кредит с рассрочкой платежа.

Нарушение покупателем условия о принятии товара дает продавцу право потребовать от покупателя принять товар либо расторгнуть договор. И в том и в другом случае продавец управомо-чен на взыскание с покупателя убытков.

Если покупатель принял все количество товара, предусмотренное договором, но не оплатил его, продавец вправе требовать оплаты товара и, сверх того, уплаты процентов на просроченную сумму платежа (ст. 395 ГК). При этом, если договором предусмотрена периодическая поставка товаров, продавец вправе задержать передачу покупателю следующих партий товара до полной оплаты предыдущих.

Правам покупателя, основным среди которых является право требовать передачи товара, корреспондируют рассмотренные Выше обязанности продавца.

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении характеризуется рядом присущих ему признаков:

— перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, но по единому транспортному документу-накладной, которая составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения передается грузополучателю вместе с грузом;

— договор заключается единовременно и непосредственно между грузоотправителем и транспортным предприятием, принимающим груз к перевозке. Это транспортное предприятие является законным представителем всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения.

Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных для всех участвующих в перевозке видов транспорта, и исчисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, портах, аэропортах отправления груза исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта. Аналогичные правила платы за перевозку устанавливаются и для пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Ответственность по договору перевозки в прямом смешанном сообщении определяется транспортными уставами и кодексами. На этот вид сообщения распространяются общие правила и пределы имущественной ответственности за несохранность грузов и просрочку их доставки. При установлении виновности железных дорог, пароходств, автотранспортных предприятий в утрате, недостаче, повреждении или порче груза ответственность несут соответственно железные дороги, пароходства и автотранспортные предприятия. Ответственность за сохранность груза до момента его передачи в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы.

Читать дальше:  Котируется ли диплом о профессиональной переподготовке

Ответственность за нарушение транспортных обязательств. Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством. Бремя доказывания невиновности перевозчика возлагается на него самого.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии данных о цене груза в счете продавца и в договоре стоимость груза определяется по правилам так называемого обычного права, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы. И любые отметки об этом в перевозочных документах недействительны. Однако сторонам — перевозчику и грузоотправителю — предоставлено право на соглашение, в силу которого повышаются пределы их ответственности по сравнению с пределами, установленными законодательством.

Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. К категории таких операций относятся:

— своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

— отправка груза с территории станции, порта, аэропорта в сроки, предусмотренные правилами перевозки или договором;

— обеспечение перевалочных работ при смешанных перевозках;

— информирование грузополучателя о прибывающем или о прибывшем в его адрес грузе;

— своевременная разгрузка вагонов, судов, контейнеров, если это входит в обязанности перевозчика.

Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер. При длительной просрочке доставки груза (30 дней со дня истечения срока доставки, четыре месяца со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении) груз признается утраченным. Грузополучателю в этих случаях предоставляется право требования возмещения ущерба в связи с несохранностью груза. При прибытии груза после указанных сроков (просрочке) грузоотправитель вправе отказаться от такого груза либо возвратить перевозчику сумму, полученную за утрату груза.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки. Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил сдачи груза к перевозке, его упаковки, своевременного получения груза в пункте назначения, оформления перевозочных документов и т.д.

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

Договоры перевозки пассажира и багажа. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Включение в единое понятие договора перевозки как пассажира, так и его багажа не дает оснований для вывода о правовом единстве этих двух договоров. Признаки их различны: договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный. Письменное оформление этих договоров также различно: заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа — багажными, грузобагажными квитанциями соответственно.

Ответственность по договору перевозки пассажира определяется ГК и соответствующими транспортными уставами и кодексами. Ответственность перевозчика за ненадлежащее выполнение договорных обязательств перед пассажиром выражается в уплате штрафа в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки отправления или опоздания поезда, но не более чем в размере стоимости проезда. Законодательство устанавливает ряд обстоятельств, при наличии которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки пассажира к месту назначения. Такая ситуация возникает, если просрочка имела место:

— вследствие непреодолимой силы;

— из-за устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни или здоровью пассажира;

— из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Доказательство наличия таких обстоятельств возлагается на перевозчика.

Услугополучателями в договоре перевозки пассажира являются лишь граждане. Это обстоятельство обусловило правомерность применения в обязательствах, возникающих из перевозки пассажиров, не только транспортного законодательства, но и Закона о защите прав потребителей, что расширяет возможности пассажира при защите его прав и законных интересов.

Читать дальше:  Как пишется объяснительная по семейным обстоятельствам

Договор буксировки. По договору буксировки пароходство обязано за установленную плату буксировать плот или судно до назначенного пункта или в течение определенного времени, или до выполнения определенного маневра.

Договор буксировки взаимный и возмездный. Что же касается вопроса о том, каким является этот договор: реальным или консенсуальным, то в данном случае однозначного ответа нет, поскольку права и обязанности по договору могут возникать в одном случае в момент предъявления плота или судна (реальный договор), а в другом случае и при выполнении других операций (швартовка судов, перестановка их с одного причала на другой) договор является консенсуальным.

Сторонами в договоре буксировки являются: владелец буксирующего судна (буксировщик) и владелец буксируемого судна, плота или иного плавающего объекта (клиент). В качестве иного плавающего объекта выступают плавучие краны и доки, землечерпальные или дноуглубительные снаряды. В качестве буксировщика может выступать не только пароходство, но и речной порт или пристань, которые, хотя и входят в состав пароходства, но являются юридическими лицами и выступают в договоре от своего имени.

Несмотря на кажущуюся однотипность предмета договора буксировки и договора перевозки грузов (услуги по перемещению какого-либо имущества), предмет этих договоров различен, поскольку перемещение в договоре буксировки осуществляется лишь применительно к плавучему объекту. Способ перемещения в договоре буксировки также специфичен — тяга или толкание, что сближает его с подрядными договорами, обязательствами по выполнению работ, хотя и не делает их разновидностью.

Ответственность сторон по договору буксировки установлена в соответствующих уставах и кодексах, которые закрепляют общий принцип гражданско-правовой ответственности — ответственность за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по буксировке судов и плотов, иных плавучих объектов.

Транспортная экспедиция.Договором транспортной экспедиции является соглашение, в силу которого экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя (грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является публичным договором, относится к категории взаимных и возмездных договоров. В случае, когда экспедитору предоставлено право заключать договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным договором. В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организационные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным.

Этому договору присущи признаки некоторых других договоров: поручения, подряда, хранения. В случаях, когда договор экспедиции предусматривает обязанности экспедитора по оформлению сдачи и приема груза на транспортном предприятии, налицо признаки договора поручения. При осуществлении экспедитором погрузочно-разгрузочных работ наличествуют признаки договора подряда. Накопление грузов, в том числе так называемых мелких отправок, на своих или арендованных складах до их отправки соответствует признакам договора хранения. Этому же договору присущи и обязанности экспедитора обеспечивать сохранность груза до выдачи их надлежащему получателю. В договоре транспортной экспедиции наличествуют и некоторые элементы агентского договора.

Предмет договора транспортной экспедиции обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия:

— заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки;

— осуществлять отправку и получение груза;

— заниматься раскредитацией транспортных документов;

— производить оплату услуг перевозчика;

— принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента,

— а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.

Предмет договора транспортной экспедиции может быть определен как совокупность юридических действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки груза и способствующих надлежащему выполнению договора перевозки этого груза.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; Нарушение авторского права страницы

Договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении — один из самостоятельных гражданско-правовых транспортных договоров. Его значение и роль заключаются в правовом регулировании перевозочного процесса, в котором принимают участие два или более вида транспорта.

Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении регулируется как транспортным законодательством, так и соглашением сторон (ст. 788 ГК РФ, ст. 65—79 УЖТ, ст. 104-114 КВВТ РФ).

  • • перевозка осуществляется несколькими видами транспорта, но по единому транспортному документу — накладной, которая составляется на имя определенного грузополучателя, подписывается грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения передается грузополучателю вместе с грузом;
  • • договор заключается единовременно и непосредственно между грузоотправителем и транспортным предприятием, принимающим груз к перевозке. Это транспортное предприятие является законным представителем всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения.

Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности сроков, установленных для всех участвующих в перевозке видов транспорта, и исчисляются в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта.

Плата за перевозку грузов в прямом смешанном сообщении взимается с грузоотправителей на станциях, портах, аэропортах отправления груза исходя из расстояний, на которые осуществляется перевозка грузов на соответствующем виде транспорта.

Ответственность по данному договору определяется транспортными уставами и кодексами.

Оцените статью
Добавить комментарий