Купля продажа культурных ценностей на территории рф

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г., 17 июля 2009 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 23 июля 2013 г., 18 июня, 28 декабря 2017 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. временный порядок оформления документации при ввозе и вывозе культурных ценностей, утвержденный Минкультуры России 7 марта 2018 г.

См. письмо Минкультуры России от 12 января 2018 г. N 6-01.1-39-ВА
"О порядке выдачи разрешительных документов на зарубежные выставки"

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 29 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

Настоящий Закон имеет целью сохранение культурного наследия многонационального народа Российской Федерации.

Настоящий Закон направлен на развитие международного культурного сотрудничества, взаимное ознакомление многонационального народа Российской Федерации и народов других государств с культурными ценностями друг друга, предотвращение незаконных вывоза и ввоза культурных ценностей, содействие возвращению незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей.

ГАРАНТ:

См. Постановление ВС РФ от 15 апреля 1993 г.N 4805-I "О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

15 апреля 1993 года

Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, а также на развитие международного культурного сотрудничества, взаимного ознакомления народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга. Закон основывается на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории РФ, применяемый ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности. Определены основные понятия, используемые в документе.

Закреплены перечни культурных ценностей и категорий предметов, подпадающих под действие Закона. Определены культурные ценности, не подлежащие вывозу из РФ. Культурные ценности, незаконно вывезенные с территории РФ и незаконно ввезенные на территорию РФ, подлежат возвращению. Действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

Специально уполномоченным органом государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей является Федеральная служба по сохранению культурных ценностей. В пределах своей компетенции регулирование в указанной сфере осуществляют Минкультуры РФ, Государственная архивная служба и ГТК РФ. Предусмотрено образование Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.

Значительное число положений закона направлено на регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей, в том числе временного. Рассматриваются вопросы: предоставления права и выдачи свидетельства на вывоз культурных ценностей; государственной экспертизы культурных ценностей; транзита культурных ценностей; и др.

Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным собственником, в установленном порядке. Передача собственниками правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также продажа культурных ценностей, если эти действия могут способствовать их незаконному вывозу и ввозу, не допускается. В целях предотвращения незаконной передачи права собственности закрепляются положения: о вывозе культурных ценностей, право собственности на которые принадлежит гражданам; об истребовании культурных ценностей из незаконного владения; о правах добросовестного приобретателя культурных ценностей; об исках о возврате ввезенных культурных ценностей; и др.

За право вывоза культурных ценностей уплачивается специальный сбор. Порядок установления размера и уплаты специального сбора, а также освобождения от уплаты и льготы по уплате устанавливаются Законом и актами Правительства РФ.

За нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Отдельные положения закона посвящены межгосударственному сотрудничеству и международным договорам в целях предотвращения незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 июня 1993 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 15 мая 1993 г. N 92, в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 29 июля 1993 г. N 20 ст. 718

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 января 2018 г., за исключением подпунктов "б" и "г" пункта 8, подпункта "б", абзацев восьмого — сто сорок пятого подпункта "г" пункта 9 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

(Нуруллина Р. Т.) («Нотариус», 2012, N 5)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ АНТИКВАРИАТА

——————————— Nurullina R. T. Some features of the contract of sale of antiques.

Нуруллина Регина Талгатовна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.

В статье анализируются проблемы гражданского оборота антиквариата, исследуется правовое регулирование договора купли-продажи антиквариата. Впервые выделены особенности договора купли-продажи антиквариата. Автором рассмотрены механизмы реализации предметов антиквариата посредством аукционных и электронных торгов. Проведен анализ особенностей аукционных и электронных торгов.

Ключевые слова: гражданский оборот, антиквариат, договор купли-продажи, аукцион.

The problems of civil turnover of antiques are analyzed in article, legal regulation of the purchase and sale agreement of antiques is researched. For the first time features of the purchase and sale agreement of antiques are allocated. The author considered mechanisms of implementation of subjects of antiques by means of the auction and electronic biddings. The features of the auction and electronic biddings are analysed.

Key words: Civil circulation, antiques, contract of sale, auction.

Всемирная сеть Интернет переполнена предложениями различного рода сделок с антиквариатом: купля-продажа, обмен, залог, хранение и другие, обещая при этом быстроту и качество. Тем не менее такие сделки происходят не всегда быстро, а о качестве реализуемых предметов антиквариата свидетельствует тот факт, что существует огромное количество подделок и разного рода мошенничества. Ежедневно в мире похищается 450 — 500 произведений живописи, ваяния, антиквариата, религиозного культа, археологических ценностей и других произведений культуры разных эпох . ——————————— См.: Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. М.: Юрист, 1993. С. 49.

Безусловно, что на сегодняшний день гражданский оборот антиквариата нуждается в четком правовом регулировании, при котором будет обеспечена защита покупателей и продавцов от фальсификации, защита от продажи краденых вещей, будут урегулированы вопросы налогообложения и другие проблемные моменты. Дело в том, что в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» государство отказалось от введения контроля в области торговли антиквариатом, вопреки официальной просьбе к Правительству Российской Федерации о введении государственного регулирования торговли предметами антиквариата и произведениями искусства на территории Российской Федерации (п. 2 Приказа Министерства культуры РФ от 16 марта 1992 г. N 115 «О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей» ). ——————————— Приказ Министерства культуры РФ от 16 марта 1992 г. N 115 «О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей». [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». 1990 — 2011. Версия от 12.03.2012.

Читать дальше:  Материальная помощь от профсоюза при рождении ребенка

Эта либерализация рынка соответствовала общей линии государственной политики, особенно в связи с возможным присоединением к ВТО, однако на состоянии рынка культурных благ это сказалось скорее негативно: по сведениям Министерства культуры, после отмены лицензирования торговли антиквариатом в первый же месяц кражи из музеев выросли почти в 20 раз в связи с бесконтрольной возможностью сбыта краденого. Антикварный рынок отреагировал попыткой создания профессионального сообщества, призванного установить саморегулирование в этой сфере . Тем не менее ситуация с оборотом предметов антиквариата по-прежнему остается сложной из-за отсутствия единого нормативно-правового документа, регулирующего указанную область. ——————————— Чуковская Е. Э. Правовые аспекты регулирования рынка культурных благ. Извлечение из книги «Предпринимательское право в рыночной экономике». М.: Новая правовая культура, 2004. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». 1990 — 2011. Версия от 12.03.2012.

Одной из наиболее распространенных сделок с предметами антиквариата является сделка по купле-продаже. Договору купли-продажи антиквариата, оформляющему обязательство по переходу права собственности, присущи свои особенности. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами . Предметы антиквариата действительно являются «товаром отдельного вида», обладающим не только экономической стоимостью, но и большой культурной значимостью. Культурная значимость вытекает из самой сущности предметов антиквариата, представляющих собой разновидность культурных ценностей. Указанным обстоятельством обусловлена специфика некоторых элементов купли-продажи антиквариата. ——————————— Ст. 454 ГК РФ.

Так, к существенному условию договора купли-продажи антиквариата следует отнести условие о цене, поскольку уникальный характер предметов антиквариата не позволяет применить п. 1 ст. 424 ГК РФ «в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления». ——————————— Ст. 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. N 238 — 239. 08.12.1994.

Что касается оформления договора купли-продажи антиквариата, то здесь следует отметить следующее. ГК РФ не содержит специальных правил о форме и государственной регистрации сделки в отношении движимых культурных ценностей, а, следовательно, и предметов антиквариата. Однако специальным законодательством о культурных ценностях установлены особые правила в отношении оформления сделок с движимыми культурными ценностями. Так, согласно ст. 45 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме . Этим же Законом предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы сделки: «…сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными» (ч. 3 ст. 45). ——————————— Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. N 92. 15.05.1993. Ч. 3 ст. 45 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. N 92. 15.05.1993.

Иные требования , например государственная регистрация, к оформлению сделок по купле-продаже антиквариата отсутствуют. Вопрос о государственной регистрации сделок с движимыми культурными ценностями и предметами антиквариата напрямую связан с проблемой учета указанных объектов. Урегулировать оборот предметов антиквариата, как движимых культурных ценностей, несравнимо сложнее, чем оборот культурных ценностей, относимых к недвижимости. По мнению Д. В. Мазеина, решить эту проблему можно с помощью системы реестрового учета гражданских прав на культурные ценности и сделок. При этом система должна носить универсальный характер и распространяться на все без исключения культурные ценности, вне зависимости от вещного статуса этих ценностей, формы собственности на них или нахождения их в составе каких-либо фондов . ——————————— Так, например, сделки с движимыми культурными ценностями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, на основании Закона РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» подлежат государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. См.: Закон РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 27.05.1996. N 22. Ст. 2591. См.: Мазеин Д. В. Журнал российского права. 2004. N 9.

С одной стороны, такая система реестрового учета решила бы ряд проблем, связанных с правонарушениями в области оборота предметов антиквариата. Но с другой, сам оборот этих предметов будет существенно затруднен, что, в свою очередь, не будет способствовать легальному развитию рынка антиквариата в России. На наш взгляд, следует перенять положительные моменты международного опыта в области торговли антиквариатом, например, принять этический кодекс. Как известно, большую роль в урегулировании оборота антиквариата на международном уровне играют кодексы поведения и кодексы профессиональной этики. Этические кодексы не подменяют правовые нормы, а дополняют их, способствуют очищению международной торговли антиквариатом от незаконных предметов. Одним из первых кодексов такого рода стал Британский практический кодекс 1986 г. для контроля за международной торговлей произведениями искусства. Данный кодекс действует для аукционных домов «Кристис» и «Сотбис», а также объединения лондонских торговцев произведениями искусства, британской ассоциации антикваров и других профессиональных организаций в области антиквариата. Основные положения этого Кодекса: британские торговцы произведениями изобразительного искусства и антикварными ценностями обязуются в меру своих максимальных возможностей не ввозить, не вывозить и не передавать право собственности на предметы в тех случаях, когда у них имеются разумные основания полагать, что: а) продавец не имеет надлежащего права собственности на объект; б) ввозимый предмет был получен или ввезен из страны, откуда он происходит, в нарушение законов этой страны . ——————————— Богуславский М. М. Судьба культурных ценностей. М., 2006. С. 175.

Кроме того, в 1999 г. был принят международный этический кодекс торговцев культурными ценностями ЮНЕСКО . Основное положение Кодекса — профессиональные торговцы культурными ценностями не должны ввозить, вывозить или передавать право собственности на эти ценности в случаях, когда у них есть разумные основания полагать, что эти ценности были украдены, незаконно отчуждены, тайно добыты в ходе археологических раскопок либо незаконно вывезены из страны их происхождения. Под разумными основаниями понимается, прежде всего, требование по отношению к торговцам культурными ценностями проверять происхождение предметов, с которыми им приходится иметь дело. ——————————— Там же.

Будучи предметом договора купли-продажи, антиквариат чаще всего реализуется посредством аукционов или электронных торгов. Указанные механизмы реализации имеют ряд особенностей. ——————————— См.: Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 165.

В частности, при продаже антиквариата посредством аукционных торгов следует отметить проблему отсутствия универсального международно-правового документа и единообразного регулирования на национальном уровне разных стран. Так, на международном уровне Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. (далее по тексту — Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) не регулирует аукционную торговлю, но содержит общие правила оборота культурных ценностей, влияющие на аукционную торговлю. В частности, ст. 7 (a) Конвенции закрепляет общую обязанность государства принимать все необходимые меры, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями культурных ценностей, которые были незаконно вывезены из другого государства. Кроме того, в целях эффективного контроля перемещения культурных ценностей ст. 6 (a) Конвенции предусматривает учреждение специального свидетельства, которым государство — экспортер удостоверяет свое разрешение на вывоз культурной ценности, а ст. 6 (b) закрепляет запрет вывоза культурных ценностей без такого свидетельства . ——————————— Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

Читать дальше:  Машинист землесосного плавучего несамоходного снаряда

Аукционная торговля ведется на основе типовых обычных правил, сложившихся в ходе многовековой практики международных аукционных домов. Эти правила имеют свои особенности, так как торговля антиквариатом является инвестиционно привлекательной для многих государств. Во-первых, здесь применяются правила, отличные от обычной купли-продажи товаров. В отношении договора, заключенного на аукционе, применяется право страны, где проводится аукцион. Именно это право рассматривается в законодательстве ряда стран как право страны, с которой договор наиболее тесно связан . ——————————— Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 165.

Во-вторых, специфика аукционной торговли и, соответственно, правового положения аукционного дома состоит в том, что аукционный дом выступает в качестве посредника. Как правило, аукционный дом не является собственником предметов искусства, выставляемых на торги, а действует лишь как агент. Следовательно, правовые обязанности аукционера перед продавцом основаны на нормах договора комиссии или агентского договора. В Российской Федерации к продаже предметов антиквариата применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о договоре комиссии . Аукционер, действуя по поручению продавца (комитента), имеет фидуциарную обязанность «действовать добросовестно и в интересах продавца». ——————————— Ст. 990 — 1004 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Российская газета N 23, 24, 25 от 6, 7, 8 февраля 1996 г.

В-третьих, в мире аукционных торгов сформировалось множество противоречивых институтов обычного права. Например, практика установления скрытой (конфиденциальной) оговорки о цене между аукционистом и продавцом, оговорка об ограничении/отказе аукциониста от гарантии и др. Тем не менее судебная практика последних лет выступает в защиту покупателя. Это имеет практические результаты. Так, на сегодняшний день торговцы антиквариатом несут личную ответственность за гарантию подлинности тех предметов искусства, которые они продают. Аукционные дома «Кристис» и Сотбис» установили ограниченную гарантию подлинности авторства на период пять лет со дня продажи имущества . ——————————— См.: Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 168.

На уровне национального правового регулирования торгам (в форме аукциона или конкурса) посвящены ст. 447, ст. 448 и ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок их проведения более подробно регламентирован в законодательстве о государственных закупках, несостоятельности (банкротстве) и исполнительном производстве (публичных торгах). В литературе торгам, как способу заключения договора уделено достаточно внимания. Об аукционных торгах предметами антиквариата лишь упоминается в ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Там указывается, что организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации . ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). —————————————————————— См.: Агарков М. М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // В сб.: Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. М., 2002. С. 452; Нестерович Н. В., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Под ред. А. Г. Свинаренко. М., 2000. С. 360; Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. С. 682; Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 208; а также: Гатаулина Л. Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: Автореф. дис. … к. ю.н. Краснодар, 2007. С. 207; Сахабутдинова Д. Н. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. … к. ю.н. Казань, 2007. С. 183; Волков К. Н. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … к. ю.н. Екатеринбург, 2006. С. 149; Турсунова Ю. С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. … к. ю.н. СПб., 2004. С. 181. Ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) // Российская газета. N 248. 17.11.1992.

Следует отметить, что в современном мире все более популярной становится электронная торговля предметами антиквариата. Она приобрела поистине глобальный и разветвленный характер. Однако, несмотря на такую динамику, электронная коммерция содержит огромный массив неразрешенных вопросов законодательного регулирования. В числе основных можно назвать порядок проведения расчетов между продавцом и покупателем, вопросы налогообложения, криптографической защиты и применения электронно-цифровой подписи. Правовой режим электронного обмена данными в международной и внутренней торговле представлен в виде примерного свода правил в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» (принят ЮНСИТРАЛ 12 июня 1996 г.) , а также в директивах Европарламента и Совета Европейского союза «О заочной торговле» от 20 мая 1997 г. и «Об электронной торговле» 2000 г. , и международной конвенции «О заключении договоров в электронной форме» . Поэтому при осуществлении электронных торгов предметами антиквариата в первую очередь следует руководствоваться указанными актами. ——————————— Типовой закон ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле» (принят ЮНСИТРАЛ 12 июня 1996 г.). Текст Типового закона приводится по официальному изданию ООН, Нью-Йорк, 1996 г. Типовой закон об электронной торговле Комиссии ООН по праву международной торговли по общему правилу применяется в качестве обычая делового оборота. Директива 97/7/EC Европарламента и Совета Европейского Союза «О заочной торговле» от 20 мая 1997 г. и Директива 2000/31/EC Европарламента и Совета Европейского союза об определенных юридических аспектах услуг информационного общества в особой электронной коммерции на Внутреннем рынке (директива «Об электронной торговле») от 8 июня 2000 г. // Official Journal of the European Communities 17/7/2000. Report of the United Nations Commission on International Trade Law. 40th session, 14 — 18 October 2002, Vienna ACN.9/WG. IV/WP.97 — Provisional Agenda.

На уровне Российской Федерации приняты Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (взамен Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», прекратившего действие с 01.07.2013), Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612. Однако с 2000 г. по настоящее время не принят федеральный закон «Об электронной торговле», хотя проекты этого федерального закона неоднократно рассматривались Государственной Думой РФ . В результате такой правовой неопределенности и недостаточности регулирования электронная торговля в России часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникнуть в силу общеобязательных положений национального законодательства или сложившейся судебной практики. ——————————— См.: Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет [Электронный ресурс] М.: Волтерс Клувер, 2007. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». 1990 — 2011. Версия от 12.03.2012.

Читать дальше:  Договор купли продажи железного гаража без документов

Исследование гражданско-правового режима культурных ценностей предполагает рассмотрение не только проблем регулирования отношений собственности на культурные ценности, но и отношений, возникающих в сфере гражданского оборота культурных ценностей. Особой правовой формой, адекватной товарно-денежным отношениям гражданского оборота, выступает гражданско-правовое обязательство. В научной литературе выделяются категории, типы, группы, виды и подвиды обязательств.

Анализ действующего законодательства в исследуемой сфере и практики его применения показывает, что большинство обязательств, опосредующих участие культурных ценностей в гражданском обороте, составляют обязательства по передаче культурных ценностей в собственность и в пользование, на рассмотрении которых мы и остановимся подробнее.

Удельный вес обязательств иного характера (по производству работ, оказанию услуг, перевозке и т.д.) сравнительно мал, указанные обязательства не имеют применительно к культурным ценностям особой специфики в правовом отношении. В этой связи полагаем целесообразным в настоящем параграфе рассмотреть некоторые особенности наиболее распространенного.

Как отмечалось выше, выделяется позиция тех ученых, которые понимают под обязательством относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ, обязательства по передаче культурных ценностей в собственность — купли- продажи культурных ценностей. В целом, к договорам купли-продажи культурных ценностей применяются общие положения параграфа 1 главы 30 ГК РФ. В то же время п.3 ст. 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами. Культурные ценности действительно являются "товаром отдельного вида", обладающим не только экономической стоимостью, но и большой социальной значимостью. Указанным обстоятельством обусловлена специфика некоторых элементов рассматриваемых нами договоров. Так, большой интерес представляет вопрос об оформлении сделок по купле — продаже культурных ценностей. ГК РФ не содержит специальных правил о форме и государственной регистрации сделки в отношении движимых культурных ценностей. Однако изучение специального законодательства о культурных ценностях позволяет сделать вывод о том, что в отношении оформления сделок с движимыми культурными ценностями установлены особые правила. Так, согласно ст. 45 Закона о вывозе сделки в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие Закона (а это практически все движимые культурные ценности), должны заключаться в письменной форме. Сделки, совершенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными.

Таким образом, для указанного вида сделок письменная форма имеет конститутивное значение (п.2 ст.162ГК РФ). По нашему мнению, указанное правило лишено смысла: оно не решает проблему учета движимых культурных ценностей, так как информация о совершении указанных сделок не будет поступать в компетентные государственные органы. Кроме того, остается неясным, почему указанная норма помещена в специальный нормативно-правовой акт, касающийся исключительно вопросов вывоза и ввоза культурных ценностей, а не в общий нормативно-правовой акт,147 посвященный регулированию рассматриваемых отношений, например, в Основы законодательства о культуре? Резюмируя, получается вывод о том, что норма ст.45 Закона о вывозе, устанавливающая правило об обязательности письменной формы сделки в отношении движимых культурных ценностей под страхом ее недействительности, подлежит исключению из названного специального Закона.

Российское законодательство не предусматривает правила об обязательном нотариальном удостоверении сделок с движимыми культурными ценностями. В соответствии с п.2. ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение может быть предусмотрено соглашением сторон. Вероятно, именно на эти редкие случаи и была рассчитана указанная статья. В отношении движимых культурных ценностей, зарегистрированных в государственной или негосударственной части музейного фонда РФ, действуют нормы Закона о музейном фонде, предусматривающие обязательную регистрацию сделок с музейными предметами и коллекциями в Государственном каталоге музейного фонда РФ. Каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенной в состав музейного фонда РФ. В электронной базе данных Каталога выделяются две части: реестр сделок (в нем регистрируются: купля-продажа, дарение, мена, передача во временное или бессрочное владение, или пользование, наследование культурных ценностей) и информация о хищениях и утрате музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда.

Приведенные нормы Закона соответствуют общим положениям ГК РФ о государственной регистрации сделок: п.2 ст. 164 ГК РФ устанавливает, что законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. Вопрос о государственной регистрации сделок с движимыми культурными ценностями напрямую связан с вопросом учета указанных объектов. Выше неоднократно указывалось на то, что проблема учета движимых культурных ценностей в нашей стране до сих пор не решена. Думается, что законодатель может выбрать один из двух путей решения указанной проблемы. Первый путь — либерализация оборота движимых культурных ценностей. В этом случае постановка движимых культурных ценностей на учет — право, но не обязанность частных лиц. Формулировки Закона о музейном фонде, казалось бы, дают все основания полагать, что российский законодатель избрал именно эту модель.

Однако для успешного функционирования данной модели необходимо "намерение государства" использовать данный вид учета не только в качестве очередного механизма осуществления мер финансового контроля, но как реальный способ получения информации о составе и состоянии объектов культурного наследия страны. Для этого государству следует стимулировать собственников движимых культурных ценностей к постановке принадлежащих им предметов на государственный учет. В ст. 24 Закона о музейном фонде предусмотрено, что уполномоченные государственные и муниципальные органы могут (но не должны — прим. М.А.) оказывать поддержку негосударственной части музейного фонда, в том числе, предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации указанных культурных ценностей; обеспечивать передачу, в случае необходимости, данных предметов на хранение в государственные хранилища.

Однако на практике указанные меры не выполняются, а коллекционеры по-прежнему опасаются афишировать состав своих коллекций. Кроме того, выбор законодателем либеральной модели учета движимых культурных ценностей в Законе о музейном фонде проведен непоследовательно. Например, как отмечалось выше, согласно ст. 12 названного Закона для совершения сделки с музейными предметами, включенными в негосударственную часть музейного фонда, необходимо получить специальное разрешение уполномоченного государственного органа. Кроме того, в силе остались нормы, предусматривающие обязанность постановки культурных ценностей на учет. Нельзя не отметить и тот факт, что описанное выше катастрофическое положение дел с оборотом объектов археологического наследия, а также масштабы развития теневого антикварного рынка в современной России позволяют говорить о том, что наша страна не готова к существенной либерализации гражданского оборота движимых культурных ценностей.

Второй вариант — модель "контролируемого оборота". Государство объективно не может и не должно ставить своей целью тотальный контроль над всеми заключаемыми в отношении движимых культурных ценностей сделками. В то же время, как отмечалось выше, число движимых культурных ценностей, зарегистрированных в негосударственной части музейного Фонда РФ, по перечисленным выше причинам ничтожно мало. В связи с этим представляется разумным расширить круг движимых культурных ценностей, в отношении которых должно быть установлено правило об обязательной специальной регистрации сделок.

Оцените статью
Добавить комментарий