Может ли учитель истории преподавать обществознание

По диплому я учитель истории. А специализация обществознание могу ли я преподавать обществознание. Как доказать?

Добрый день! А почему не можете? У Вас же в дипломе или в приложении к нему указана Ваша специализация. В данной ситуации решает директор школы, дать Вам эти часы или нет.

Спасибо за помощь!

Зам по Т.О. и ДР. преподаватель утверждают. Что не могу преподавать обществознание. Т.к. квалификация стоит Учитель истории. Как доказать?

А зачем Вам что то доказывать! Обратитесь за разрешением данной конфликтной ситуации в отдел образования. Возьмите в конце концов из Вашего ВУЗа соответствую справку, что специализация у Вас была обществознание.

Необходимо подать заявление о готовности преподавать по данным дисциплинам.

И рекомендую прочесть комментарии к статье ФЗ «Об образование» — вопрос решится:

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

1. Часть 1 этой статьи в системной связи со ст. 2 комментируемого Закона имеет первостепенное значение для определения категории «учитель» («педагогический работник»), поскольку именно здесь дается ответ на главный вопрос: что это за физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности?

Частью 1 комментируемой статьи установлены два требования к лицам, при наличии которых они могут претендовать на то, чтобы участвовать в обучении, воспитании обучающихся и (или) организации образовательной деятельности:

1) наличие среднего профессионального или высшего образования;

2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

На законодательном уровне имеется два подхода к определению образовательного ценза для работников. Первый предполагает четкую корреляцию со специальностью (квалификацией) и действует в отношении фармацевтических работников (Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» требует, чтобы фармацевтический работник имел фармацевтическое образование), прокуроров (согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане РФ, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе), адвокатов (согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом может быть лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности) и др. В большинстве случаев требуется лишь наличие образования определенного уровня.

Если из первого требования следует, что лицо, даже не имеющее квалификации «учитель», но имеющее любое среднее профессиональное или высшее образование, может претендовать на должность педагогического работника, то второе требование по сути отрицает необходимость первого.

В настоящее время установлены следующие требования к квалификации:

преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов) должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Преподавателем может быть лицо, имеющее либо высшее образование или среднее профессиональное образование, но при условии прохождения дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении;

Читать дальше:  Дали направление на госпитализацию что делать дальше

учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Учителем может быть лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование, но при условии прохождения дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении.

В письме Минобрнауки России от 25 августа 2015 N АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» указывается, что согласно требованиям Квалификационных справочников иногда дополнительного профессионального образования не достаточно для занятия определенной должности. Если одним из требований при приеме на работу является наличие высшего образования в определенной области, например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием, даже если он освоил программы дополнительного профессионального образования в области гуманитарных и социальных наук.

Согласно указанным выше нормативным актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Разъяснения в отношении требований профессиональных стандартов к педагогическим работникам системы общего образования содержатся в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10 августа 2015 г. N 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования». Так, в письме указывается, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» начинается только с 1 января 2017 г.

В настоящее время профессиональные стандарты находятся в стадии разработки. Согласно данным официального сайта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации завершен процесс разработки профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Согласно подготовленному документу педагог должен будет иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Педагог-психолог в сфере образования должен иметь высшее образование по профильным направлениям.

Читать дальше:  Во избежание повторения подобных ситуаций в будущем

До 1 января 2017 года следует руководствоваться приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.

В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10 августа 2015 г. N 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» обращается внимание на то, что п. 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Предписания п. 9 Единого квалификационного справочника, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, воспринимаются судом наравне с требованиями комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2014 г. по делу N А46-5911/2013 рассматривает ситуацию, в которой несоответствие образовательного ценза педагогического работника учреждения квалификационным требованиям к должности «преподаватель» Министерством образования Омской области квалифицировалось как нарушение лицензионных требований. Суд исходит из того, что если решением аттестационной комиссии работник признан соответствующим должности «преподаватель» и недобросовестное исполнение преподавателем учреждения своих должностных обязанностей не доказано, то он вправе занимать данную должность, даже если иные квалификационные требования не соблюдены.

Согласно квалификационным требованиям социальный педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика», воспитатель (старший воспитатель) — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», тьютор — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее двух лет".​

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Какие нормативные акты регулируют уровень образования учителя с 1.09.2016? Будут ли изменения в связи с новым профстандартом педагога?
Может ли учитель истории и права (по диплому) преподавать обществознание?
Если по диплому учитель математики, но в течение 20 лет ведет технологию, каждые 5 лет проходит курсы повышения квалификации по предмету технология, нужно ли ему проходить переподготовку как учителю технологии?

Читать дальше:  Как восстановить квитанцию об оплате коммунальных услуг

Ответ

До окончания внедрения профстандартов в образовательные организации государственные и муниципальные ОО могут на выбор применять как ЕКС, так и профстандарты. Требования к образовательному цензу учителей не меняются. Учитель математики и учитель истории и права могут преподавать предметы, отличные от их квалификации по диплому.

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46,ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Обязательность применения именно профстандартов в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятий по внедрению профстандартов в образовательные организации необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

В соответствии с ЕКС и профессиональными стандартами требования к образованию учитель практически идентичны: наличие высшего или среднего профессионального образования, либо по направлению «Образование и педагогика», либо в области преподаваемого предмета, либо высшего или среднего профессионального и дополнительного образования по направлению деятельности ОО.

Если в требованиях к должности установлено, что работник должен иметь образование по определенному направлению подготовки, то необходимо установить, имеет ли работник такое образование.

В законодательстве отсутствует норма, которая предписывает в таких случаях использовать конкретный документ. Мы рекомендуем пользоваться документами, в которых упоминаются различные направления подготовки:

Применение Общероссийского классификатора специальностей по образованию

ОКСО содержит список специальностей, которые отнесены к соответствующим укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки. В том числе список специальностей, которые отнесены к укрупненной группе специальностей и направлениям подготовки «Образование и педагогика».

Допустим, специальность или направление подготовки (квалификация), которая указана в документе об образовании, отнесены к укрупненной группе и направлениям подготовки классификатора. В этом случае можно считать, что работник или кандидат на должность имеет образование по этому направлению подготовки.

Образование «учитель истории и права» и «учитель математики» входят в укрупненную группу направления «Образование и педагогика», следовательно данные работники соответствуют образовательному цензу и могут преподавать предметы, отличные от их квалификации по диплому.

Актуально сейчас:
Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Оцените статью
Добавить комментарий