Различные народы подошли к системе глобального мира неодинаково подготовленными (экономика, финансы, военный потенциал).Страны с с наиболее развитой экономикой стремятся ослабить суверенитет менее развитых, чтобы расширить свою экспансию на рынки таких государств. Тем самым расширяя свои границы обитания, за счет менее приспособленных государств, разрушая их культурные и национальные традиции.Происходит своеобразный естественный отбор на социальном уровне — выживают более приспособленные, более развитые, способные обеспечить свою экономическую и военно-стратегическую безопасность.Налицо действие социал-дарвинистской теории — слабый должен уйти.
Если ответ по предмету Обществознание отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Подробное решение параграф § 8 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации?
Есть несколько проявлений асимметричности глобализации. Некоторые из проявлений этой асимметричности уже исследовались в науке и известны политикам. Так, в ответ на западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой помещены в единое информационное поле и реагируют «по-соседски» на события в самых отдаленных уголках мира, представители стран «третьего мира» подняли проблему «информационного империализма», связанную с неэквивалентным обменом информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.
Сегодня эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира касается не только собственно информационных отношений, затрагивающих судьбы национальной культуры и традиций. В современном глобальном мире появились новые финансово-экономические, политические и военные технологии, способные подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневную обеспеченность и безопасность. Произошло своеобразное развеществление многих условий человеческого существования, подверженных действию различных трансферов — возможностей управления на расстоянии, поверх государственных границ. Манипуляции с плавающими валютными курсами и краткосрочным спекулятивным капиталом, способные экспроприировать национальные накопления и обесценить труд сотен миллионов людей — только наиболее разительный пример применения этих новых технологий.
Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Тем не менее, и эти сферы не избежали воздействия феномена глобализации, который нужно анализировать не только как стихийно складывающийся процесс мировой взаимозависимости, но и как технологию асимметричных глобальных взаимодействий, по-новому структурирующих современный мир. В сфере отношений информационного социокультурного обмена эксперты давно уже делят мир на культуры-доноры и культуры-реципиенты, взаимоотношения которых строятся по модели субъектно-объектной связи.
Наряду с глобальными информационными полями, позволяющими действовать на сознание людей поверх государственных границ, в мире образовались и другие глобальные поля, открывающие возможности аналогичных действий в отношении материальных факторов человеческого существования. Это означает, что мы являемся свидетелями нового процесса формирования глобальной власти, отличающейся от ее традиционных форм принципиально новыми технологиями дистанционного воздействия и латентными формами проявления.
2. Какие компоненты составляют информационную сферу?
Информационную сферу составляют следующие компоненты: 1. собственно информация, информационный ресурс и фактор производства в современной экономике; 2. инфраструктура; 3. субъекты сбора, формирования, распространения и использования информации; 4. система регулирования многообразных связей.
3. Какую роль в современном мире играет Интернет?
На сегодняшний день в современном мире Интернет играет огромную роль. Благодаря интернету пользователи получают информацию любого характера, общаются друг с другом и т.д., но кроме положительных моментов, интернет ещё является и средством, которое может использоваться в информационных войнах. Интересы национальной безопасности заставляют закрывать сайты, распространяющие противозаконную информацию. В целях предотвращения экономического шпионажа, укрепления трудовой дисциплины многие фирмы вводят специальные правила использования сетевых ресурсов.
4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики?
Субъектами глобальной экономики и лидерами мирового рынка выступают транснациональные корпорации (ТНК) — фирмы, которые имеют дочерние предприятия или филиалы во многих странах и реализуют на международном рынке свою продукцию, оказывая влияние на мировую экономику или её отдельный сегмент. ТНК создают около 25% мирового ВВП, но при этом контролируют примерно 80% всех существующих в мире патентов, лицензий и секретов производства (ноу-хау).
5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства?
Американская модель развивается при наименьшем вмешательстве государства в экономические и социальные процессы. Это обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, но сохраняется достаточно высокий уровень социального неравенства. В азиатской модели отдаются приоритеты государству и фактически развивается в рамках авторитаризма. При этом высоки показатели экономического развития, но существуют определённые проблемы в сферах образования и здравоохранения. И третья модель связана с активностью государства как в финансировании исследовательских программ и информационных технологий, так и в стремлении максимально повысить качество жизни граждан.
6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества?
Новые реалии способствуют развитию гражданского общества. Во всемирном пространстве между различными социальными субъектами независимо от их местоположения происходят многообразные взаимодействия в режиме реального времени. Каждый человек имеет возможность получать любую информацию от любого сообщества или государства и использовать её. Решение социальных и политических проблем также зависит от информационной среды, при этом не имеет значения уровень проблем. Это может быть желание домохозяйки получить новый рецепт пирога; консультация со специалистом-медиком о проявившихся симптомах заболевания; необходимость получить паспорт или записать ребёнка в школу; борьба с нарушениями, допущенными во время избирательной кампании или в ходе проведения следственных мероприятий, и т.д. Укрепляются горизонтальные связи между гражданами, общество получает новые возможности контролировать государственные институты, отдельных представителей государственного аппарата.
7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество».
«Социальная сеть» — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
«Сетевое сообщество» — группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы.
8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать?
Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. в Российской Федерации была принята Доктрина информационной безопасности. Этот документ рассматривает должное поведение государства, общества, личности в информационной сфере. Интересы личности связаны с реализацией конституционных прав на доступ к информации, на её использование в деятельности, а также с защитой информации, которая обеспечивает личную безопасность. Интересы общества заключаются в упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства выражаются в создании условий для: а) развития российской информационной инфраструктуры; б) реализации конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации; в) защиты конституционного строя, законности и правопорядка, суверенитета и территориальной целостности России, её политической, экономической и социальной стабильности; г) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
9. Перечислите критерии развития информационного общества.
Политическими критериями сформированности информационного общества выступают наличие и развитость институтов гражданского общества, свобода получения и создания информации, открытость общества для глобальных процессов.
1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:
Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.
Из данного социологического опроса видим, что в принципе большинство проголосовали за пользу от глобализации, но не малый процент людей видит больше вреда в глобализации. И действительно, глобализация несёт в себе как положительные, так и отрицательные черты, но для России больше пользы, т.к. это огромное многонациональное государство, которому просто необходимо расширять экономические связи для его процветания.
2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?
Динамика изменения значимости чтения книг и «общения» с компьютером в структуре досуга подростков (%)
—о— Чтение книг —♦— «Общение» с компьютером
Информационное сообщество диктует свои правила и конечно же не в пользу чтения книг, а проведение досуга в виде «общения» с компьютером. Конечно, книги как источник информации всегда будут иметь свою ценность, но на сегодняшний день более свежую информацию можно найти в Интернете.
3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить, как противоречивую?
Информационное общество не может существовать без государства, так как в современном мире формирование информационного общества является одним из направлений государственной политики. Государство на уровне законодательства регулирует информационное общество.
4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.
Сетевой этикет — совокупность норм, правил, предписаний, рекомендаций, отражающих представления о должном поведении и процессе коммуникации людей в сети Интернет. Сетевой этикет — не только часть традиций и культуры сетевого сообщества, но и часть социального уровня информационной культуры современного человека. Правила сетевого этикета не являются всеобщими и жестко установленными, не закреплены нормативными актами; за их нарушение нет никакой ответственности, кроме общественного порицания. Каждое сетевое сообщество может формулировать свои правила поведения, требовать ознакомиться с ними и выразить свое формальное согласие на их соблюдение. Обычно все правила записываются и оформляются в виде устава. В отдельных случаях они формулируются модераторами, иногда «старожилами» сообщества, в виде сообщений и поддерживаются на основании их личного авторитета. Условно выделяют три группы правил сетевого этикета: административную (правила именования тем, цитирования, допустимости рекламы и др.); техническую (правила оформления сообщений: приветствие, подпись, размер, допустимые элементы форматирования); психологическую (правила передачи эмоционального состояния: использование аватарок, ников, смайлов, сокращений и др.) К нарушениям сетевого этикета традиционно относят оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера, провоцирование, клевету, плагиат, рекламу и саморекламу (в непредназначенных для этого местах), несоответствующие истине сообщения (напр., диффамации), несоблюдение авторских прав.
Вернуться назад на Процессы глобализации
Есть несколько проявлений асимметричности глобализации. Некоторые из проявлений этой асимметричности уже исследовались в науке и известны политикам. Так, в ответ на западную концепцию глобальной «электронной деревни», жители которой помещены в единое информационное поле и реагируют «по-соседски» на события в самых отдаленных уголках мира, представители стран «третьего мира» подняли проблему «информационного империализма», связанную с неэквивалентным обменом информацией между Севером и Югом, развитыми и развивающимися странами.
Сегодня эта асимметричность отношений разных стран в едином пространстве глобального мира касается не только собственно информационных отношений, затрагивающих судьбы национальной культуры и традиций. В современном глобальном мире появились новые финансово-экономические, политические и военные технологии, способные подрывать национальный суверенитет в вопросах, затрагивающих основы существования людей, их повседневную обеспеченность и безопасность.
Произошло своеобразное развеществление многих условий человеческого существования, подверженных действию различных трансферов — возможностей управления на расстоянии, поверх государственных границ. Манипуляции с плавающими валютными курсами и краткосрочным спекулятивным капиталом, способные экспроприировать национальные накопления и обесценить труд сотен миллионов людей — только наиболее разительный пример применения этих новых технологий.
Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Тем не менее, и эти сферы не избежали воздействия феномена глобализации, который нужно анализировать не только как стихийно складывающийся процесс мировой взаимозависимости, но и как технологию асимметричных глобальных взаимодействий, по-новому структурирующих современный мир. В сфере отношений информационного социокультурного обмена эксперты давно уже делят мир на культуры-доноры и культуры-реципиенты, взаимоотношения которых строятся по модели субъектно-объектной связи.
Наряду с глобальными информационными полями, позволяющими действовать на сознание людей поверх государственных границ, в мире образовались и другие глобальные поля, открывающие возможности аналогичных действий в отношении материальных факторов человеческого существования. Это означает, что мы являемся свидетелями нового процесса формирования глобальной власти, отличающейся от ее традиционных форм принципиально новыми технологиями дистанционного воздействия и латентными формами проявления.
Различные народы подошли к системе глобального мира неодинаково подготовленными (экономика, финансы, военный потенциал).
Страны с наиболее развитой экономикой стремятся ослабить суверенитет менее развитых, чтобы расширить свою экспансию на рынки таких государств. Тем самым расширяя свои границы обитания, за счет менее приспособленных государств, разрушая их культурные и национальные традиции.
Происходит своеобразный естественный отбор на социальном уровне — выживают более приспособленные, более развитые, способные обеспечить свою экономическую и военно-стратегическую безопасность.
Налицо действие социал-дарвинистской теории — слабый должен уйти.
Глобализация экономики
Глобализация
Глобализация валютной системы
Глобализация и глобалистика — некоторые дискуссионные вопросы
Глобализация экономики: содержание и основные формы проявления