Читайте также:
- A)можно
- A. Теория социального выбора: невозможность рационального согласования интересов
- B. Теория общего равновесия: невозможность сравнительной статистики
- II. Различные задания, которые могут использоваться на семинарских занятиях для проверки индивидуальных знаний.
- III. Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех априорных знаний
- III. Критерии и показатели эффективности социальной политики
- IV. Критерии оценки
|
Административным правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д.
Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения;
Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.
Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.
Выделяют так же субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.
Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли «третьего лица».
Регулятивные правоотношения — это правовое регулирование организационных управленческих отношений в обществе, связанных с реализацией положительных задач исполнительной власти. Примером таких правоотношений может служить постановление Кабинета Министров Украины от 2 августа 1996 г. «О создании единой государственной автоматизированной паспортной системы», которым предусмотрено проведение организационной работы, связанной с созданием единой государственной автоматизированной паспортной системы.
Охранительные правоотношения регулируют правоохранительную деятельность путем установления правовых запретов и применения к нарушителям мер административного принуждения, например, мер административного пресечения (задержание правонарушителей), административной ответственности и других мер административного воздействия)
Так же выделяют:
1.По предмету регулирования:
а) материальные — отражающие и регулирующие сущность управленческих отношений (права и обязанности субъектов);
б) процессуальные — порядок реализации и применения права.
2.По методу воздействия на субъекта:
3.По форме предписания:
а) категорические (рекомендательные) — содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по согласованию сторон данного правоотношения.
б) рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами АП тех или иных действий;
в) диспозитивные нормы содержат правило, которое представляет возможность участникам адм. правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности. И только в случае отсутствия возможного соглашения вступает в силу правило нормы.
4. По пределу действия (масштабу):
б) действующие в пределах субъекта РФ;
г) межрегиональные и специальные, т.е. действующие в пределах нескольких территориальных единиц;
д) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы.
5. По действию во времени:
6. по субъектам (адресатам):
а) нормы, регулирующие поведение физ. лиц;
б) нормы, регулирующие деятельность юрид. лиц
9.К какой группе административно-правовых отношений относятся следующие правоотношения:
— генеральный директор дисквалифицирован судом за ненадлежащее управление юридическим лицом; (вертикальные, субординационные)
— гражданин обратился с жалобой в Комитет по защите прав потребителя; (основные)
— саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг провела проверку жалобы гражданина; (охранительные)
— администрация Тамбовской области и Юго-Восточная железная дорога заключили соглашение о взаимодействии и эксплуатации убыточных железнодорожных линий; (горизонтальные, внеаппаратные)
— МВД России выдало лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность; (неосновные, )
— федеральный орган исполнительной власти заключил договор аренды помещений с государственным учреждением по содержанию и использованию нежилых помещений;(неосновные, вертикальные)
— прокурор принес протест на решение мирового судьи о наложении административного наказания; (охранительные)
— группа инспекторов провела проверку деятельности общества на предмет соответствия законодательству о рынке ценных бумаг. (охранительные, субординационные)
Задачи:
1. Петренко был задержан таможенными органами в аэропорту «Шереметьево» за то, что 26 июля 2004 г. пытался провезти через таможенную границу 5000 долларов США без декларации. Согласно действующим на тот момент правилам физические лица могли вывозить иностранную валюту без декларации на сумму, не превышающую 3000 долларов США, В отношении Петренко было начато производство по делу о нарушении таможенных правил.
С 18 июня 2004 г. вступил в силу новый порядок вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты, разрешающий вывозить без декларирования иностранную валюту в размере, не превышающем 10 000 долларов США. Петренко обратился с ходатайством о прекращении в отношении него дела о нарушении таможенных правил на основании ст.17 КоАП РФ, полагая, что данный порядок отменил ответственность за совершенное им правонарушение, следовательно, имеет обратную силу.
Начальник таможни аэропорта «Шереметьево» отклонил данное ходатайство, поскольку утвержденное Центральным банком и ГТК Положение о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ не является актом, отменяющим административную ответственность.
Дата добавления: 2015-09-05 ; просмотров: 3262 | Нарушение авторских прав
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. Им свойственны всеосновные признаки любого правового отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результатрегулирующего воздействия на данное общественное отношениеданной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этогоотношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторонправоотношения, определяемая правовой нормой; установление ихюридической ответственности за несоответствующее требованиямправовой нормы поведение.
-Характер административно-правовых отношений как власте-отношений предопределяется доминирующим положением одной ихстороны — субъекта управления (управляющей стороны)
-объектом административно-правового отношения являются воля, сознание и опосредованноеими поведение (действия) управляемых в сфере реализации исполни-тельной власти.
-возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительныхорганов по реализации возложенных на них исполнительно-распо-рядительных функций, а также по поводу осуществления исполни-тельными органами управленческих функций.
-Между сторонами административно-правовых отношенийвозможны споры.
-ответственность одной стороны на-ступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственноперед государством в лице его соответствующего органа (должностноголица).
По форме возникновения связи власть-подчинение:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулууправляющего воздействия («субъект — объект»), в которой отчетливопроявляется властная природа государственно-управленческой дея-тельности. Это — собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственногоуправляющего воздействия на тот или иной объект, но органическисвязанные с его осуществлением.Иногда названные группы административно-правовых отноше-ний характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.
Можно выделить также внешние и внутриорганизационные админи-стративно-правовые отношения.В соответствии с данной классификацией правоотношения под-разделяются на:
а) возникающие в рамках внутренней деятельности органовуправления (решение структурных и кадровых вопросов, распределе-ние обязанностей работников управленческого аппарата, определениеих ответственности и т. п.);
б) возникающие в рамках внешней сферы управления, т. е. непо-средственно в процессе реализации функций управления примени-тельно к управляемым объектам.Различают субординационные и координационные административно-правовые отношения.Для первых характерна авторитарность (властность) юридиче-ских волеизъявлений субъекта управления. Они как раз являютсясобственно административными. Вторые — это, как правило, такиеуправленческие связи, в которых авторитарность отсутствует (на-пример, отношения между несоподчиненными исполнительнымиорганами).По юридическому характеру взаимодействия их участников. В со-ответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мереранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальныеправоотношения.
17.+18. . Какие элементы входят в структуру административно-правового отношения? Раскройте содержание этих элементов на конкретных примерах.
Структура административно-правового отношения — это его внутреннее строение, расположение основных элементов и связей между ними. Она включает три элемента:
Субъекты правоотношении — это участники правоотношения, которые наделяются субъективными правами и юридическими обязанностями. Обязательным участником административно-правового отношения является властный субъект.
Субъекты административного правоотношения делятся на две группы:
1) коллективные (государство, субъекты РФ, органы государственной власти, юридические лица, общественные и иные организации);
2) индивидуальные (граждане РФ. иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; члены устойчивых административных коллективов — обучающиеся (школьники, студенты, аспиранты и т. п.), военнослужащие, гражданские служащие и т. п.).
Важным субъектом административных правоотношений является должностное лицо.
Объекты правоотношения — социальные явления и блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношение, на которые направлены их субъективные права и юридические обязанности.
Содержание правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности участников административного правоотношения. Субъективное право — это обеспеченная государством мера и вид возможного, дозволенного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность — это обеспеченная государством мера необходимого, должного, требуемого поведения участника правоотношения.
19. Раскройте содержание административной правосубъектности применительно к административно-правовому статусу гражданина Российской Федерации.
Гражданин выступает в качестве субъекта административногоправа как участник административно-правовых отношений, имеющийправа и обязанности, закрепленные в актах административного за-конодательства. Административные права и обязанности гражданинаобразуют в своей совокупности его административно-правовой статус.
Нормы административного права, определяющие администра-тивно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обя-занности в государственной и общественной деятельности:
-Это нормыоб участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции),право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митин-ги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанностьнести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др
-Это нормы, определяющиеадминистративно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использованиесвоих способностей и имущества для предпринимательской и инойне запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34),
-нормы, определяющие адми-нистративно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право налитературное, художественное, научное, техническое творчество,право на изменение фамилии. Таким образом, гражданин РоссийскойФедерации приобретает дополнительные к статусу личности праваи обязанности, вытекающие из факта гражданства.
Административно-правовой статус гражданина определяется со-держанием его административной правосубъектности, включающейв себя административную правоспособность и дееспособность.Гражданин, чтобы стать участником административно-правовыхотношений, должен обладать административной правоспособностью,т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнятьюридические обязанности, установленные административно-право-вой нормой. Административная правоспособность возникает у граж-дан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не можетбыть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частичноили временно ограничена в случаях, предусмотренных законодатель-ством. Например, Кодексом об административных правонарушенияхпредусмотрена возможность временного лишения гражданина правауправления транспортным средством за нарушения Правил дорож-ного движения.Административная дееспособность — способность гражданинасвоими действиями приобретать административные права и выпол-нять возложенные на него административным законодательствомобязанности. Административная дееспособность частично наступаетс 14 лет с момента получения паспорта. С 16 лет гражданин может бытьпривлечен к административной ответственности. Полной админи-стративной дееспособностью гражданин обладает с 18 лет.
Административная деликтоспособность — это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.
Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Назовите структурные элементы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации. Приведите примеры прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления. Укажите нормативные источники, в которых они закреплены.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управле-ния можно объединить в три блока.
Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые имдля участия в управлении делами государства как непосредственно,так и через своих представителей, а также посредством равного доступак государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).
Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что дляих реализации необходима активная деятельность и как минимум —содействие органов исполнительной власти, должностных лиц органовгосударственного управления. В самом деле, без поддержки, помощии соответствующей реакции органов государственного управленияграждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31Конституции РФ).
Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государ-ственного управления связан с их участием в деятельности органовисполнительной власти, например, в качестве членов научно-тех-нических, экспертно-консультативных, координационных советов,межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов,инструкторов, экспертов и т. п., в составе членов организаций, дей-ствующих целиком на общественных началах, — например добро-вольных народных дружин.