Какие произведения являются общественным достоянием

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» ).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ) (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

  • Авторское право
  • Смежные права
  • Презумпция авторства
  • Патентное право
  • Изобретение
  • Полезная модель
  • Промышленный образец
  • Фирменное наименование
  • Товарный знак
  • Наименование места происхождения товара
  • Коммерческое обозначение
  • Ноу-хау (секрет производства)
  • Охрана новых сортов растений
Право интеллектуальной собственности
Основные институты
Права особого рода
  • Базы данных
  • Топологии интегральных микросхем
  • Селекционное достижение

Обще́ственное достоя́ние — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать авторское право в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

Содержание

Общественное достояние в США [ править | править код ]

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 года. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад, однако существует целый ряд исключений, которые могут перевести такие произведения в общественное достояние досрочно.

Кроме того, работы, подготовленные сотрудником или работником правительства США в рамках служебных обязанностей этого лица по закону в общем случае автоматически переходят в общественное достояние, как созданные на деньги налогоплательщиков.

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии [ править | править код ]

По законам Соединённых Штатов Америки, репродукции двумерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, когда при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду, ваша фотография не создаст нового копирайта, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений — они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двумерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в Европейском союзе [ править | править код ]

Большинство стран будущего Евросоюза имело срок действия авторского права в 50 лет после смерти автора. Одним из исключений являлась Германия, по законам которой авторское право сохранялось на протяжении 70 лет после смерти автора. После создания Евросоюза и свободного рынка товаров и услуг законодательства членов союза должны были быть приведены в соответствие. Попытки уговорить Германию снизить срок охраны авторского права успехом не увенчались, поэтому был принят общий закон, по которому в общем случае произведения переходят в общественное достояние по истечение 70 лет после смерти автора, причём авторское право возобновляется для всех произведений, ранее перешедших в общественное достояние. Компаниям, успевшим начать публикацию таких произведений, позволялось распродать созданные запасы и получить определённую компенсацию со стороны государства. В случае, если у произведения несколько авторов, срок отсчитывается с момента смерти последнего автора. Для исполнений произведений и записей действует срок в 70 лет после выступления или создания записи. Однако последняя норма была введена в 2013 году и не имеет обратной силы для произведений, перешедших в общественное достояние до 1 января 2013 года, даже если по новым нормам они подлежат охране [1] .

Несколько стран имели дополнительные условия, продлевающие срок охраны авторских прав на период двух мировых войн, в которых участвовало большинство стран-участниц Евросоюза. После урегулирования разногласий только во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». В этом случае музыкальное произведение переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Таким образом, все произведения Первой мировой войны перейдут в общественное достояние не позднее 2033 года, а Второй мировой войны — не позднее 2053 года. Для немузыкальных произведений срок охраны однозначно не определён, так как ранее для них существовал срок охраны в 50 лет с даты публикации, и по новым законам с учётом всех особенностей он может быть как 80 лет, так и сроки, аналогичные срокам охраны авторских прав на музыкальные произведения. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги [1] .

Общественное достояние в России [ править | править код ]

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года [2] .

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска (до 2004 года этот срок составлял 50 лет).

Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

После вступления в силу части четвёртой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения. А если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения [3] .

Исходя из этого, фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние, причём закон не оговаривает страну-производитель фильма, а Министерство культуры, в свою очередь, информирует о том, что норма закона применима ко всем кинофильмам, а права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее, принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам [4] .

Общественное достояние в Канаде [ править | править код ]

В Канаде в общем случае произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, при этом отсчёт начинается с года, следующего за годом смерти. Однако существует несколько существенных моментов, характерных для этой страны [5] .

Работы служащих государственных органов Канады наделены особым статусом — «коронным копирайтом» (англ. Crown copyright ). В случае если произведение, созданное федеральным служащим или служащим правительства провинции, было опубликовано, оно переходит в общественное достояние через 50 лет с года публикации, но на неопубликованные работы этот принцип не распространяется и срок охраны авторского права не истекает. При этом позволяется добросовестное копирование и репродукция законов и решений судов без выплат и запроса разрешений [5] .

Фотографии переходят в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора, в том числе если права на фотографию принадлежат компании, в которой большинство акций принадлежит автору фотографии. Если же большинство акций компании автору не принадлежит, срок отсчитывается от даты создания фотоснимка [5] .

В случае кино- и видеофильмов законодательство Канады различает работы по художественной ценности. Для фильмов, не имеющих художественной ценности, к которым, в частности, относится домашнее видео, срок охраны исчисляется с момента создания, а если фильм был опубликован до истечения 50 лет, — возобновляется с момента публикации. Для художественных фильмов срок в 50 лет отсчитывается с года, следующего за годом смерти последнего автора фильма, к которым относят режиссёра или продюсера [5] .

Для звукозаписей действует срок охраны в 50 лет с момента создания, при этом само произведение переходит в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора и, таким образом, запись, сделанная более 50 лет, назад может не находиться в общественном достоянии, если авторские права композитора ещё не истекли [5] .

Особым образом регулируется переход в общественное достояние анонимных и посмертных работ. Если достоверно установить автора не удается, действует более короткий срок из двух: 50-летний срок с момента публикации произведения или 75-летний срок с момента создания произведения [5] .

Для посмертно опубликованных произведений существует четыре варианта перехода в общественное достояние [5] :

  • Работы, созданные после 25 июля 1997 года, охраняются по общим правилам — 50 лет после года смерти автора;
  • Работы, созданные до 25 июля 1997 года:
  • если опубликованы до 25 июля 1997 года — охраняются 50 лет после публикации;
  • если не опубликованы до 25 июля 1997 года:
  • если автор умер в период с 1927 по 1997 год — переходят в общественное достояние 1 января 2048 года;
  • если автор умер до 1927 года — находятся в общественном достоянии.

Общественное достояние в Китае [ править | править код ]

Для произведений законы Китая устанавливают срок охраны авторских прав, равный сроку жизни автора плюс 50 лет. Если автор произведения неизвестен и права на него принадлежат организации, то 50 лет охраны отсчитываются с момента публикации, а в случае, если произведение не было опубликовано — с момента создания. Переход в общественное достояние программного обеспечения регулируется аналогичным образом. Дополнительно охраняется типографский вид печатных произведений — книг и периодики, — на который действует 10-летний срок охраны с момента первой публикации [6] .

Общественное достояние в Японии [ править | править код ]

В Японии действуют разные сроки охраны авторских прав в зависимости от типа произведения и страны происхождения [7] .

Кинематографические произведения переходят в общественное достояние по истечении 70 лет с момент публикации или, если публикации не было, момента создания. На фотографии до 25 марта 1997 года распространялся 50-летний срок охраны с года публикации либо создания в зависимости от того, какой из них был короче. В настоящее время законодательство изменено, и на фотографии распространяется принцип охраны в течение 50 лет после смерти автора. На фотографии, ранее перешедшие в общественное достояние, авторское право не возобновлялось. Звукозаписи и широковещательные передачи охраняются в течение 50 лет с момента публикации. Остальные произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, если автор известен (в том числе идентифицирован под псевдонимом), либо через 50 лет после публикации или создания, если произведение не было опубликовано — этот принцип применяется для анонимных авторов или произведениям, авторские права на которые принадлежат организациям [7] . Особым образом регулируются права авторов стран-союзников, для которых действуют дополнительные сроки охраны. Продлению срока охраны подлежат произведения, авторское право на которые установлено в период с 7 декабря 1941 года по сентябрь 1945 года. Срок продления составляет 3794 дня (более 10 лет) [7] .

Программное обеспечение в общественном достоянии [ править | править код ]

Термин «общественное достояние» применим также и к программному обеспечению. Программное обеспечение, переданное в общественное достояние, не имеет никаких предписаний по поводу его использования (оно может быть изменено, распространено и продано без каких-либо уведомлений).

Для передачи программного обеспечения в общественное достояние используются следующие инструменты:

  • CC0
  • Unlicense
  • WTFPL (лицензирование работы под WTFPL часто считают аналогом выпуска её как общественного достояния) [8]

Правило более короткого срока [ править | править код ]

При определении, находится ли произведение в общественном достоянии, страны руководствуются собственным законодательством. При этом ими может применяться правило более короткого срока: произведение считается перешедшим в общественное достояние в данной стране, если это произошло по законам данной страны или страны происхождения произведения [9] .

Применение этого правила может иметь особенности. Например, правило формально действует в Евросоюзе. Для авторов, ведущих происхождение из одной из стран Евросоюза, местное законодательство применяется в полной мере. Однако для иностранцев, например, Великобритания, признает меньший срок только для произведений, охрана авторских прав на которые началось после 1 июля 1996 года. Недостаточно определённым является использование принципа в Чехии, Венгрии, Италии, Польше и Испании, а также странах, не входящих в Евросоюз: Бразилии и Израиле [9] .

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование сиротских произведений, UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA), которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Оцените статью
Добавить комментарий