Должен ли субподрядчик открывать счет в казначействе

Что контролирует Казначейство

Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Такой механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Поэтому такие деньги называют «целевые средства». Реализация казначейского сопровождения в 2019 году осуществляется для случаев, которые перечислены в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ от 29.11.2018:

  • государственных контрактов, цена которых превышает 100 миллионов рублей;
  • соглашений на предоставление субсидий или инвестиций из бюджета юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, регламентирующих бюджетное субсидирование, за исключением случаев, когда заключаются отдельные соглашения на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юридических лиц в том случае, когда такие взносы выступают источником финансирования таких предприятий;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными учреждениями, цена которых установлена на уровне не ниже 100 миллионов рублей и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, которые подписываются и являются неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся соглашений;
  • авансов по госконтрактам (кроме соглашений по государственному оборонному заказу), цена которых равна или больше 100 миллионов рублей, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, заключенный с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, а также контрактов, подписанных в рамках исполнения таких договоров с единственным поставщиком;
  • расчетов по государственным контрактам по ГОЗ на сумму более 100 миллионов рублей.

Законодательство предусматривает некоторые исключения. Они прописаны в ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейское сопровождение контрактов в 2019 году не ведется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным учреждениям для госконтрактов на покупку коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и проч.

Казначейское обеспечение обязательств (КОО) при сопровождении Казначейством нужно в случаях, которые предусмотрены в ч. 8 ст. 5 459-ФЗ, п. 9 правил казначейского сопровождения. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, а также контрактам, которые заключаются в рамках их исполнения.

Казначейское обеспечение обязательств осуществляется и для субсидий, выделяемых по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», а также для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 459-ФЗ. Средства для оплаты обязательств юрлиц перечисляются только после получения такого обеспечения. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.

Правила контроля госконтрактов

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 году осуществляется по правилам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018. Этот документ поясняет, что такое казначейское сопровождение контрактов.

Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) должны открыть счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.

Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.

Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт, а также иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это могут быть накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура.

Перечисление целевых денег не на лицевые счета в Казначействе, а на банковские счета допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

При казначейском контроле в госконтракты должны быть включены определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):

  • открыть лицевой счет в ТОФК для осуществления операций;
  • предоставить в орган Казначейства и государственному заказчику сведения об исполнителях (соисполнителях);
  • предоставить в ТОФК документы, предусмотренные правилами расходования целевых средств (накладных, актов и т. д.).

В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, должен быть указан идентификатор государственного контракта, казначейское сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Работники Казначейства, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.

Идентификатор госконтрактов

Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи в реестре и сохраняется на протяжении действия договора.

Читать дальше:  Водоканал ялта узнать задолженность по лицевому счету

Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах.

Казначейский контроль в гособоронзаказе

Казначейское сопровождение государственного оборонного заказа 2019 год сделал обязательным. Правила утверждены Постановлением Правительства № 1702 от 28.12.2018.

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Гособоронзаказ казначейское сопровождение исключает и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275 ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Все случаи, исключающие казначейское сопровождение по ГОЗ, прописаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 459-ФЗ. Казначейство также не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Что такое казначейский счет для коммерческой организации? В чём его назначение? Как его использовать? Эти и другие вопросы, связанные с главной темой, разберём в статье.

Что это и зачем нужен?

Чем же является казначейский счёт? Начнём с определения.

Счёт в казначействе – это лицевой реквизит, имеющий предназначением получение выплат из бюджета.

В чём состоит отличие от расчётного счёта, и есть ли разница вообще? Да. Если расчётным счётом юридические лица имеют право пользоваться в свободном режиме, то в случае с казначейским всё несколько иначе.

Реквизит создаётся при необходимости выполнения разных работ в рамках действующих госзаказов. Перечисляются сюда только деньги из бюджета. Каких-либо других примечательных моментов нет.

Примечание 1. Когда юрлицо получает право реализовать государственный заказ, деньги для исполнения поступают исключительно на казначейский счёт.

Для чего открывают?

Создание этого реквизита необходимо для обеспечения контроля со стороны госорганов. Что именно контролируется? Соответствие использования денег заявленным целям.

Основные задачи казначейства в данном контексте – контроль за:

  • следованием контрактным договорённостям;
  • соблюдением актуальных положений законодательства;
  • целесообразно организованным применением бюджетных денег.

Теперь подробнее рассмотрим отдельные положения.

На что даются деньги?

Существуют следующие основания для предоставления денежных средств, расходование которых мониторит казначейство:

  1. Контракты, выставляемые государством. Речь идёт о суммах от 100 000 000 рублей и выше.
  2. Выдача субсидий и инвестиций бюджетного происхождения. Здесь всё определяет наличие договора.
  3. Соглашения, касающиеся взносов, отправляемых в уставной капитал.
  4. Регламентированные законодательно и нормативно акты, в которых есть указания на права касательно выдачи субсидий и порядок их получения.
  5. Госконтракты. Имеются в виду те, что оформляются в рамках взаимодействия с бюджетными и автономными субъектами. Цена – также больше суммы в 100 миллионов рублей.
  6. Соглашения любого рода, оформленные в контексте исполнения государственного контракта.
  7. Государственные заказы из сферы оборонной промышленности (комплекса).

Этот перечень отражает все обстоятельства, в связи с которыми те или иные юридические лица имею дело с бюджетными средствами и казначейским счётом. Указанные основания нужно рассматривать вкупе с тем, как работает казначейство.

Функции контролирующего органа

Для Казначейства Российской Федерации определены такие функции:

  1. Контроль выполнения обязательств. Конкретно речь идёт о соответствии реального объёма выполненного тем пунктам, что прописаны в документации.
  2. Контроль временного фактора. Здесь имеется в виду мониторинг оговоренных в контракте сроков выполнения работ.
  3. Осуществление проверочных мероприятий по фактической поставке товара.
  4. Мониторинг указанной и реальной цен товара. То и другое должно соответствовать друг другу.

Сопровождение, организуемое Казначейством, исполняется согласно положениям Постановления Правительства №1552 от 30.12.2016 г. Данный акт гласит: юрлица, получающие средства из государственного бюджета, обязаны создавать казначейский расчётный счёт. На него деньги начисляются, с него же они списываются.

Теперь, когда мы немного разобрались с целями и обеспечением, перейдём к процессу открытия реквизита.

Как открыть счёт?

Весь процесс открытия казначейского счёта юридическому лицу предопределён положениями, разработанными Федеральным казначейством РФ. В частности регламент описан в приказе №21н от 17.10.2016 г. (последняя редакция – от 28.12.2017 г.).

Как водится в таких случаях, важный элемент открытия счёта – подготовка документации. Например, к таковой относятся заявка на открытие и карточка подписей (образцов). Есть и другие необходимые документы.

Ходатайство

При открытии РС для обособленно работающего филиала организации необходимо и ходатайство от головного офиса. В нём обозначается просьба о создании казначейского счёта. Форма составления бумаги – свободная.

Документ нужен не всегда, но его предоставление, если в работе филиал компании, не менее важно, чем подача других бумаг.

Заявление

Заявление на открытие казначейского счёта составляется по определённой форме. Номер формы – 05311752. Какая информация есть в документе:

  • наименование самого документа;
  • день, месяц и год создания (в формате 22.11.2222);
  • название организации, для работы которой нужно открыть реквизит в Казначействе;
  • наименование иных получающих сторон;
  • казначейское подразделение (отдел);
  • просьба, в которой должна быть обозначена необходимость создания счёта;
  • разные кодовые обозначения (реквизиты), такие как ИНН, КПП, ОКПО.
Читать дальше:  Акции закрытого акционерного общества распространяются

Эта бумага является, строго говоря, стартовой. С неё начинается процедура открытия казначейского счёта.

Карточка образцов подписей

Внесение данных в карточку образцов подписей – второй шаг процесса. Используется для документа форма за номером 05311753.

Чем вообще является карточка?

Она необходима для учёта в работе специалистами контролирующего органа (казначейства). Во-первых, с её помощью работники финансового учреждения извещаются о том, как выглядят оригинальные подписи главных должностных лиц компании.

Во-вторых, в бумаге содержится оттиск используемой в компании фирменной печати.

Примечание 2. Карточка в обязательном порядке проходит заверение в нотариальной конторе.

Дополнительные бумаги

Кроме описанных выше основных документов, есть и “бонусные”. Дополнительную документацию Казначейство России может запросить или нет. В любом случае, лучше всего предусмотреть запрос и заблаговременно собрать весь пакет бумаг. Это:

  • копия госконтракта, для реализации которого и создаётся счёт в Федеральном казначействе;
  • выписка из ЕГРЮЛ, свидетельствующая о регистрации юридического лица;
  • копия Устава учреждения, которое будет реализовывать контракт;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учёт плательщика;
  • справка из Фонда социального страхования Российской Федерации, которая подтверждает факт уплаты страховых взносов.

Все эти бумаги, как было отмечено, могут и не понадобиться, но подстраховка будет не лишней. Это сэкономит и средства, и, самое главное, время, если требование о предоставлении дополнительной документации всё же будет выдвинуто контролирующим органом.

Решение

На последнем этапе казначейские работники производят сверку фактически поданных документов с образцами, полученными от разных государственных структур.

На принятие решения по созданию расчётного счёта отводятся пять дней. По истечении срока в компанию, являющуюся потенциальным исполнителем госконтракта, приходит извещение.

Контроль и расходование денег

Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?

На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.

Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход. Какие это бумаги? Например, можно направить:

  • платёжное поручение;
  • собственно госконтракт;
  • накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.

Примечание 3. В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.

В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.

Клиенту могут отказать в расходовании денежных средств, если выявляется какое-то несоответствие в подписях и печати.

Какие могут фигурировать источники расходов:

  • приобретение стройматериалов;
  • покупка инструментов;
  • начисление заработной платы работникам;
  • наём стройбригады и т.д.

Какие действия недопустимы в отношении бюджетных денег:

  • осуществление взноса в уставной капитал;
  • покупка какой-либо собственности для удовлетворения нужд организации;
  • перечисление средств на банковский реквизит подрядчика (хотя тут есть свои исключения).

Примечание 4. Перевод денег на счета подрядчиков и субподрядчиков – исключительное обстоятельство. Например, это может быть актуально в случае начисления зарплат и при оплате проделанной работы. Субподрядчикам деньги начисляются для оплаты ЖКХ и приобретения проездных.

Оплата осуществляется и при фактических расходах. Такая ситуация сопряжена с необходимостью подтвердить сам факт трат. Для этого могут применяться бумаги о поставке товара или о предоставлении услуг.

Заключение

Как правило, казначейский счёт нужен для выполнения государственного заказа. Выделяемые средства используются исключительно для реализации целей, предусмотренных договором. При этом весь процесс сопровождается госконтролем со стороны компетентных органов.

    On 19.10.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, Гособоронзаказ, Казначейство, Статьи

Минфин внес поправки в закон 44-ФЗ, которые обяжут поставщиков в рамках госзаказа открывать счета в Казначействе. Так что, возможно, вскоре расширится перечень ситуаций, в которых необходимо казначейское сопровождение. В статье расскажем о том, что это такое, как работает и зачем нужно?

На кого распространяется казначейское сопровождение

По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.

Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2016 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Читать дальше:  Материальная помощь от профсоюза при рождении ребенка

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Условия госконтракта с казначейским сопровождением

Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:

  • определить субподрядчиков;
  • открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
  • предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.

Суть сопровождения

Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).

По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.

Как происходит процесс

После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.

Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.

Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.

Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.

Роль Казначейства

Казначейство занимается не только финансовым сопровождением контракта, но и выполняет контролирующие функции. Служба имеет право проверить:

  • соответствует ли объем фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдены ли предусмотренные контрактом сроки;
  • был ли товар поставлен;
  • соответствует ли фактический размер прибыли указанному в контракте;
  • соответствует ли цена товара его себестоимости.

Что может измениться для заказчика

Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.

Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.

Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.

Оцените статью
Добавить комментарий