В предлагаемом материале дан аналитический отчет для аттестации на первую квалификационную категорию педагога-библиотекаря и презентация по аналитическому отчету. Есть анализ работы школьной библиотеки МОУ ООШ №5 города Качканар Свердловской области. В презентации есть графики и сравнительный анализ работы библиотеки за три года.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
Я, ,1955 года рождения, имею высшее библиотечное образование. Общий стаж библиотечной работы – 39 лет, стаж работы в библиотеке МАОУ «Лицей№6» – 26 лет. Работаю в должности педагога-библиотекаря 2 года.
Представленный для аттестации самоанализ основан на материалах творческой работы, занявшей Первое место в городском туре и Второе место в областном туре первого Всероссийского конкурса школьных библиотек «БиблиОбраз». В работе проанализирован и систематизирован опыт работы библиотеки лицея №6 за 20лет, выделен авторский подход к оригинальной и обновляемой в библиотеках России методики библиотечной режиссуры, как одной из основных методик массовой работы с читателями. Конкурсная работа может служить основой самоанализа при аттестации, т. к. её результаты соответствуют показателям, заданными внешними экспертами.
Библиотеку лицея можно представить следующими статистическими данными:
Количество обучающихся – 920
Фонд библиотеки – 28 076 экземпляров (на 1.09.2015г.)
В т. ч.: — Основной (по отраслям знаний) 12863экземпляров,
— В т. ч.: — Педагогической и методической 1730 экземпляров
— Учебников 15213 (54%),
+ электронных носителей – 777 дисков,
периодических изданий — 2047 экз.
Контрольные показатели за 2014-2015 учеб. год:
в т. ч. учебников — 104598
Помещение библиотеки: 2 заново отремонтированных больших зала (абонемент, читальный зал на 30 мест, вместимость 80 человек)
Техническая оснащённость: 3 новых компьютера с программным обеспечением и выходом в Интернет, широкоэкранный телевизор, 2 принтера (чёрно-белый и цветной), 1 сканер, 1 передвижная книжная выставка. Современные стеллажи, новая мебель.
Сотрудники: 2 работника с высшим библиотечным образованием и более чем 30-летним стажем работы.
Работу библиотеки строю, планирую и осуществляю в соответствии с
нормативными правовыми документами федерального уровня:
1. Федеральный закон -ФЗ (ред. от 05.2014) «Об образовании в Российской федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 06.05.2014)
2. Федеральный закон о библиотечном деле (принят Государственной Думой 23.11.1994г.; в редакции ФЗ -ФЗ, -ФЗ)
3. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» (23.03.2004г. за №14-51-70/13)
4. Во исполнение Приказа от 01.01.2001 N 936 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 01.01.2001 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации"
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. N НТ-41/08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"
6. «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании».Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31.03.2014года № 000
В качестве программного обеспечения использую также локальные документы: «Должностные обязанности педагога – библиотекаря», «Устав МАОУ «Лицей №6», «Положение о библиотеке МАОУ «Лицей№6», «План работы библиотеки на текущий год», комплексно входящий в план работы образовательного учреждения, утвержденный директором школы. (Приложение1)
Модернизация современной школы, новые подходы в обучении для повышения качества образования потребовали соответствующего информационно-библиотечного обеспечения, как самого процесса инновационных преобразований, так и постоянной библиотечной поддержки учебно-воспитательной и самообразовательной деятельности педагогов и школьников. Как следствие – влияние библиотек системы образования стало рассматриваться в качестве одной из главных составляющих развития личности, педагогической составляющей.
В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ.
Мое профессиональное кредо: содействовать возрождению, сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры, приобщать читателей к духовным ценностям.
В руках библиотекаря КНИГА и СЛОВО — мощный инструмент для осуществления воспитательных задач. Особое внимание уделяю книгам, которые способствуют патриотическому, культурному и духовно-нравственному просвещению учащихся, а так же содействуют развитию и воспитанию читательского вкуса современного ребенка.
В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так: «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки.
Конечный результат (цель) деятельности библиотеки вовсе не воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление, развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения.
Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.
Педагогической составляющей стала воспитательная функция школьной библиотеки, включающая традиционные направления – патриотическое, эстетическое, экологическое. Именно в работе библиотеки появились ростки духовно-нравственного воспитания.
Современная школьная библиотека рассматривается и как информационный ресурс школы, и как центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков.
А это требует от школьного библиотекаря, наряду с основательным профессионализмом, высокой общей культуры, серьезных психолого-педагогических знаний.
Я выделяю в своей работе основные педагогические направления деятельности:
1. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;
2. Обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
3. Привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
4. Руководство чтением детей;
5. Привлечение каждого читателя к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
6. Содействие повышению научно-методического, педагогического мастерства работников школы.
Высоконравственного человека невозможно воспитать, не развивая его духовные, эстетические запросы. Поэтому все библиотечные мероприятия ориентированы на создание атмосферы душевной теплоты, взаимного доверия и откровения. Сложная и ответственная работа по духовно-нравственному воспитанию может дать положительные результаты только тогда, когда есть взаимный контакт педагога и библиотекаря. Совместная работа в нашей школе началась с проведения уроков внеклассного чтения.
Взаимодействие библиотекаря с учителями-предметниками и родителями:
-
планирование совместной работы; выступления на методических объединениях учителей начальных классов, литературы; бинарные уроки обобщающего повторения по чтению, предмету «Окружающий мир» в форме игр, конкурсов для начальных классов; проведение совместных внеклассных мероприятий разной направленности; библиотечные уроки, экскурсии, обзоры, литературные игры; работа с учащимися со слабой техникой чтения; предметные недели; консультирование и подбор литературы для учащихся, выполняющих малые научные работы (рефераты, доклады); пополнение методического отдела школьной библиотеки совместными авторскими разработками массовых мероприятий, интегрированных уроков, сценариев различной тематики
Читальный зал превращается в Литературную гостиную, а гостями на наших вечерах часто бывают родители. Ведь без поддержки родителей трудно сдвинуть вопросы руководства детским чтением и духовно-нравственного воспитания с мертвой точки. Только объединив усилия преподавателей, библиотекарей, родителей и, безусловно, самих детей, мы смогли подойти к более глубоким аспектам этой проблемы, поддержать взаимный интерес к национальному и мировому культурному и духовному наследию.
Я использую разнообразные формы массовой работы, постоянно осуществляя информационную поддержку большинства общешкольных мероприятий воспитательного, обучающего и развлекательного характера (Приложение 2)
У меня с читателями-школьниками устанавливаются особые личные отношения. Библиотека — культурный центр школы, иногда – особое, тихое место для отдыха души и чтения хорошей книги, иногда – то место, где можно поиграть, попеть, потанцевать – словом, проявить свои таланты.
При всём многообразии направлений и форм массовой работы, мне не только наиболее близка, но и востребована обучающимися и педагогами методика библиотечной режиссуры.
Я остановлюсь подробнее на анализе моего опыта в этом направлении и расскажу о библиотечной режиссуре – как форме пропаганды литературы, привлечения детей к чтению, воспитания и развития личности.
Одной из целей проведения аттестации педагогического работника является присвоение по его желанию первой квалификационной категории. Для успешного прохождения необходимо предоставление содержательной информации. Рассмотрим в статье портфолио для аттестации на первую категорию, сведения, которые необходимо в него включить, а также адресата и сроки предоставления.
Какие сведения должны быть в портфолио
Первая квалификационная категория устанавливается в соответствии с достигнутыми результатами:
- по итогам мониторинга освоения учениками учебных программ;
- по итогам выявления у учеников развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- по личному вкладу в повышение качества образования, оптимизации методов обучения и воспитания, транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активному участию в работе методических объединений педагогических работников организации.
Результаты деятельности по указанным направлениям собираются в индивидуальной папке, в которой собрана информация по личным профдостижениям, результатам обучения, воспитания и развития учащихся, вкладу педагога в развитие системы образования за определенный период времени, а также участию в общественной жизни учреждения.
Как оформлять
Информация о правилах оформления и предоставления данных различными категориями работников разрабатывается научно-методическими центрами, в том числе НИМЦ Уфа (аттестация, портфолио, правила проведения и оформления последнего предоставлена указанным центром).
Портфолио заполняется педагогом самостоятельно в соответствии с логикой отражения результатов его профессиональной деятельности на основе критериев, утвержденных положением в организации, и содержит самооценку его труда.
Оформление происходит в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях или в электронном виде. Портфолио воспитателя детского сада для аттестации, как и портфолио библиотекаря для аттестации составляются по аналогичной структуре.
Структура портфолио
- Общие сведения о преподавателе (включают анкетные данные, документы об образовании, повышении квалификации, наличии ученой степени, звания, награды, дипломы различных конкурсов). Этот раздел позволяет квалифицировать уровень индивидуального развития педагога.
- Результаты педагогической деятельности (информация по освоению учениками учебных программ, сравнительный анализ работы педагога за три года, социализация воспитанников).
- Научно-методическая работа (обоснование выбора учителем конкретной программы обучения, использование в работе современных образовательных и ИКТ-технологий, работа в методобъединениях, советах, материалы по участию в педагогических конкурсах, предметных неделях, семинарах).
- Внеурочная деятельность по предмету (рефераты, проекты, выполненные учениками по предмету, список победителей олимпиад, конкурсов, сценарии и отчеты по внеклассным мероприятиям, программы кружков, факультативов).
- Выполнение функций классного руководителя (работа с учениками и родителями).
- Учебная и материальная база (наличие справочной литературы, наглядных пособий, технических средств по предмету, аудио- и видеопособия).
- Отзывы о педагогической деятельности, ее результатах (отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников, информация по мониторингу качества образования по предмету, статьи о педагоге, грамоты и т. п.).
- Общественная работа (участие в профсоюзе, комиссиях).
Образец портфолио
Если говорить о портфолио для библиотекаря для аттестации, образец его немного отличается от педагогического. Если разделы, содержащие общие сведения, результаты деятельности, отзывы о ней, информацию об общественной деятельности аналогичны, то такая специфическая информация, как классное руководство, учебная база, внеурочная работа в данном случае неприменимы.
Сроки предоставления
Педагогические работники проходят аттестацию по установлению квалификационной категории по их желанию. Вне зависимости от продолжительности работы в учреждении, даже в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, работник может подать заявление.
После его рассмотрения в течение не более 30 календарных дней утверждается график проведения, состав аттестационной комиссии.
Далее аттестационная комиссия получает экспертное заключение на аттестуемого, базирующееся, в том числе, на его документах. Продолжительность аттестации для каждого сотрудника от начала ее проведения и до принятия решения — не более 60 календарных дней
По результатам аттестации сроком на 5 лет устанавливается первая категория.
Куда предоставлять
Работник подает заявление в аттестационную комиссию. Туда же предоставляется и информация о деятельности на бумажном носителе.
В настоящее время популярным становится электронная информация о работнике. Существуют различные электронные площадки для ее размещения
Обязательно ли портфолио по закону
Типовая форма и структура формирования действующим законодательством не установлена, однако информация, содержащаяся в нем, имеет практическое значение для успешной аттестации.