Имел ли право областной прокурор отозвать представление

После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — проверку законности приговоров, определе­ний или постановлений суда, не вступивших в законную силу. Правовой основой такой проверки является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Эта функция в дан­ном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу.

Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и ч. 4 ст. 354 УПК государственный обвинитель, в пределах своей ком­петенции, приносит в вышестоящий суд кассационное пред­ставление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда.

В ст. 354 УПК подчеркивается, что прокурор вправе об­жаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каж­дый приговор согласно ст. 297 УК должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требо­ваний влечет для прокурора не только право, но и обязан­ность обжаловать каждый такой приговор. В случаях из­менения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может ото­звать представление до начала рассмотрения его в выше­стоящем суде (ч. 3 ст. 359 УПК).

В кассационном порядке могут быть обжалованы приго­воры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. По­следние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355 УПК).

При осуществлении рассматриваемой деятельности про­курора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК устанавливает, что представление на незаконный или нео­боснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор мо­жет заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о вос­становлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постанов­ление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

В представлении прокурора должно быть указано наи­менование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсу­димых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованно­сти приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются осно­вания принесения представления и полной или частич­ной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела; б) существенное нару­шение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость на­значенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изме­нении приговора.

Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК.

По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, на­правляет его вместе с делом в кассационную инстанцию. Участие прокурора в рассмотрении вышестоящим судом принесенного представления регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 377 УПК прокурор в кассационной инстанции обосно­вывает изложенные в представлении доводы или высказывает возражения по поводу принесенной кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 377 УПК после открытия судебно­го заседания и доклада дела одним из членов суда, прокурор обосновывает принесенное представление и излагает свое мнение относительно приговора. Если дело в кассационной инстанции рассматривается в связи с подачей кассационной жалобы, то прокурор после выступления представителя осужденного, потерпевшего или иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, высказывает свое мнение относитель­но обоснованности жалобы.

В процессе участия в кассационном рассмотрении дела прокурор имеет право знакомиться с дополнительными ма­териалами, представленными суду, заявлять ходатайства, представлять дополнительные материалы в обоснование представления.

Определение кассационной инстанции по рассмотренно­му делу окончательно. В случае несогласия прокурора оно может быть обжаловано лишь в порядке надзора.

Оспаривание приговоров, определений и постановле­ний, вступивших в законную силу.Правовой основой дея­тельности прокурора по оспариванию вступивших в силу приговоров, определений и постановлений суда по уголов­ному делу является п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре. В со­ответствии с этой нормой прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции принести надзорное представление.

Читать дальше:  Безотзывный покрытый безакцептный аккредитив что это

Исключительность надзорного обжалования подчерки­вается и ст. 405 УПК, в соответствии с ее требованиями о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора, за исключением случаев, указанных в законе (ч. 2, ст. 405 УПК РФ).

Приказ Генерального прокурора РФ от 11 февраля 2003 г. N 10 «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства» регламентирует полномочия и организацию деятельности прокуроров.

При рассмотрении дела в надзорной инстанции прокурор поддерживает представление.В президиуме суда субъекта РФ это делает прокурор субъекта РФ, в судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ или его заместитель, в Президиуме Верхов­ного Суда РФ — Генеральный прокурор РФ. В результате рассмотрения дела представление прокурора может быть удовлетворено или отклонено. Определения или поста­новления президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы в порядке надзора в указанном выше по­рядке.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит, за исключением случаев выявления вновь открывшихся обстоятельств.

Тема 15. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе.

Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 10248 | Нарушение авторских прав

Проводимая ныне законодателем реформа проверочных стадий уголовного процесса сопровождается существенным обновлением законодательной регламентации процедуры производства в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ*(1) в УПК РФ положения, регламентирующие порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных решений, подробнее, чем прежде, определяют компетенцию прокуроров на принесение кассационных и надзорных представлений.

Если ч. 1 ст. 402 УПК содержит лишь общее указание на то, что "прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда", то новые ст. 401.2 и 412.3 УПК подробно регламентируют полномочия прокуроров различного уровня на принесение кассационных и надзорных представлений. Так, с кассационным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд кассационной инстанции; 2) прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. Обратиться же в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ вправе только Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Очевидным достижением нового уголовно-процессуального законодательства является то, что оно, наконец, урегулировало последствия отзыва кассационных и надзорных жалоб, представлений.

Причины, побуждающие лиц, отстаивающих, защищающих или представляющих в уголовном процессе личные интересы, отозвать поданные ими ранее кассационные или надзорные ходатайства, могут быть самыми разными. Что же касается прокурора, то для него в любой следственной, судебной ситуации существует лишь одна линия поведения — та, которая в наибольшей мере соответствует требованиям закона. Поэтому основанием для отзыва кассационного или надзорного представления может быть только незаконность содержащихся в нём требований.

До внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ уголовно-процессуальный закон не содержал регламентации действий суда в случае отзыва надзорного ходатайства. Этот пробел был восполнен пленумом Верховного Суда РФ, который в п. 12 постановления от 11 января 2007 г. N 1 "О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции" дал следующее разъяснение: в случае, когда заявление поступит после принятия решения о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции, соответствующий суд выносит постановление (определение) о прекращении надзорного производства в связи с отзывом жалобы или представления.

Теперь же согласно п. 4 ч. 1 ст. 401.5 и п. 4 ч. 1 ст. 412.4 УПК в случае поступления просьбы об отзыве жалобы, представления до начала заседания судов кассационной или надзорной инстанции они возвращаются заявителю без рассмотрения. Если лицо, подавшее надзорные жалобу или представление, отзывает их после начала заседания президиума Верховного Суда РФ, то суд надзорной инстанции оставляет надзорную жалобу или представление без рассмотрения (п. 8 ч. 1 ст. 412.11 УПК). Как поступить в аналогичной ситуации суду кассационной инстанции, законодатель не указывает, однако, как представляется, закон в этом случае должен применяться по аналогии.

Читать дальше:  Какие документы нужны для поверки газового счетчика

В случае возвращения заявителю надзорных жалобы, представления без рассмотрения в связи с их отзывом заявитель утрачивает право повторного обращения в этот суд.

Вызывает нарекания регламентация срока возвращения без рассмотрения жалоб и представлений. Согласно ч. 2 ст. 401.5 и ч. 2 ст. 412.4 УПК кассационные и надзорные жалобы, представления в случае их отзыва заявителем должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд кассационной или надзорной инстанции. Очевидно, что этот срок может быть соблюдён только в случаях, когда возвращение жалобы или представления обусловлено иными, нежели их отзыв, причинами, т.е. когда основания для их возвращения выявляет сам суд кассационной или надзорной инстанции (например, жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной или надзорной инстанции).

Если исходить из того, что отзыв кассационных или надзорных жалоб, представлений сроком не ограничен, соблюдение требования об их возращении заявителю в течение 10 дней со дня их поступления в суд кассационной или надзорной инстанции может оказаться невыполнимым. В связи с этим положения ч. 2 ст. 401.5 и ч. 2 ст. 412.4 УПК было бы целесообразно дополнить указанием на то, что в случае отзыва жалобы или представления они должны быть возвращены в течение 10 дней со дня поступления в суд соответствующей просьбы.

УПК по-прежнему не определяет, кто пользуется правом отзыва кассационного и надзорного представления. В частности, без законодательного разрешения остался вопрос о том, вправе ли вышестоящий прокурор отозвать кассационную жалобу нижестоящего прокурора.

В советский период вопрос об отзыве протеста вышестоящим прокурором решался положительно. Как писал В. Басков, исходя из принципа централизации органов прокуратуры, вышестоящий прокурор вправе до начала судебного заседания отозвать протест, принесённый нижестоящим прокурором, если он не соответствует закону и материалам уголовного дела*(2). В современной юридической литературе можно встретить противоположные суждения. В частности, высказано мнение о том, что отозвать представление может только прокурор, принесший его*(3).

Думается, что вышестоящий прокурор вправе отозвать представление, внесённое нижестоящим прокурором. Будучи ходатайством о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения, кассационное или надзорное представление призвано выражать позицию не отдельного сотрудника прокуратуры — автора представления, но прокурорского надзора в целом. Составляя единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, прокуратура России действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Такая организация исключает саму возможность отстаивания в ходе уголовного судопроизводства нижестоящим прокурором позиции, которая не соответствовала бы позиции вышестоящего должностного лица или всего ведомства в целом.

Никакие аргументы относительно необходимости обеспечения свободы внутреннего убеждения нижестоящего прокурора в этом случае приняты быть не могут. Прокурор действительно не должен отстаивать в ходе судебного разбирательства позицию, которую он сам не разделяет. Но и занимать в суде позицию, противоречащую интересам представляемого им ведомства, прокурорский работник не вправе.

В объяснительной записке к проекту Устава уголовного судопроизводства 1864 г. отмечалось, что сила учреждения прокуратуры заключается в его единстве, а единство его должно состоять в том, чтобы все органы прокурорского надзора действовали согласно между собой и нераздельно. "Из этого начала можно вывести заключение, что низшие органы надзора должны действовать по указанию и руководству высших, так, чтобы все учреждение представлялось как нечто целое и единое; но не следует заключать, чтобы эти низшие органы обязаны были слепым повиновением воле своего начальства. Только с сохранением за представителями прокурорского надзора свободы действия по совести и убеждению можно ожидать, что учреждение это будет сильным и удовлетворит своему двоякому призванию быть и обвинителем, и блюстителем закона"*(4).

В современном уголовном судопроизводстве необходимо говорить о праве прокурора на то, чтобы не осуществлять уголовно-процессуальную деятельность вопреки своему внутреннему убеждению. Должностному лицу прокуратуры не может быть навязана позиция, с которой он не согласен, а потому в случае расхождения позиций вышестоящего и нижестоящего прокуроров последний, по общему правилу, подлежит замене. Наделение вышестоящего прокурора правом на отзыв кассационного или надзорного представления, принесённого нижестоящим прокурором, этого правила не нарушает.

Читать дальше:  Какую дату следует проставлять в протоколе заседания

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что просьбы об отзыве кассационных и надзорных представлений могут быть поданы прокурорами, принесшими представление, а также вышестоящими прокурорами вплоть до Генерального прокурора РФ. Это положение, несомненно, найдёт отражение в приказах Генерального прокурора РФ, которые будут посвящены порядку участия прокуроров в обновлённых процедурах кассационного и надзорного пересмотра уголовных дел. Вместе с тем было бы правильно закрепить это положение и в УПК, что дало бы возможность судам кассационной и надзорной инстанций не рассматривать просьбы об отзыве представлений в случае, если они будут поданы субъектами, не имеющими на то полномочий.

декан юридического факультета

кандидат юридических наук, доцент

"Законность", N 1, январь 2013 г.

*(1) См.: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

*(2) См.: Басков В.И. Деятельность прокурора по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора. М., 1975, с. 51.

*(3) См.: Герасимов С.И., Коротков А.П., Тимофеев А.Ф. 400 ответов по применению УПК РФ: Комментарий. М., 2002, с. 179.

*(4) Судебные уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные Государственной канцелярией. 2-е доп. изд. Часть вторая. СПб., 1867, с. 203.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

К нам поступило представление прокуратуры о нарушениях, мы рассмотрели, подготовили ответ с разьяснениями что те нарушения которые они хотели к нам приписать не имеют отношения к нашей организации поскольку полномочия по этим вопросам у другой организации которая нам не подконтрольна. В конце хотели просить прокурора отозвать данное представление. Возможно ли употребление формулировки отозвать и имеет ли право прокурор отзывать свое представление.

Вам следовать выполнить требование прокурора или представить свои объяснения. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации":

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору…

Вам надо дать свои показания и разьснение по данным их вопроса

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации":

Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору…

Представление прокурора вносится в соответствии со ст.24 Закона РФ "О прокуратуре РФ"

Вы не вправе просить отозвать представление прокурора.

Вам необходимо предоставить подробные пояснения в ответ на представление прокурора, где указать, что нарушений действующего законодательства нет, в связи.

Для начала скажу, что представление прокурора в обязательном порядке должно быть рассмотрено (пункт 1 ст. 24 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации"), а не исполнено. По смыслу названного закона само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает.

Поэтому вы считаете, что представление прокурора необоснованно, то можете не исполнять его, но вы должны рассмотреть его и ответить на данный документ прокурорского реагирования. Более подробно по этому вопросу советую посмотреть здесь:

Другими словами, в течении месяца вы должны дать ответ прокурору на представление, в вашем случае вы сообщите ему, что не согласны с результатами проведенной прокурорской проверки, так как нормы закона вами не нарушены. Если желаете, вы можете попросить прокурора ОТОЗВАТЬ внесенное им представление. "Отозвать" — это совершенно правильный термин. В случае выявления необоснованного внесенного представления прокурор ОБЯЗАН отозвать его.

Оцените статью
Добавить комментарий