Методические рекомендации для судебных экспертов 2018

АВТОТЕХНИЧЕСКИЕ (АВТОТОВАРОВЕДЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспертная специальность 13.4 "Исследование автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки"

В стране продолжается автомобильный бум, с каждым днём растёт соответственно количество автомобилистов.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало 2015 года в России на каждую тысячу жителей приходится 284 автомобиля, а в крупных городах этот показатель превысил 300 автомобилей.

Эти цифры на 10 автомобилей больше, чем на начало 2014 года и в 2 раза больше, чем на начало 2003 года.

Всего в стране насчитывается по состоянию на начало 2015 года около 41 миллиона только легковых автомобилей.

Рост количества автомобилей и автомобилистов влечёт за собой и соответствующий рост дорожно-транспортных происшествий, в которых очень часто необходимо установить фактический размер материального ущерба, нанесенного владельцу транспортного средства, а также фактический размер страхового возмещения.

В этих случаях нередко, в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства, необходимо назначение и проведение судебных автотовароведческих экспертиз и исследований, являющихся одними из самых востребованных.

Увеличивается из года в год также количество совершаемых сделок с автотранспортом, имущественных споров и правонарушений. В этих случаях к экспертам-автотовароведам РФЦСЭ за помощью обращаются суды, нотариусы, следователи, дознаватели, юридические и физические лица. При этом проводятся судебные экспертизы и экспертные исследования.

Наряду с производством судебных экспертиз по уголовным, гражданским и арбитражным делам, значительную часть деятельности экспертов-автотовароведов РФЦСЭ занимает составление актов оценки транспортных средств физическим лицам для органов нотариата при оформлении наследства. Данный вид деятельности регламентируется п.7 ст.333

Научной основой для производства судебных экспертиз и экспертных исследований по вопросам автотовароведения в системе СЭУ Минюста России являются периодически обновляемые Методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», разработанные на основе результатов современных научных исследований в отношении транспортных средств.

В 2017 году в рамках темы № 5/2016 Плана основных научно-методических работ в области судебных экспертиз, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, РФЦСЭ были разработаны «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Методические рекомендации).

Читать дальше:  В состав конкурсной массы ликвидируемого предприятия

Методические рекомендации разработаны в полном соответствии с действующей Программой подготовки судебных экспертов по экспертной специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» и регламентируют порядок проведения судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований по данной судебно-экспертной специальности.

Методические рекомендации утверждены и рекомендованы для использования в экспертной практике решением научно-методического совета РФЦСЭ от 20.12.2017 (Протокол № 4). В 2018 году они были изданы и разосланы в СЭУ Минюста России. Согласно решению секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ, утвержденного научно-методическим советом РФЦСЭ 18 октября 2018 года (протокол № 3), вышеуказанные Методические рекомендации введены в действие с 1 января 2019 года. С этого времени методические рекомендации «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», опубликованные в 2013 году (с изменениями от 2015 года), прекращают свое действие.

Задачи, решаемые экспертами-автотовароведами:

  • идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование транспортного средства);
  • установление фактических данных о техническом состоянии транспортного средства в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
  • определение технологии и стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
  • установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
  • определение износа транспортного средства, его составляющих;
  • определение рыночной стоимости транспортного средства и его отдельных элементов;
  • установление стоимости годных остатков транспортного средства;
  • определение величины утраты товарной стоимости транспортного средства;
  • определение размера страхового возмещения.

Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.

Предмет и объекты автотовароведческой экспертизы

Предметом судебных автотовароведческих экспертиз является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска транспортного средства, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости транспортного средства и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.

Объектами рассматриваемых автотовароведческих экспертиз могут являться:

  • транспортные средств в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
  • информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
  • программные комплексы;
  • данные средств массовой информации, сети интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
  • документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.
Читать дальше:  Авито просит оплатить разовое размещение как отказаться

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ
АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ
И ИССЛЕДОВАНИЙ
КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
И ОЦЕНКИ

Печатается по решению Научно-методического совета ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России

УДК 343.148.63 ББК 67.53 М54

Методические рекомендации подготовили:

Махнин Е. Л„ Новоселецкий И. К, Федотов С. В.

(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России),
Галевский С. О., Калинин М. А., Кошелев Д. М„ Суслов С. Б.

(ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России),

Алексеев И. В„ Калакутин А. В,

(ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России)

Смирнова С. А. — доктор юридических наук, профессор
(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)
Григорян В. Г,- кандидат технических наук
(ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России)

М54 Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях опре­деления размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оцен­ки / Е. Л. Махнин, И. Н. Новоселецкий, С. В. Федотов и [др.]; науч, руков. С. А. Смирнова, В. Г. Григорян; М-во юстиции Рос. Федерации, Федер. бюджет, учреждение Рос. федер. центр судеб, экспертизы. — М.: ФБУ РФЦСЭ при Ми­нюсте России, 2018. — 326 с.

Настоящие методические рекомендации устанавливают методику проведе­ния автотехнических экспертиз и исследований по специальности 13.4 «Иссле­дование транспортных средств в целях определения стоимости восстановитель­ного ремонта и оценки» в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Предназначены для использования судебными экспертами при проведении судебных экспертиз и несудебных исследований, при профессиональной подго­товке и повышении квалификации экспертов.

УДК 343.148.63 ББК 67.53

ISBN 978-5-91133-185-6 © Федеральное бюджетное учреждение

Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России), 2018

К сожалению, не каждому юристу известно, что с 01 января 2019 г. решением секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ введены в действие новые «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Читать дальше:  Количество пролонгаций не ограничено или неограниченно

Помимо прочего новая методика, например, содержит иные положения относительно определения суммы ущерба применительно к случаю полной гибели транспортного средства.

Согласно положениям новых Методических рекомендаций,

Полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая.

Положения же ранее действующих Методических рекомендаций 2013 г. позволяли устанавливать полную гибель транспортного средства в результате его повреждения,

Когда стоимость восстановительного ремонта с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80 % его стоимости на момент повреждения.

Указанный выше пример наглядно демонстрирует, что применение новых положений Методических рекомендаций может кардинально изменить исход гражданского дела о взыскании суммы ущерба.

Возникает вопрос, какие Методические рекомендации подлежат применению для установления величины ущерба, возникшего в результате ДТП, произошедшего до введения в действие новых Методических рекомендаций, если судебная автотовароведческая (автотехническая) экспертиза назначена после 01 января 2019 г.

Справедливо полагать, что по событию причинения ущерба, скажем, 2017 г. должна быть применена методика 2013 г., поскольку деликтные отношения возникли до 01 января 2019 г., и новые Методические рекомендации могут существенно ухудшить положение ответчика.

Для выяснения вопроса о применении новых Методических рекомендаций при разрешении вопроса об определении суммы ущерба, возникшего до 01 января 2019 г. мною был направлен адвокатский запрос в Министерство юстиции РФ.

Согласно полученному ответу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ,

Введенные в действие с 01 января 2019 г. Методические рекомендации применяются в судебно-экспертных учреждениях системы Минюста России при производстве судебных автотехнических экспертиз независимо от даты, на которую производятся расчеты.

Таким образом, изданные в 2013 г. (с изменениями от 2015 г.) прекратили свое действие и не могут применяться государственными судебными экспертами и экспертами, прошедшими соответствующую добровольную сертификацию в системе Минюста России, при производстве судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований объектов и событий, имевших место до 01 января 2019 г.

Документы

1. Ответ_Минюста РФ 231.4 KB 17 2. Ответ КЛСЭ при МЮ РФ 284.7 KB 16

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала. Автор публикации может дополнительно установить доступ к некоторым документам только для обладателей PRO-аккаунта.

Оцените статью
Добавить комментарий