Комментарии к статье 48 градостроительного кодекса рф

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 48 Градостроительного кодекса РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ в часть 2 статьи 48 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

ГАРАНТ:

До 1 января 2019 г. положения части 3 статьи 48 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 4 статьи 48 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ статья 48 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

Читать дальше:  Датой оплаты считается дата списания денежных средств

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ часть 5 статьи 48 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2017 г.

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.

Статья 48 ГрК РФ. Архитектурно-строительное проектирование

1. В правилах комментируемой статьи законодатель определил основы правового института архитектурно-строительного проектирования, которыми представляются:
1) определение:
— в нормах ч. ч. 1 — 4 настоящей статьи способов проведения, назначения, содержания и двух видов архитектурно-строительного проектирования;
— в ч. 6 настоящей статьи трех видов документов, представляемых в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора;
— в ч. 11 настоящей статьи оснований подготовки проектной документации;
— в ч. 15 настоящей статьи общих правил утверждения проектной документации;
2) обозначение:
— в нормах ч. 5 комментируемой статьи двух видов субъектов архитектурно-строительного проектирования и их полномочий;
— в нормах ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи обязанностей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также правообладателя земельного участка при осуществлении подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
— в нормах ч. 16 комментируемой статьи запрета на требование согласования проектной документации, заключения на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных настоящим Кодексом;
— в нормах ч. 12 комментируемой статьи состава проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов (исчерпывающий перечень сведений четырнадцати категорий);
3) регламентация:
— требованиями ч. 5.1 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным наличием выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624);
— требованиями ч. 9 рассматриваемой статьи обязанностей органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства;
— требованиями ч. 13 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ по установлению состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам (подробнее см. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
4) установление:
— в нормах ч. 5.2 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ по договору о подготовке проектной документации;
— в нормах ч. 10 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (см. Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83);
— в нормах ч. 14 рассматриваемой статьи основных требований к проектной документации квалифицированных объектов (о пунктах хранения радиоактивных отходов в исчерпывающем перечне объектов использования атомной энергии и Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ см. комментарии к ст. 48.1 Кодекса).

2. Отметим, что Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83. Содержание правил подключения к системам теплоснабжения, согласно ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", в том числе включает:
— правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора;
— нормативные сроки подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
— сроки и порядок внесения предложений о включении в схему теплоснабжения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
— порядок уступки потребителем права на использование тепловой мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения;
— перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, использование которых запрещено при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Обратим внимание на конкретизацию регулирования процедуры капитального ремонта, в частности уточнение порядка подготовки проектной документации для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (см. ч. 12.2 настоящей статьи), которое было внесено в Кодекс положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Названным Законом установлено, что:
— в порядке ч. 3 ст. 49 Кодекса не проводится государственная экспертиза проектной документации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования);
— согласно обновленных норм ст. 51 Кодекса не требуется получение разрешения на строительство для проведения капитального ремонта.

3. Говоря о различии проектов предельно допустимых выбросов от санитарно-защитных, отразим решение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, в котором указывается, что согласно ст. 48 комментируемого Кодекса в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по охране окружающей среды (п. 8 ч. 12).
Проект предельно допустимых выбросов предназначен только для выявления источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (химических и биологических), количества выбросов на каждом источнике и его качественного состава, расстояния от источников, на котором максимальные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимые концентрации.
Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме; критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (раздел VII); в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Таким образом, как обозначено в решении ВС РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, цели разработки проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон различны.
Правовое регулирование особенностей архитектурно-строительного проектирования (процесса создания проектной документации) регламентировано внушительным рядом документов, среди которых наряду с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 следует отметить:
— Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2010 г. N 1006 "О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации";
— Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства);
— Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (вместе с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета);
— Приказ Минприроды РФ от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
— Приказ Минрегиона РФ от 25 октября 2010 г. N 461 "Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий";
— Приказ Минрегиона РФ от 1 апреля 2008 г. N 36 "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства";
— Приказ Ростехнадзора от 31 июля 2009 г. N 667 "Об утверждении и введении в действие Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2009, раздел I) по состоянию на 1 июля 2009 года";
— Приказ Минрегиона РФ от 2 апреля 2009 г. N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации".
Особую роль в нормативном разъяснении и методическом сопровождении процесса архитектурного проектирования играют инструктивные письма Минрегиона РФ:
— от 19 декабря 2008 г. N 34397-ИМ/08 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
— от 3 июля 2008 г. N 15986-СК/08 "О согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования в части обеспечения пожарной безопасности";
— от 17 июня 2008 г. N 14551-СМ/08 "О распределении базовой цены проектирования";
— от 16 июня 2008 г. N 14353-СМ/08 "О заключении государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ";
— от 16 июня 2008 г. N 14434-СМ/08 "О порядке согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности";
— от 24 июня 2008 г. N 15/36-СМ/08 "О выполнении и оформлении текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации для строительства".

Читать дальше:  В каком документе прописывается система налогообложения

В данной связи также целесообразно указать, что согласно письму Минрегиона России от 15 июля 2011 г. N 18769-АП/08 опубликованы рекомендуемые к применению в III квартале 2011 г. индексы изменения сметной стоимости оборудования, строительно-монтажных, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат. Такие индексы используются при формировании начальной (максимальной) цены торгов по заключению контрактов на подготовку конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. При этом индексы не предназначаются для взаиморасчетов за выполненные работы.

Статья 48 Градостроительного кодекса РФ – это перечень требований к проектированию архитектурного строительства. Список закрепляется проектной документацией и оказывает влияние не только на возводимые объекты недвижимости, но и на уже существующие сооружения, а также на отдельные части. Информацию, которую включает в себя 48 статья, и как её следует понимать, с точки зрения обычного человека, не имеющего отношения к архитектурному строительству, можно узнать из этой статьи.

Описание статьи 48 Архитектурно-строительное проектирование

Понятие архитектурно-строительное проектирование ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации подразумевает любую проектную документацию (чертежи, характеристики недвижимых объектов, сметы и т. д.), имеющие отношение к капитальным и реконструируемым застройкам, а также к их отдельным частям, находящимся на территории участка. Согласно действующему Законодательству РФ владельцем такого участка должно быть лицо, имеющее соответствующие полномочия, переданные ему государственными органами, что четко прописано в этой же 48 статье (п. 12,2).

Касаемо финансирования капитальных застроек или ремонта отдельных частей, то такими мероприятиями могут заниматься как государственные структуры (выделяя средства из бюджетного фонда), так и любые другие организации, владеющие небюджетными фондами. Однако первый вариант чаще выпадает тем владельцам земельных наделов, по чьей территории проходят объекты городской инфраструктуры, в том числе и федерального значения.

Важно! Если через объект архитектурного строительства проходят государственные или муниципальные части инфраструктуры, то владельцу такого объекта разрешается осуществлять строительство не только на территории, принадлежащей по закону, но и за пределами. При этом границы расширения земельного надела будут заранее согласовываться муниципальными органами самоуправления согласно Федеральному закону № 216-Ф3, часть 1.

Проектная документация

Проектная документация по архитектурному градостроительству представлена в виде свода информации и материалов об объекте недвижимости (чертежи, карты, схемы, технические характеристики и т. д.) в текстовом формате. Благодаря такой документации граждане получают сведения о конструктивных особенностях конкретной застройки (или её частей), а также ранее принятых к ней инженерно-технических решения по:

  • реконструкции;
  • капитальному ремонту;
  • строительству.

При этом подготовка такой документации согласно действующему законодательству (ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 12.1) не считается обязательной и проводится исключительно по собственному желанию владельца земельного участка. Применяется проектная документация к любым типам жилищного строительства – от частных домов в один этаж до трех-четырехэтажных зданий, имеющих статус общественной зоны.

Если же владелец земельного надела, на котором осуществляется капитальное строительство или реконструкция архитектурных объектов, принял решение подготавливать проектную документацию, то для этого следует обратиться в специальную редакцию для подписания соответствующего договора. Действовать самостоятельно при заполнении проектной документации категорически запрещено. Ведь в случае неправильного заполнения документов они будут считаться недействительными.

Читать дальше:  Кстовский городской суд реквизиты для оплаты госпошлины

Разъяснение комментариев к ст. 48 ГрК РФ

Комментариями к ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определяется правовой институт архитектурно-строительного проектирования (а, точнее, его основы), прописанный действующим законодательством РФ. Рассмотреть разъяснения к таковым комментариям можно в таблице №1:

Наименование Пункт (часть) 48 статьи ГрК РФ Разъяснение
Определение — п.1, п.2, п.3, п.4

— п.15

1. Назначение и содержание архитектурно-строительного проектирования.

2. Документация, необходимая при проведении архитектурного строительства по договору.

3. Основания для подготовки документации.

4. Правила и этапы утверждения архитектурно-строительной документации

Обозначение — п.5

— п.12

1. Характеристики и полномочия двух типов субъектов архитектурного проектирования.

2. Права и обязанности компаний, занимающихся эксплуатацией инженерно-технического обеспечения, а также обязанности владельца земельного надела, обеспечивающего подключение данного обеспечения.

3. Основания для запрета согласования архитектурно-строительной проектной документации.

4. Состав проектной документации относится к объектам недвижимости, находящимся на стадии капитального строительства

Регламентация — ч.5.1

— ч.13

1. Особенности и нюансы проведения работ, включенных в список мероприятий по инженерным изысканиям (подготовка документации, капитальное строительство, реконструкция, и т. д.).

2. Права и обязанности органов местного самоуправления, предоставившего земельный участок под застройку или реконструкцию. Имеет место в том случае, когда участок не поддается приватизации и находится в муниципальной или государственной собственности.

3. Список полномочий и прав представителя правительственного органа РФ, отвечающего за проверку архитектурно-строительной проектной документации.

4. Относится как к линейным застройкам, так и к объектам на стадии капитального строительства

Установление — ч.5.2

— ч.14

1. Особенности подготовки проектной документации при выполнении архитектурно-строительных работ по договору.

2. Порядок определения технических условий для строительного объекта – условия оплаты за подключение и капитальное строительство, инженерное обеспечение и т. д. – установленный уполномоченным органом (или его представителем) Правительства Российской Федерации.

3. Основные требования к документации недвижимых объектов, попадающих под квалификацию – участки захоронения радиоактивных отходов, зоны снабжения атомной энергией и т. д.

Важно! Все вышеперечисленные комментарии к ст. 48 Градостроительного кодекса РФ закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 (приказ №83). Поэтому любые нарушения, касающиеся ст. 48 ГрК, будут соответствующе наказываться.

Если же рассматривать эти комментарии более углубленно, то можно понять:

  1. Какое количество выбросов в санитарно-защитных объектах допустимо на законодательном уровне.
  2. Какие границы должна иметь санитарно-защитная зона или территория объекта, обеспечивающего снабжение атомной энергетикой.
  3. Состав проектной документации при возведении опасных архитектурных построек и т. д.

При этом рассматривать рекомендуется последние поправки к 48 статье от декабря 2011 года. Ведь без учета этих изменений застройщик обязательно будет ошибаться при заполнении проектной документации, что категорически недопустимо.

Судебная практика по статье 48

Судебная практика по 48 статье Градостроительного кодекса включает все судебные процессы и разбирательства, проведенные между землевладельцами, на чьей территории располагаются объекты архитектурного строительства, и третьими лицами, представляющими государственные и частные организации. Результаты вышеупомянутых разбирательств можно рассмотреть ниже в качестве примеров.

Пример судебного разбирательства №1

Открытое судебное заседание, проходившее в городе Вологда, включает в себя двух участников процесса:

  1. Орлова Г.В. – землевладелец, имеющий в собственности небольшое жилое помещение с официальной регистраций и кадастровым номером – истец.
  2. Представитель фирмы «Леда» – Общество с ограниченной ответственностью, занимающееся подключением городских коммуникаций – ответчик.

Цель судебного заседания: истец Орлова Г.В. утверждает, что компания «Леда» незаконно препятствует подключению здания, находящегося в её распоряжении, к сетям городских канализаций. В судебном иске Орлова просит прекратить неправомерные действия со стороны Общества с ограниченной ответственностью.

Позиция ответчика: ответчик в лице представителя компании «Леда» просит суд отказать истцу в удовлетворении требований, поясняя это тем, что сеть канализации, которые проводит Орлова Г. В. от своего здания к городским коммуникациям, требуют немедленной реконструкции. На данный момент они находятся в аварийном состоянии.

Позиция истца: истец все обвинения со стороны ответчика отвергает, обосновывая свою позицию тем, что ранее речь о реконструкции сетей канализаций не шла, и размер вложений для проведения данного процесса не определялся.

Решение суда: согласно материалам, изученным в ходе проведения судебного заседания, судья выяснил, что Общество с ограниченной ответственностью «Леда» ранее заключило договор с истцом Орловой Г.В. об установке порядка использования имущества (в том числе и коммуникаций) истца, расположенного за принадлежащей ему территорией. Однако исходя из технических характеристик здания, становится понятно, что в территорию, принадлежащую Орловой Г.В., входит и площадь санитарной зоны, расположенная вокруг её земельного надела.

Исходя из этого, судья принял решение отказать в удовлетворении требований ответчика. Изменить решение суд сможет в том случае, когда организация «Леда» докажет, что коммуникации, расположенные на территории, принадлежащей истцу, несут реальную угрозу окружающей среде или же имеют нарушения, касающиеся права собственности.

Пример судебного разбирательства №2

Судебное заседание открытого типа, проходящее в городе Ростов-на-Дону, включает в состав судебного процесса двух участников:

  1. Корнилов Т.Г. – занимает должность прокурора в населенном пункте Новочеркасск (истец).
  2. Представитель администрации местного самоуправления г. Новочеркасска (ответчик).

Цель судебного заседания: истец Корнилов Т.Г. обратился с судебным иском для того, чтобы обязать местные органы самоуправления (в лице администрации г. Новочеркасска) выполнить требования п. 2.7 СанПиН кодекса о «Санитарно-защитных зонах» к местному кладбищу, имеющему официальную регистрацию и кадастровый номер. Включают в себя эти требования: озеленение участков кладбища, благоустройство отдельных частей, а также прокладку транспортных коридоров и необходимых коммуникаций.

Позиция ответчика: ответчик администрации г. Новочеркасска в лице Шестаковой Д.А. утверждает, что согласно ст. 12 КоАП истец обязан предоставить доказательную базу для обвинения. Если же таковой базы у него нет, то обвинение будет считаться неправомерным, в результате чего на истца ляжет ответственность, установленная апелляционным судом.

Позиция истца: защитник истца в лице помощника прокурора г. Новочеркасска просит оставить первое (до апелляционное) судебное решение без изменений.

Решение суда: Опираясь на требования статьи 67 ГПК РФ, суд принимает решение удовлетворить иск прокурора Корнилова Т.Г., признав требования об обустройстве общественного земельного надела законными, и обязать местную администрацию к составлению проектной документации, необходимой для реконструкции местного кладбища.

Взаимосвязь статьи 48 Градостроительного кодекса с другими правовыми нормами

Как можно заметить из примеров судебных разбирательств, ст. 48 Градостроительного кодекса РФ тесно связана и с другими правовыми нормами, установленными и прописанными ГПК Российской Федерации, а также КоАПом и санитарно-эпидемиологическими службами. Устанавливается такая взаимосвязь за счет схожего внутреннего кодекса вышеперечисленных организаций.

Проектная документация по статье 48 ГрК РФ не считается основным материалом, на который можно опираться в суде. Ведь, как ранее упоминалось, такая документация не является обязательной для многих построек, а организация происходит исключительно по желанию землевладельца. Однако в этом случае может быть исключение, если землевладелец ранее привлекался к административной ответственности по ст.48 ГрК РФ, в результате чего суд обязал к составлению проектной документации.

Оцените статью
Добавить комментарий