Занятия учителя дефектолога в общеобразовательной школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.

Цель деятельности учителя дефектолога — обеспечение своевременной специализированной помощи детям с ЗПР церебрально-органического генеза в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях массовой школы.

Направления работы Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое коррекционное аналитическое консультативно-просветительское и профилактическое организационно-методическое

-Определение особенностей познавательной и учебной деятельности учащихся с ОВЗ и детей, испытывающих трудности в обучении. -Динамическое наблюдение за развитием учащихся с ОВЗ в процессе учебной деятельности коррекционно- развивающих занятий. -Изучение результативности коррекционно-развивающей работы с учащимися. Диагностическое направление.

Виды диагностики Первичная диагностика Динамическое изучение учащихся Этапная диагностика Текущая диагностика

Первичная диагностика — определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению. По результатам первичной диагностики оформляются протокол и заключение

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам. отслеживание динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности . Динамическое изучение

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития. Этапная диагностика

Текущая диагностика. Направлена на обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости. Направлена на обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума. Временных рамок этот этап не имеет, обследование проводится на протяжении учебного года по мере необходимости Текущая диагностика

Коррекционное направление. Коррекционное направление. Коррекционное направление. Коррекционное направление. -Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с учащимимися -Проведение коррекционно-развивающих занятий. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Коррекционное направление. -Составление индивидуальных программ коррекционно-развивающей работы с учащимися -Проведение коррекционно-развивающих занятий. Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек).

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся: Развитие психофизических функций. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов( цвет, форма, величина). Ориентация в пространстве и времени. Развитие анализаторов: зрительно- пространственных, слуховых, кожно- осязательных. Развитие координации движений и крупной моторики. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие познавательных процессов. Развитие внимания( объем, концентрация, распределение) и наблюдательности при восприятии( цвета, формы, времени). Развитие памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, долговременной). Расширение представлений об окружающей действительности Обогащение кругозора детей. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира Развитие произвольной сферы Формирование волевых качеств, умения сдерживать свое поведение. Развитие волевой саморегуляции.

Аналитическое направление -включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности. — составление характеристик и представлений на учащихся для консилиума и ОПМПК — составление аналитических отчетов

Консультативно-просветительское и профилактическое направления -выступления на педсоветах, -индивидуальные консультации педагогов, -выступления на родительских собраниях, -индивидуальные консультации родителей

Организационно-методическое направление Участие в заседаниях школьного консилиума. -Междисциплинарное сотрудничество со специалистами школьного консилиума. -Ведение документации. -Публикации, участие в семинарах. -Оформление рабочего кабинета.

Рекомендуемая документация учителя-дефектолога 1. Протокол первичного обследования учащегося. 2. Журнал учета обследуемых учащихся. 3. Карта динамического развития ребенка: 3.1 Протокол обследования. 3.2 Дефектологическое представление на учащегося. 3.3 Лист наблюдений за учащимся. (Отражает этапы и результативность коррекционной работы, динамику занятий). 4. Состав групп.

Читать дальше:  Заявление о выходе из гаражного кооператива образец

5. Журнал посещаемости занятий. 6. Рабочая программа специалиста (перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению)). 7. Рабочая программа индивидуальной работы с ребенком. 8. Ежедневные планы работы. 9. Журнал движения ребенка. 10. Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором. 11. Журнал консультаций. 12. Планирование работы на год. 13. Годовой отчет. Рекомендуемая документация учителя-дефектолога

Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, закон Республики Казахстан «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «О языках в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии», «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», «Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования» и другие нормативные правовые акты Республики Казахстан, определяющие направления и перспективы развития образования, государственные стандарты специальных социальных услуг для детей. Нормативно- правовая документация

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр диагностики и консультирования»

Городская творческая группа учителей-дефектологов

в рамках сетевого проекта « Создание сетевой образовательной среды,

обеспечивающей социальную интеграцию детей с ОВЗ »

«Методические требования к кабинету

в общеобразовательной школе»

Методические требования к кабинету учителя – дефектолога

в общеобразовательной школе

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т. е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету

Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям:

• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований СанПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).

• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)

— учебную зону
— двигательную зону
— игровую зону

Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры. (см. Приложение 1)

Читать дальше:  Образец запроса характеристики с предыдущего места работы

Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

— диагностическую зону
— коррекционно-развивающую зону
— консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся. (см. Приложение 2)

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. (см. Приложение 4) Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. (см. Приложение 3) Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды.

Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и комплекты Монтессори).

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Часть и целое», «Геометрическое лото» и др.; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур (по типу доски Сегена); разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения.

Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото» и др.

Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; мячи с шипами; тактильные коврики; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».

Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др.), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», образовательные конструкторы «ЛЕГО» и др.
Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физ. минуток; мячи, наглядно – схематическое изображение физупражнений, дидактические игры «Кто быстрее свернет ленту?», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.

Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):

Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.

Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; образовательные конструкторы «ЛЕГО», демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи».

Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др.

Читать дальше:  Договор купли продажи бытовки между физическими лицами

Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия, плакаты серии (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др.); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.

Материалы для формирования учебных навыков: комплект учебников по программам VII и VIII вида для 1 – 5 классов, плакаты (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др.), комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР; наборы букв, цифр; счетный материал, пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.

Учитель-дефектолог Федосеева Татьяна Александровна

Кто такой учитель-дефектолог и его задачи в школе

ДЕФЕКТОЛОГ – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном, это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает со слабослышащими детьми), олигофренопедагог (с недостатками умственного развития), тифлопедагог (с недостатками зрения), логопед (с речевыми нарушениями).

Содержание работы учителя-дефектолога содержится в задачах:

1. Работа начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей.

2. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

3. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий.

4. А также консультирование педагогов по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений . Основными из которых являются следующие:

1 блок «Развитие моторики и сенсорных процессов». Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений и т.д.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений». Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребёнка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

3 блок «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например ребёнок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала». Этот блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен, в основном, на учащихся 2-4 классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике и русскому языку. Занятия таковы, что прежде всего дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), а также и развитием пространственных представлений у ребёнка (чем и занимается дефектолог).

Оцените статью
Добавить комментарий