Компенсация санаторно курортного лечения госслужащим

Дата размещения статьи: 23.11.2015

В соответствии со ст. 53 Федерального закона N 79-ФЗ государственный гражданский служащий имеет право на иные гарантии, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. К таким гарантиям, в частности, относится предоставление санаторно-курортного лечения в виде бесплатных путевок или денежной компенсации на их приобретение.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Как уже было отмечено выше, нормативно-правовыми актами РФ или законами субъектов РФ может быть предусмотрено предоставление государственным гражданским служащим дополнительных гарантий, к которым, в частности, относится предоставление санаторно-курортного лечения. Так, например, ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы" установлены дополнительные государственные гарантии гражданским служащим, в том числе:

— бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, льготная санаторно-курортная путевка членам семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы (пп. 6 п. 1);

— компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку (пп. 7 п. 1).

Пунктом 3 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.02.2005 N 15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области" предусмотрено право государственных гражданских служащих Саратовской области на предоставление санаторно-курортной путевки к ежегодному оплачиваемому отпуску или соответствующей денежной компенсации.

Статьей 25 Закона Нижегородской области от 10.05.2006 N 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области" (далее — Закон НО N 40-3) определена выплата денежной компенсации полной или частичной стоимости санаторно-курортной путевки, приобретенной государственным гражданским служащим при наличии медицинских показаний, не чаще чем один раз в два года в порядке и размерах, установленных правительством области.

Таким образом, в бухгалтерском учете казенного учреждения могут возникать два различных вида расходов: по приобретению санаторно-курортных путевок либо выплате денежной компенсации, связанной с их приобретением государственными гражданскими служащими.

Приобретение и выдача санаторно-курортных путевок

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания о порядке применения бюджетной классификации), расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение (отдых) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

При отражении операции следует учитывать, что оплаченная санаторно-курортная путевка является денежным документом, поэтому ее учет осуществляется на счете 201 35 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н ). Прием в кассу путевок оформляется приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) с проставлением на них записи "Фондовый". Аналитический учет оплаченных путевок ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051). Карточка открывается записями сумм остатков на начало года. Текущие записи производятся не позднее следующего дня после совершения операции. В конце месяца подсчитываются итоги по остаткам.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Операции с путевками ведутся на отдельных листах кассовой книги (ф. 0504514) учреждения с проставлением на них записи "Фондовый". Записи в кассовой книге производятся кассиром сразу же после выдачи путевки по фондовому расходному ордеру. Итоговые показатели за день и показатели остатка на конец дня формируются по путевкам отдельно от денежных средств.

Рассмотрим пример, когда путевка полностью приобретается за счет средств бюджета.

Пример 1. Министерство здравоохранения субъекта РФ, имеющее статус казенного учреждения, за счет бюджета средств приобрело в июне 2015 г. для сотрудников две путевки на санаторно-курортное лечение на сумму 44 600 руб. Указанные расходы предусмотрены законом субъекта РФ.

Одна путевка выдана в месяце приобретения.

В учете учреждения в соответствии с Инструкцией N 162н необходимо сделать следующие проводки:

Поступили путевки в кассу учреждения

Выдана путевка работнику под отчет

Принята к бухгалтерскому учету стоимость путевки на основании авансового отчета работника

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Выдача компенсации на санаторно-курортное лечение

Как уже было отмечено выше, отдельными законодательными актами субъекта может быть предусмотрена компенсация государственным гражданским служащим расходов на санаторно-курортное лечение. Например, в соответствии со ст. 25 Закона НО N 40-З разработано Положение о порядке компенсации стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим Нижегородской области, утвержденное Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2009 N 301 (далее — Положение N 301).

Читать дальше:  Договор купли продажи ячейки в овощехранилище образец

В силу п. 2.1 Положения N 301 компенсация стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим Нижегородской области производится за счет средств областного бюджета при наличии медицинских показаний в соответствии с перечнем заболеваний, согласно Приложению 1 к данному Положению, но не чаще чем один раз в два года.

Компенсация стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение предоставляется в следующих размерах (п. 2.2 Положения N 301):

— 100% стоимости путевки, но не более 30 тыс. руб. при стаже государственной гражданской службы более 15 лет;

— 75% стоимости путевки, но не более 23 тыс. руб. при стаже государственной гражданской службы более 10 лет;

— 50% стоимости путевки, но не более 15 тыс. руб. при стаже государственной гражданской службы более 5 лет;

— 25% стоимости путевки, но не более 7 тыс. руб. при стаже государственной гражданской службы до 5 лет.

В соответствии с п. 2.4 Положения N 301 государственный гражданский служащий, прошедший санаторно-курортное лечение, подает заявление на имя руководителя государственного органа, в котором он замещает должность государственной гражданской службы, о компенсации стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение.

К заявлению прилагаются медицинская справка по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", и документ, подтверждающий пребывание гражданского служащего в санаторно-курортной организации.

Руководитель государственного органа принимает решение об удовлетворении заявления гражданского служащего о компенсации стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение в течение 10 дней с момента поступления заявления в государственный орган. Компенсация стоимости приобретенной путевки производится только в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Нижегородской области об областном бюджете (п. 2.5 Положения N 301).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы на выплату компенсации стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным (муниципальным) служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям следует относить на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Рассмотрим пример, когда казенным учреждением выплачивается компенсация на санаторно-курортное лечение.

Пример 2. Казенным учреждением начислена компенсация на санаторно-курортное лечение в размере 15 000 руб. Выплата осуществляется за счет средств областного бюджета. Позднее сотрудник представил в бухгалтерию учреждения документы, подтверждающие оплату им стоимости путевки и отдыха, и медицинскую справку, подтверждающую необходимость санаторно-курортного лечения.

В учете учреждения в соответствии с Инструкцией N 162н операция по компенсации стоимости путевки будет отражена следующими записями:

Начислены расходы учреждения на компенсацию стоимости санаторной путевки сотруднику

Выданы из кассы денежные средства сотруднику на компенсацию его расходов на санаторно-курортное лечение

НДФЛ и страховые взносы

Ведя разговор о выдаче путевок на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим, уместно будет отметить о возникновении обязательств по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов.

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые, в частности, за счет средств бюджетов.

В Письмах от 18.02.2013 N 03-04-06/4212, от 26.12.2012 N 03-04-06/6-369 Минфин России обратил внимание на следующие моменты. На основании путевок сотрудникам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые в том числе за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Как отмечают чиновники финансового ведомства, положения п. 9 ст. 217 НК РФ применяются в случаях, когда компенсируются (оплачиваются) расходы на приобретение санаторно-курортных или оздоровительных путевок. При этом выплаты освобождаются от налогообложения только при документальном подтверждении их целевого использования. При отсутствии такого документального подтверждения утрачивается целевой характер данных выплат, и они подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях.

Денежная компенсация работникам, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не подпадает под действие п. 9 ст. 217 НК РФ (Письмо Минфина России от 03.04.2014 N 03-04-06/14824).

Ситуация со страховыми взносами складывается следующим образом. Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ . Оплата стоимости санаторно-курортных путевок для работников за счет средств учреждения в них не поименована. Следовательно, она облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения приведены в Приложении к Письму ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250, Письме ФСС РФ 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985.

Читать дальше:  Акт взаиморасчетов между физическими лицами образец

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

По мнению Минтруда, если организация возмещает работнику его затраты на приобретение путевок для себя и членов своей семьи или оплачивает стоимость путевки работника, то такие суммы облагаются страховыми взносами на основании положений п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ. Если же организация приобретает путевки для членов семьи работника, данные суммы расходов не являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией (Письмо Минтруда России от 05.12.2013 N 17-3/2055).

Арбитры относительно этой ситуации придерживаются противоположного мнения. Позиция о том, что путевки для штатных сотрудников освобождаются от обложения взносами, сформирована на уровне ВАС (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12). Аналогичная позиция выражена в Постановлении ФАС ПО от 12.11.2013 по делу А12-5954/2013 (Определением от 19.03.2014 N ВАС-2564/14 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора). Кроме того, в качестве примера можно привести Постановление ФАС МО от 27.06.2014 N Ф05-6246/2014 по делу N А40-139222/13. В нем суд изложил следующие аргументы.

В силу ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Статьей 165 ТК РФ определено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, а также в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами.

Статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Законом или иными нормативными правовыми актами РФ, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, предоставлено право на иные государственные гарантии. Так, согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы" компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку является дополнительной государственной гарантией гражданских служащих, которая на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ представляет собой компенсацию, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами.

Аналогичное решение вынесено в Постановлении ФАС МО от 06.06.2014 N Ф05-5116/2014 по делу N А40-100653/2013.

Более того, в Постановлении ФАС МО от 27.01.2012 N А40-40441/11-107-198 по такому же предмету спора доводы контрольного органа о том, что физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей и не несет затрат, связанных с их выполнением, были судом отклонены.

Судом указано, что установленные законодательством компенсации направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей. При этом данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения) в период не только нахождения в отпуске, но и осуществления должностных полномочий государственного служащего.

Таким образом, поскольку ситуация со страховыми взносами является спорной, то казенное учреждение должно быть готово отстаивать свою позицию в суде.

Кратко сформулируем основные выводы:

1. Оплаченная санаторно-курортная путевка относится к денежным документам, поэтому ее учет осуществляется на счете 201 35 "Денежные документы" (п. 169 Инструкции N 157н).

2. Расходы на оплату путевок на санаторно-курортное лечение (отдых) относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, а расходы на выплату компенсации стоимости такой путевки — на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

3. При приобретении путевок за счет средств бюджета или выплате компенсации расходов на их приобретение суммы стоимости путевки или компенсации освобождаются от обложения НДФЛ только при документальном подтверждении их целевого использования (п. 9 ст. 217 НК РФ).

4. Денежная компенсация работникам, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не подпадает под действие п. 9 ст. 217 НК РФ, поэтому подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

5. Исходя из позиции Президиума ВАС, если расходы работника по приобретению санаторно-курортных путевок для себя и членов семьи возмещаются на основании коллективного договора, такие выплаты не увеличивают облагаемую базу по страховым взносам (Постановление от 14.05.2013 N 17744/12). Выплаты денежной компенсации на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим не подпадают под обложение страховыми взносами (Постановление ФАС МО от 27.06.2014 N Ф05-6246/2014 по делу N А40-139222/13). Однако ситуация является спорной, и казенное учреждение должно быть готово отстаивать свою позицию в суде.

Читать дальше:  Гражданско правовой договор на оказание услуг официанта

Дата документа 26.04.2019
Метки Статья

КОМПЕНСАЦИЯ ГОССЛУЖАЩЕМУ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Н.В. Фимина,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и отчетности

Недавно была поставлена точка в споре по вопросу обложения страховыми взносами компенсации, связанной с санаторно-курортным обслуживанием и выплачиваемой гражданским служащим (письмо ФНС России от 26.03.2019 № БС-4-11/5457). Хотя письмо налоговой службы нормативного характера не носит, указанная точка зрения доведена до нижестоящих налоговых органов и ею можно руководствоваться при применении норм права в аналогичных ситуациях. Данный документ стал поводом вернуться к рассмотрению темы учета и налогообложения указанной компенсации.

Правовой аспект

Статья 53 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет право гражданских служащих на так называемые иные государственные гарантии, которые при определенных условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законами или иными нормативными правовыми актами РФ, могут предоставляться гражданским служащим.
Компенсация, связанная с санаторно-курортным лечением, является одной из таких гарантий. Выплата компенсации предусмотрена, например:

пп. 7 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе г. Москвы»;
п. 3.1 ч. 2 ст. 25 Закона Нижегородской области от 10.05.2006 № 40-З «О государственной гражданской службе Нижегородской области»;
ст. 11 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» (с изм. от 26.12.2007) и др.

В настоящей статье мы рассмотрим два вида компенсаций: компенсацию расходов госслужащего по оплате путевок на санаторно-курортное лечение и денежную компенсацию госслужащему в связи с неиспользованным правом на санаторно-курортное лечение.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Приложение N 3
к распоряжению Мэра Москвы
от 31 июля 1995 г. N 365-РМ

Порядок
обеспечения санаторно-курортным лечением государственного служащего

ГАРАНТ:

Распоряжением Мэра Москвы от 16 июля 1997 г. N 583-РМ на работников органов Государственной налоговой службы города Москвы, занимающих должности руководителей и специалистов, распространены гарантии, предусмотренные для государственных служащих города Москвы в части выплат компенсаций на санаторно-курортное лечение

1. Государственные служащие, занимающие должности, относящиеся соответственно к разряду высших, главных и ведущих должностей, обеспечиваются ежегодно бесплатной путевкой, а члены его семьи льготной путевкой с оплатой 50% от ее стоимости. *

2. Государственные служащие, занимающие должности, относящиеся к разряду старших должностей, обеспечиваются ежегодно льготной путевкой с оплатой 25% от ее стоимости, один из членов их семьи — с оплатой 50%.

3. Государственные служащие, занимающие должности, относящиеся к разряду младших должностей, обеспечиваются льготной путевкой с оплатой 50% от ее стоимости.

4. Государственные служащие, не пользовавшиеся путевкой на отдых в течение календарного года, получают следующую компенсацию:

— государственные служащие, занимающие должности, относящиеся соответственно к разряду высших, главных и ведущих должностей, в размере 100%;

— государственные служащие, занимающие должности, относящиеся к разряду старших должностей, в размере 75%;

— государственные служащие, занимающие должности, относящиеся к разряду младших должностей, в размере 50% от себестоимости путевки в санатории Московского лечебно-санаторного объединения.

5. Оплата проезда государственного служащего к месту отдыха и обратно производится в размере стоимости билета в купейном вагоне железной дороги на территории Российской Федерации.

6. Компенсационные выплаты государственным служащим за неиспользованные путевки и оплата проезда к месту отдыха и обратно производятся Финансово-хозяйственным управлением Управления делами Мэрии Москвы и аппаратом Московской городской Думы.

*) при расчете стоимости путевки рентабельность не должна превышать 20%

>
N 4. Порядок возмещения расходов по предоставлению государственным служащим г. Москвы льгот по оплате жилищно-коммунальных.
Содержание
Распоряжение Мэра Москвы от 31 июля 1995 г. N 365-РМ "О внесении дополнений и изменений в распоряжение Мэра Москвы от.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оцените статью
Добавить комментарий