Аттестация педагога библиотекаря на первую категорию

В предлагаемом материале дан аналитический отчет для аттестации на первую квалификационную категорию педагога-библиотекаря и презентация по аналитическому отчету. Есть анализ работы школьной библиотеки МОУ ООШ №5 города Качканар Свердловской области. В презентации есть графики и сравнительный анализ работы библиотеки за три года.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Я, ,1955 года рождения, имею высшее библиотечное образование. Общий стаж библиотечной работы – 39 лет, стаж работы в библиотеке МАОУ «Лицей№6» – 26 лет. Работаю в должности педагога-библиотекаря 2 года.

Представленный для аттестации самоанализ основан на материалах творческой работы, занявшей Первое место в городском туре и Второе место в областном туре первого Всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиОбраз». В работе проанализирован и систематизирован опыт работы библиотеки лицея №6 за 20лет, выделен авторский подход к оригинальной и обновляемой в библиотеках России методики библиотечной режиссуры, как одной из основных методик массовой работы с читателями. Конкурсная работа может служить основой самоанализа при аттестации, т. к. её результаты соответствуют показателям, заданными внешними экспертами.

Библиотеку лицея можно представить следующими статистическими данными:

Количество обучающихся – 920

Фонд библиотеки – 28 076 экземпляров (на 1.09.2015г.)

В т. ч.: — Основной (по отраслям знаний) 12863экземпляров,

— В т. ч.: — Педагогической и методической 1730 экземпляров

— Учебников 15213 (54%),

+ электронных носителей – 777 дисков,

периодических изданий — 2047 экз.

Контрольные показатели за 2014-2015 учеб. год:

в т. ч. учебников — 104598

Помещение библиотеки: 2 заново отремонтированных больших зала (абонемент, читальный зал на 30 мест, вместимость 80 человек)

Техническая оснащённость: 3 новых компьютера с программным обеспечением и выходом в Интернет, широкоэкранный телевизор, 2 принтера (чёрно-белый и цветной), 1 сканер, 1 передвижная книжная выставка. Современные стеллажи, новая мебель.

Сотрудники: 2 работника с высшим библиотечным образованием и более чем 30-летним стажем работы.

Работу библиотеки строю, планирую и осуществляю в соответствии с

нормативными правовыми документами федерального уровня:

1. Федеральный закон -ФЗ (ред. от 05.2014) «Об образовании в Российской федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.05.2014)

2. Федеральный закон о библиотечном деле (принят Государственной Думой 23.11.1994г.; в редакции ФЗ -ФЗ, -ФЗ)

3. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» (23.03.2004г. за №14-51-70/13)

4. Во исполнение Приказа от 01.01.2001 N 936 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 01.01.2001 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации"

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. N НТ-41/08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"

6. «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании».Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.03.2014года № 000

Читать дальше:  Координация работы курьеров и водителей организации

В качестве программного обеспечения использую также локальные документы: «Должностные обязанности педагога – библиотекаря», «Устав МАОУ «Лицей №6», «Положение о библиотеке МАОУ «Лицей№6», «План работы библиотеки на текущий год», комплексно входящий в план работы образовательного учреждения, утвержденный директором школы. (Приложение1)

Модернизация современной школы, новые подходы в обучении для повышения качества образования потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения, как самого процесса инновационных преобразований, так и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и школьников. Как следствие – влияние библиотек системы образования стало рассматриваться в качестве одной из главных составляющих развития личности, педагогической составляющей.

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ.

Мое профессиональное кредо: содействовать возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщать читателей к духовным ценностям.

В руках библиотекаря КНИГА и СЛОВО — мощный инструмент для осуществления воспитательных задач. Особое внимание уделяю книгам, которые способствуют патриотическому, культурному и духовно-нравственному просвещению учащихся, а так же содействуют развитию и воспитанию читательского вкуса современного ребенка.

В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так: «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки.

Конечный результат (цель) деятельности библиотеки вовсе не воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление, развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения.

Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.

Педагогической составляющей стала воспитательная функция школьной библиотеки, включающая традиционные направления – патриотическое, эстетическое, экологическое. Именно в работе библиотеки появились ростки духовно-нравственного воспитания.

Современная школьная библиотека рассматривается и как информационный ресурс школы, и как центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков.

А это требует от школьного библиотекаря, наряду с основательным профессионализмом, высокой общей культуры, серьезных психолого-педагогических знаний.

Я выделяю в своей работе основные педагогические направления деятельности:

1. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
3. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
4. Руководство чтением детей;
5. Привлечение каждого читателя к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы.

Высоконравственного человека невозможно воспитать, не развивая его духовные, эстетические запросы. Поэтому все библиотечные мероприятия ориентированы на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и откровения. Сложная и ответственная работа по духовно-нравственному воспитанию может дать положительные результаты только тогда, когда есть взаимный контакт педагога и библиотекаря. Совместная работа в нашей школе началась с проведения уроков внеклассного чтения.

Читать дальше:  Кто имеет право опломбировать счетчики электроэнергии

Взаимодействие библиотекаря с учителями-предметниками и родителями:

    планирование совместной работы; выступления на методических объединениях учителей начальных классов, литературы; бинарные уроки обобщающего повторения по чтению, предмету «Окружающий мир» в форме игр, конкурсов для начальных классов; проведение совместных внеклассных мероприятий разной направленности; библиотечные уроки, экскурсии, обзоры, литературные игры; работа с учащимися со слабой техникой чтения; предметные недели; консультирование и подбор литературы для учащихся, выполняющих малые научные работы (рефераты, доклады); пополнение методического отдела школьной библиотеки совместными авторскими разработками массовых мероприятий, интегрированных уроков, сценариев различной тематики

Читальный зал превращается в Литературную гостиную, а гостями на наших вечерах часто бывают родители. Ведь без поддержки родителей трудно сдвинуть вопросы руководства детским чтением и духовно-нравственного воспитания с мертвой точки. Только объединив усилия преподавателей, библиотекарей, родителей и, безусловно, самих детей, мы смогли подойти к более глубоким аспектам этой проблемы, поддержать взаимный интерес к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Я использую разнообразные формы массовой работы, постоянно осуществляя информационную поддержку большинства общешкольных мероприятий воспитательного, обучающего и развлекательного характера (Приложение 2)

У меня с читателями-школьниками устанавливаются особые личные отношения. Библиотека — культурный центр школы, иногда – особое, тихое место для отдыха души и чтения хорошей книги, иногда – то место, где можно поиграть, попеть, потанцевать – словом, проявить свои таланты.

При всём многообразии направлений и форм массовой работы, мне не только наиболее близка, но и востребована обучающимися и педагогами методика библиотечной режиссуры.

Я остановлюсь подробнее на анализе моего опыта в этом направлении и расскажу о библиотечной режиссуре – как форме пропаганды литературы, привлечения детей к чтению, воспитания и развития личности.

Одной из целей проведения аттестации педагогического работника является присвоение по его желанию первой квалификационной категории. Для успешного прохождения необходимо предоставление содержательной информации. Рассмотрим в статье портфолио для аттестации на первую категорию, сведения, которые необходимо в него включить, а также адресата и сроки предоставления.

Какие сведения должны быть в портфолио

Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:

  • по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
  • по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.

Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени, а также участию в общественной жизни учреждения.

Читать дальше:  Акт о самовольном подключении электроэнергии образец

Как оформлять

Информация о правилах оформления и предоставления данных различными категориями работников разрабатывается научно-методическими центрами, в том числе НИМЦ Уфа (аттестация, портфолио, правила проведения и оформления последнего предоставлена указанным центром).

Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе критериев, утвержденных положением в организации, и содержит самооценку его труда.

Оформление происходит в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Портфолио воспитателя детского сада для аттестации, как и портфолио библиотекаря для аттестации составляются по аналогичной структуре.

Структура портфолио

  1. Общие сведения о преподавателе (включают анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания, награды, дипломы различных конкурсов). Этот раздел позволяет квалифицировать уровень индивидуального развития педагога.
  2. Результаты педагогической деятельности (информация по освоению учениками учебных программ, сравнительный анализ работы педагога за три года, социализация воспитанников).
  3. Научно-методическая работа (обоснование выбора учителем конкретной программы обучения, использование в работе современных образовательных и ИКТ-технологий, работа в методобъединениях, советах, материалы по участию в педагогических конкурсах, предметных неделях, семинарах).
  4. Внеурочная деятельность по предмету (рефераты, проекты, выполненные учениками по предмету, список победителей олимпиад, конкурсов, сценарии и отчеты по внеклассным мероприятиям, программы кружков, факультативов).
  5. Выполнение функций классного руководителя (работа с учениками и родителями).
  6. Учебная и материальная база (наличие справочной литературы, наглядных пособий, технических средств по предмету, аудио- и видеопособия).
  7. Отзывы о педагогической деятельности, ее результатах (отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, информация по мониторингу качества образования по предмету, статьи о педагоге, грамоты и т. п.).
  8. Общественная работа (участие в профсоюзе, комиссиях).

Образец портфолио

Если говорить о портфолио для библиотекаря для аттестации, образец его немного отличается от педагогического. Если разделы, содержащие общие сведения, результаты деятельности, отзывы о ней, информацию об общественной деятельности аналогичны, то такая специфическая информация, как классное руководство, учебная база, внеурочная работа в данном случае неприменимы.

Сроки предоставления

Педагогические работники проходят аттестацию по установлению квалификационной категории по их желанию. Вне зависимости от продолжительности работы в учреждении, даже в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работник может подать заявление.

После его рассмотрения в течение не более 30 календарных дней утверждается график проведения, состав аттестационной комиссии.

Далее аттестационная комиссия получает экспертное заключение на аттестуемого, базирующееся, в том числе, на его документах. Продолжительность аттестации для каждого сотрудника от начала ее проведения и до принятия решения — не более 60 календарных дней

По результатам аттестации сроком на 5 лет устанавливается первая категория.

Куда предоставлять

Работник подает заявление в аттестационную комиссию. Туда же предоставляется и информация о деятельности на бумажном носителе.

В настоящее время популярным становится электронная информация о работнике. Существуют различные электронные площадки для ее размещения

Обязательно ли портфолио по закону

Типовая форма и структура формирования действующим законодательством не установлена, однако информация, содержащаяся в нем, имеет практическое значение для успешной аттестации.

Оцените статью
Добавить комментарий