Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку

Первая помощь в ДОУ.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.

Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.

Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?

Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.

В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.

Ситуации, требующие оказания первой помощи

С детьми могут случиться различные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют от него оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима только помощь медицинского работника.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Всего установлено 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни. Первую помощь необходимо оказывать, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

  • отсутствие сознания;
  • остановка дыхания и кровообращения;
  • наружные кровотечения;
  • инородные тела в верхних дыхательных путях;
  • травмы различных областей тела;
  • ожоги;
  • отморожения;
  • отравления.

Таким образом, если ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него поднялась высокая температура или другие состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При этих восьми неотложных состояниях предусматриваются следующие мероприятия первой помощи:

  • необходимо оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;
  • вызвать скорую медицинскую помощь;
  • определить сознание;
  • восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;
  • определить признаки жизни у пострадавшего;
  • провести сердечно-легочную реанимацию;
  • остановить наружное кровотечение;
  • выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;
  • придать оптимальное положение тела пострадавшему;
  • контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;
  • передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь нужно оказывать в определенной последовательности, в зависимости от состояния пострадавшего.

Алгоритм действий педагога:

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

Читать дальше:  Выплаты главному бухгалтеру при ликвидации предприятия

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.

Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно знать!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется. Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.

Ответственность воспитателя за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом, если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

Памятка для педагогов

«Последовательность действий
при оказании первой помощи ребенку»

1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).

2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.

3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.

4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).

5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.

Читать дальше:  Доверенность в трудовую инспекцию от должностного лица

6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.

Анкета для педагогов
«Вопросы оказания первой помощи детям»
7

Уважаемые коллеги!
Родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Наша обязанность не только развивать и воспитывать их, но и охранять жизнь и здоровье дошкольников. Чтобы быть готовыми к различным ситуациям, суметь вовремя оказать необходимую помощь ребенку и тем самым избежать печальных последствий, предлагаем вам проверить свои знания и ответить на вопросы данной анкеты.

1. Кто может оказывать первую помощь пострадавшему ребенку?

☐ любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком;

☑ любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком, при наличии специальной подготовки и (или) навыков;

☐ только медицинский работник.

2. При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь?

☑ травмы различных областей тела;

☑ инородные тела верхних дыхательных путей;

☑ остановка дыхания и кровообращения;

3. Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

☑ вызов скорой медицинской помощи;

☑ определение признаков жизни у пострадавшего ребенка;

☑ оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи;

☑ восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей;

☑ придание оптимального положения телу;

☑ временная остановка наружного кровотечения;

☑ выявление признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

☐ применение лекарственных препаратов;

☑ контроль состояния и оказание психологической поддержки;

☑ передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

4. В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании?

☐ конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова;

☑ голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности;

☐ грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности.

5. Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой медицинской помощи?

☑ обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи;

☑ наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать;

☐ промыть рану, обработать ее, затем наложить салфетку, туго забинтовать;

☑ если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут.

6. Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания?

☐ наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться;

☐ в течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку;

☑ запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.

7. Как проверить признаки сознания у ребенка?

☐ спросить у ребенка, как его зовут;

☑ аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»;

☐ поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз.

8. Что делать, если ребенок подавился и не может дышать, говорить и кашлять?

☑ ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед;

☑ выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года – в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли;

☑ если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания, при их отсутствии – вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации.

9. Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

☐ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком;

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим охлаждать место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут;

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани.

10. Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

Читать дальше:  Если единственный учредитель не внес уставной капитал

☑ прекратить поступление ядовитого вещества в организм ребенка (вынести его из загазованной зоны, удалить жало насекомого, стереть ядовитое вещество с поверхности кожи и т. д.);

☑ удалить поступивший яд (например, вызвать рвоту);

☑ вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком, оказывая помощь при необходимости (например, при исчезновении признаков жизни приступить к сердечно-легочной реанимации).

Примечание. Правильные ответы отмечены галочкой

Список вопросов теста

Вопрос 1

Кто может оказывать первую помощь пострадавшему?

Варианты ответов
  • 1. Любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком при наличии специальной подготовки и (или) навыков
  • 2. Только медицинский работник
  • 3. Любой человек, который оказался рядом с пострадавшим ребенком
Вопрос 2

При каких состояниях ребенка педагог может оказать ему первую помощь ?

Варианты ответов
  • 1. Травмы различных областей тела
  • 2. Боли в животе
  • 3. Отравление
  • 4. Отморожение
  • 5. Ожоги
  • 6. Наружные кровотечения
  • 7. Отсутствие сознания
  • 8. Высокая температура
  • 9. Остановка дыхания и кровообращения
  • 10. Инородные тела верхних дыхательных путей
  • 11. Боли в груди
Вопрос 3

Какие из перечисленных мероприятий относятся к оказанию первой помощи?

Варианты ответов
  • 1. Определение признаков жизни у пострадавшего ребенка
  • 2. Контроль состояния и оказания психологической поддержки
  • 3. Передача пострадавшего бригаде скорой помощи
  • 4. Сердечно-легочная реанимация
  • 5. Временная остановка наружного кровотечения
  • 6. Оценка обстановки и создание безопасных условий для оказания первой помощи
  • 7. Выявление признаков травм отравлений и других состояний угрожающих жизни и здоровью
  • 8. Восстановление и поддержание проходимости дыхательных путей
  • 9. Применение лекарственных препаратов
  • 10. Придание оптимального положения телу
  • 11. Вызов скорой медицинской помощи
Вопрос 4

В какой последовательности следует осматривать ребенка при его травмировании ?

Варианты ответов
  • 1. Конечности, область таза и живот, грудная клетка, шея, голова
  • 2. Голова, шея, грудная клетка, живот и область таза, конечности
  • 3. Грудная клетка, живот и область таза, голова, шея, конечности
Вопрос 5

Что нужно делать при сильном кровотечении у ребенка в результате травмы до прибытия бригады скорой помощи ?

Варианты ответов
  • 1. Промыть рану, обработать её, затем наложить салфетку туго забинтовать
  • 2. Обеспечить безопасные условия для оказания первой помощи
  • 3. Если давящая повязка не помогает и кровотечение не останавливается, прижать артерию пальцем, наложить кровоостанавливающий жгут
  • 4. Наложить на рану салфетку, прижать, туго забинтовать
Вопрос 6

Как проверить наличие дыхания у ребенка при внезапной потере сознания ?

Варианты ответов
  • 1. Запрокинуть голову ребенка, поднять подбородок, в течение 10 секунд прислушиваться, пытаться ощутить дыхание ребенка на своей щеке, увидеть дыхательные движения его грудной клетки.
  • 2. Наклониться к ребенку, приложить ухо к его грудной клетке и в течение 10 секунд прислушиваться
  • 3. В течение 10 секунд внимательно смотреть на его грудную клетку
Вопрос 7

Как проверить признаки сознания у ребенка?

Варианты ответов
  • 1. Спросить у ребенка, как его зовут
  • 2. Поводить перед ребенком каким-нибудь предметом и понаблюдать за движением его глаз
  • 3. Аккуратно потормошить за плечи и громко спросить «Что случилось?»
Вопрос 8

Что делать, если ребенок подавился и не может дышать , говорить и кашлять?

Варианты ответов
  • Выполнить толчки в верхнюю часть живота (детям до года — в грудь) до 5 попыток, если традиционные удары по спине не помогли
  • Ударить по спине между лопатками (до 5 попыток), наклонив ребенка вперед
  • Если удары в спину и толчки в верхнюю часть живота не помогли, уложить ребенка на пол, проверить признаки дыхания — при отсутствии вызвать скорую медицинскую помощь и приступить к сердечно-легочной реанимации
Вопрос 9

Что делать, если ребенок получил ожог пламенем, кипятком или паром?

Варианты ответов
  • 1. Вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком
  • 2. Вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим приложить холодный предмет к месту ожога, предварительно обернув его куском ткани
  • 3. Вызвать скорую медицинскую помощь, до ее приезда наблюдать за ребенком и одновременно с этим охладить место ожога холодной проточной водой не менее 20 минут
Вопрос 10

Какие предпринять меры при подозрении на отравление ребенка?

Оцените статью
Добавить комментарий