Допустимый суммарный люфт в рулевом управлении газель

— легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10 градусов;

— автобусы — 20 градусов;

— грузовые автомобили — 25 градусов.

  • 9. Имеются перемещения деталей и узлов, не предусмотренные конструкцией, резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом.
  • 10. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).
  • 11. Применены детали со следами остаточной деформации, с трещинами, другими дефектами.
  • 12. Вращение рулевого колеса происходит с рывками и (или) заеданиями.
    • ПДД он-лайн
    • ПДР на Беларускай мове
    • Rules of the road
    • ПДД для Android
    • ПДД для iPhone
    • ПДД в формате FB2
    • Стаж водителя
    • Административная ответственность
    • Уголовная ответственность
    • История Правил
    • Последние изменения в ПДД
    • Правила дорожного движения
    • Приложение 1. Дорожные светофоры
    • Приложение 2. Дорожные знаки
    • Приложение 3. Дорожная разметка
    • Приложение 4. Перечень неисправностей
    • Глава 1. Тормозные системы
    • Глава 2. Рулевое управление
    • Глава 3. Внешние световые приборы
    • Глава 4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
    • Глава 5. Колеса и шины
    • Глава 6. Двигатель
    • Глава 7. Прочие элементы конструкции транспортного средства
  • Приложение 5. Опознавательные знаки транспортных средств
  • © ООО «Новый поворот», 2007—2019. Обратная связь
    Перепечатка материалов сайта только после согласования

    Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

    1. Тормозные системы

    1.1 Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.

    1.2 Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

    1.3 Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

    1.4 Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.

    1.5 Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:

    • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
    • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
    • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.

    2. Рулевое управление

    2.1 Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

    Суммарный люфт
    не более (градусов)
    Легковые автомобили и созданные на их
    базе грузовые автомобили и автобусы
    10
    Автобусы 20
    Грузовые автомобили 25

    2.2 Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

    2.3 Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

    3. Внешние световые приборы

    3.1 Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

    Примечание

    На транспортных средствах, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей.

    3.2 Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.

    3.3 Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

    3.4 На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

    3.5 Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

    3.6 На транспортном средстве установлены:

    • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
    • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
      (п. 3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

    Примечание

    Положения настоящего пункта не распространяются на государственные регистрационные, отличительные и опознавательные знаки, установленные на транспортных средствах.
    (примечание введено Постановлением Правительства РФ от 28.02.2006 N 109)

    4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

    4.1 Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

    Читать дальше:  Граница эксплуатационной ответственности газовых сетей

    4.2 Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

    5. Колеса и шины

    5.1 Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

    Примечание

    Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

    5.2 Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

    5.3 Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

    5.4 Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

    5.5 На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
    (пп. 5.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

    6. Двигатель

    6.1 Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.

    6.2 Нарушена герметичность системы питания.

    6.3 Неисправна система выпуска отработавших газов.

    6.4 Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

    6.5 Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

    7. Прочие элементы конструкции

    7.1 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

    7.2 Не работает звуковой сигнал.

    7.3 Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

    Примечание

    На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

    7.4 Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

    7.5 Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

    7.6 Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

    7.7 Отсутствуют:

    • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99;
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
    • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
    • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-99.
      (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)

    7.8 Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)

    7.9 Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
    (п. 7.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87)

    7.10 Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

    7.11 Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема — опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

    7.12 На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

    7.13 Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

    7.14 Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

    Читать дальше:  Ведение журнала входящей и исходящей корреспонденции

    7.15 Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.

    7.15.1 Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

    7.16 На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

    7.17 На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

    7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Люфт — термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого — управляемого узла.

    Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.

    Применительно к автомобилю и рулевому управлению — угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.

    Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?

    Еще один термин, требующий рассмотрения — «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.

    Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.

    В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.

    Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.

    Наличие зазора — технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.

    Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.

    По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.

    Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении — норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.

    Здесь прослеживается интересная закономерность — чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.

    В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:

    • Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
    • Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
    • Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
    • Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.

    Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.

    Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.

    Что такое начало поворота рулевого колеса?

    Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать — начало поворота управляемого колеса.

    Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.

    Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.

    Допустимые люфты в автомобилях

    В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.

    Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:

    • Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков — 10 ;
    • Для автобусов — 20 ;
    • Для грузовиков —25 .

    Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:

    • Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 — 5 ;
    • Для Газель 3302 — 20 (пассажирский вариант) и 25 (грузовая машина).

    Причины большого люфта

    Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.

    К основным причинам можно отнести:

    • Износ зубчатой планки и зубьев шестерни рулевой рейки.
    • Повреждение или деформация ступичного подшипника. Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта).
    • Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются. Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса.
    • Некачественный ремонт ходовой части машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника. В итоге страдает рулевая система автомобиля.
    • Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием.
    • Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены. Часто люфт в рулевом управлении устраняется после заливки новой рабочей жидкости.
    Читать дальше:  Можно ли отказаться от судебно медицинской экспертизы

    Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.

    Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.

    К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:

    • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
    • Износ оси или втулок маятникового рычага.
    • Ослабление крепежа картера.

    Признаки поломки

    Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.

    К основным симптомам можно отнести:

    • Появление стука в рулевом механизме;
    • Повышенные вибрации во время движения;
    • Скрип при повороте колес;
    • Отклонение от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.

    При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.

    Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.

    Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.

    При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.

    Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.

    Диагностика проблемы и применяемые приборы

    Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.

    Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор — люфтомер.

    С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.

    Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.

    С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.

    Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:

    • Заведите мотор (он должен работать на холостом ходу);
    • Поставьте передние колеса параллельно продольной оси машины. Одновременно с этим убедитесь в работе гидравлического усилителя;
    • Поверните руль в одну, а потом в другую сторону. В этот момент фиксируйте моменты, когда передние колеса начинают прокручиваться в требуемом направлении. Расстояние, которое проходит рулевое колесо между этими промежутками — это и называется люфтом (свободным ходом).

    Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.

    При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.

    Как устранить неисправность: основные способы

    Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.

    Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:

    • Попробуйте настроить винты, усиливающие карданные шарниры. Найти эти элементы можно на валу рулевого управления.
    • С помощью регулировочного винта шарниров поставьте необходимый параметр.
    • Проверьте величину люфта. Если свободный ход остался выше нормы, необходимо искать другую причину.
    • Подтяните регулировочную гайку на рулевой рейке (если такой предусмотрен), это устранит зазоры между зубчатой планкой и ведущей шестерней, который и может быть причиной люфта.

    Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.

    Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.

    С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.

    Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение — разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.

    При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.

    Оцените статью
    Добавить комментарий