К нормируемому рабочему времени пед работника относится

Автор: Л. В. Куревина

Каковы особенности рабочего времени педагогов и какими нормативными актами они определены? Из каких частей складывается рабочее время педагогов? Какие режимы рабочего времени для них могут вводиться?

Рабочее время учителей и преподавателей имеет немало особенностей. И одной из основных является то, что их рабочее время складывается из нормируемой и ненормируемой части. Такая система на практике вызывает определенные трудности (с учетом рабочего времени, выплатой сверхурочных, работой в выходные и т. д.). Нюансов много и вопросы соответственно возникают часто. Какие режимы рабочего времени лучше устанавливать педагогам? Должен ли педагог выходить на работу, если у него нет занятий? Сколько часов максимально может составлять ненормированная часть педагогической нагрузки? Что делать, если сотрудники считают, что они перерабатывают? Попробуем разобраться.

Прежде всего отметим документы, которые регулируют вопросы рабочего времени педагогических работников:

  • Трудовой кодекс (гл. 52);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – Особенности).

Норма рабочего времени

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. При этом согласно Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника ему может быть установлена или продолжительность рабочего времени в неделю, или норма часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Так, педагогам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам, старшим воспитателям дошкольных учреждений и другим работникам, перечисленным в п. 2.1 приложения 1 к Приказу № 1601, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Старшим воспитателям других учреждений – 30 часов в неделю.

Для остальных должностей и (или) специальностей установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Например, норма в размере 20 часов в неделю установлена для учителей-дефектологов и учителей-логопедов, а для музыкальных руководителей и концертмейстеров она составляет 24 часа в неделю.

Для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, и для других учителей и преподавателей, перечисленных в п. 2.8.1 приложения 1 к Приказу № 1061, установлена норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю.

Для некоторых должностей предусмотрена годовая норма часов за ставку. Так, норма учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций, осуществляющих деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и основным программам профессионального обучения.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (то есть педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподаванием. Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (п. 2.1 Особенностей).

В силу п. 2.3 Особенностей ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Такая работа, в частности, включает в себя участие в деятельности педагогических, методических советов и родительских собраний, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, периодические кратковременные дежурства в период образовательного процесса, обязанности, связанные с классным руководством, проверку письменных работ.

Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты, в частности занятиями в группе продленного дня, кружковой работой, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися (п. 2.5 Особенностей).

Рабочим временем для педагогических работников также являются периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников. В этот период педагоги осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной до начала каникул, и ненормированной, необходимой для выполнения работ, предусмотренных п. 2.3 Особенностей, с сохранением заработной платы в установленном порядке (п. 4.1, 4.2 Особенностей).

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера (п. 4.6 Особенностей).

Также к рабочему времени педагогов относятся периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям. В эти периоды педагоги и другие работники образовательных учреждений привлекаются к учебно-воспитательной, методической и организационной работе в том же порядке, который установлен для работы в каникулы.

Объем педагогической нагрузки учителям и преподавателям определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом учреждения, а педагогам – трудовым договором. При этом измениться в текущем году по инициативе работодателя в сторону уменьшения он не может. Исключение установлено для учителей и преподавателей в случае уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, классов (п. 1.3 – 1.5 приложения 2 к Приказу № 1601).

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Если режим рабочего времени и времени отдыха для конкретного работника отличается от общих правил, действующих у работодателя, условие об этом необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Читать дальше:  Должностная инструкция бригадира полеводческой бригады

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1].

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в ночное время

Выполнение государственных обязанностей

Очередные и дополнительные отпуска

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Отпуск по уходу за ребенком

Часы сверхурочной работы

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

Неявки с разрешения администрации

Выходные по учебе

Учебный дополнительный отпуск

Замещение в 1-м – 3-м классах

Замещение в группах продленного дня

Замещение в 4-м – 11-м классах

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

Фактически отработанные часы

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Продолжительность рабочего времени

С педагогами, продолжительность рабочего времени которых прямо установлена в нормативных актах, особых сложностей не возникает. А, как уже было отмечено, возникают они для учителей и преподавателей, то есть работников, занимающих должности, педагогическая работа которых складывается из нормируемой и ненормируемой частей.

На практике порядок выполнения должностных обязанностей за рамками нормы учебной нагрузки, то есть ненормированной части работы не всегда четко прописывается в локальных актах, графиках или планах. Поэтому часто между работниками и работодателем возникают споры по поводу оплаты отработанного времени: работники считают, что трудятся больше, чем им положено.

На сегодняшний момент законодательно регулируются только случаи переработки либо недоработки нормируемой части работы. В частности, согласно п. 4 приложения 1 к Приказу № 1601 за педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую работником с его письменного согласия сверх либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится исходя из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической или учебной (преподавательской) работы. Исключение составляют случаи выплаты ставок заработной платы в полном размере, когда не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, перечисленные в п. 2.2 приложения 2 к Приказу № 1601.

Верхний предел учебной нагрузки обозначен только для отдельных категорий преподавателей, которым установлена годовая норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (п. 7.1, 7.2 приложения 2 к Приказу № 1601).

Что же касается ненормируемой части педагогической работы, она, в отличие от нормируемой части нагрузки, законодательством не ограничена. Однако (в силу ст. 333 ТК РФ) она в сумме с нормируемой частью не должна быть более 36 часов в неделю, что работодателям необходимо учитывать при составлении графиков и планов работы.

На вопрос, считается ли сверхурочным труд, если педагог остается на работе сверх этого времени, отвечаем – нет. В первую очередь потому, что привлекать к сверхурочной работе может только работодатель, оформив письменное уведомление и приказ. Во-вторых, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается и соответственно не может рассматриваться как сверхурочные часы.

А вот если педагогу требуется работать в выходной или нерабочий праздничный день, например, для участия в каком-либо мероприятии, работодатель должен привлечь его к работе в такой день в соответствии со ст. 113 ТК РФ и произвести оплату согласно ст. 153 ТК РФ.

Если для работников образовательного учреждения установлен суммированный учет рабочего времени или если организация работает непрерывно (например, учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях)), действуют особые правила, определенные Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». В этих случаях работа в праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени.

Привлечение к работе в выходной или праздничный день осуществляется путем направления работнику уведомления. Если он согласен, оформляется соответствующий приказ. При этом если работник изначально согласился на такую работу, а затем не вышел, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Выход педагога на работу в выходной или нерабочий праздничный день по собственной инициативе привлечением к такой работе не считается и соответственно оплачиваться не должен – если только впоследствии на сторону работника не встанет суд. Поэтому работодателям не стоит пускать все на самотек. Лучше при необходимости заранее оформлять привлечение к работе в выходной или нерабочий праздничный день.

И здесь отметим, что помимо выходных дней, установленных Трудовым кодексом в зависимости от режимов рабочего времени, у педагогов могут быть дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, которые педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (п. 2.4 Особенностей). Такие дни называются методическими. Порядок их предоставления должен быть установлен правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, графиками и планами работы.

В связи с этим возникает вопрос: является ли выходным методический день? Нет, поскольку такие дни предоставляются не для отдыха, а с определенной «рабочей» целью. Даже если педагог может вообще не выходить в этот день на работу, выходным днем со всеми вытекающими последствиями он считаться не может: не может переноситься, если вдруг совпадет с нерабочим праздничным днем, в соответствии со ст. 112 ТК РФ, а также не подлежит двойной оплате, если работодатель вызовет сотрудника в этот день на работу.

Если же методический день локальными актами учреждения не установлен, но согласно графикам и расписаниям у преподавателя оказывается свободным целый день, он может быть привлечен к учебно-воспитательной, методической или организационной работе в пределах нормируемой части рабочего времени.

Остается отметить, что пока не внесены изменения либо дополнения в нормативные акты, регламентирующие учет рабочего времени педагогов в части ненормируемой педагогической работы, вопросы будут возникать. Специфика работы учителей и преподавателей такова, что им часто приходится работать за рамками установленной продолжительности рабочей недели. Причем оформить это как сверхурочную работу вряд ли получится. И конечно, работодателю нужно постараться минимизировать такие переработки – строго учитывая рабочее время, составляя расписания и графики работы с минимальным количеством «окон», распределяя нормируемую часть так, чтобы у работников в каникулярное время были свободные дни. Если составить графики более рационально не получается, можно установить другой режим рабочего времени, например гибкий график.

Что же касается работы в выходные или праздничные дни, здесь вопросов быть не должно. Работодатель обязан не только официально оформлять привлечение к ней в случае необходимости, но и оплачивать в соответствии со ст. 153 ТК РФ.

[1] «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Читать дальше:  Возражение на исключение юридического лица из егрюл

Статьи по теме

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника — это установленный объем учебной нагрузки. Эксперты расскажут, как определить этот объем, когда объем учебной нагрузки можно менять. В каких документах эти действия нужно закрепить.

Объем учебной нагрузки — это нормируемая часть рабочего времени педагогического работника. По общим правилам количество часов соответствует количеству учебных занятий, продолжительность каждого не превышает 45 минут. Давайте рассмотрим все особенности регулирования рабочего времени (РВ) преподавателей и других педагогических работников.

Что такое нормируемая часть рабочего времени педагогического работника

К нормируемой части рабочего времени относится преподавательская работа, которую определяют в астрономических часах. В нее включают учебные, тренировочные занятия и короткие перемены между ними. К нормируемой части относится и «динамическая пауза» — большая перемена, которая предназначена для учеников первого класса (приказ Министерства образования и науки № 536 от 11.05.2016).

К нормируемой части рабочего времени педагога относится учебная нагрузка, которую определяют конкретной продолжительностью учебных занятий, в том числе спаренных. Продолжительность таких занятий и перерывов, то есть перемен, предусматривают в Уставе или локальном нормативном акте учреждения. Во время разработки таких документов учитывают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, например, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Непосредственно нормируемая часть рабочего времени, то есть учебная нагрузка, регулируется расписанием занятий.

Должностная инструкция учителя, с учетом требований профстандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»


Режим РВ работников образовательных учреждений устанавливают с учетом режима работы организаций:

— времени года (сезона);

— круглосуточного пребывания и так далее.

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника устанавливается:

  1. Правилами трудового распорядка.
  2. Графиком работы.
  3. Расписание занятий.
  4. Коллективным договором.
  5. Трудовым договором.

Работника нужно ознакомить с документами, которые регламентируют режим рабочего времени и времени отдыха, под роспись (ст. 68 ТК РФ). Эксперты «Системы Кадры» расскажут обо всех нюансах режима РВ преподавателей, о регулировании труда педработников.

Как регламентируется ненормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую деятельность

К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится установленный объем учебной нагрузки. Другую часть его работы определяют с учетом должностных обязанностей, которые предусмотрены квалификационными характеристиками.

Дополнительная работа выполняется с письменного согласия преподавателя, регулируется действующим законодательством, нормативными актами. Такую работу не конкретизируют по количеству часов, а регламентируют планами, графиками, в том числе личными планами педагога. Например, преподаватель может использовать это время для самообразования, повышения квалификации, подготовки к занятиям и т.д. Периоды каникул, отмены занятий по разным основаниям считаются для педагогического состава рабочим временем. Скачать должностную инструкцию преподавателя здесь.

Как устанавливается нормируемая часть рабочего времени педагогического работника

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника определяется объемом учебной нагрузки. Ее устанавливают локальными актами образовательного учреждения, которые разрабатывают и изменяют с учетом мнения профсоюзов или других представительных органов работников.

Объем учебной нагрузки закрепляют в трудовом договоре с каждым сотрудником. Если необходимо временно или постоянно изменить объем учебной нагрузки, например, увеличить или уменьшить, сделать это можно только по письменному соглашению сторон.

Обратите внимание! Образовательное учреждение не вправе по собственной инициативе менять объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года.

Менять объем учебной нагрузки можно в отдельных случаях. Это допускается, если нагрузка педработников уменьшается по причине сокращения количества учебных часов по планам или графикам, сокращения классов, учебных групп. Во всех случаях от работодателя должно поступить письменное уведомление сотрудникам за два месяца до предполагаемых изменений. Уведомление не потребуется, если достигнуто обоюдное согласие сторон.

Какие существуют особенности режима рабочего времени педагогических работников

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. По общему правилу количеству часов учебной…

Как нормируемая часть рабочего времени педагогического работника определяется законодательством

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника и общая продолжительность рабочего времени – их регулируют:

Педработникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочей недели, которая не превышает 36 часов в неделю. В зависимости от должности и специальности, учитывая индивидуальные особенности труда, педагогам могут устанавливать другую продолжительность сокращенной рабочей недели — менее 36 часов. Так, учителям-дефектологам и логопедам устанавливают 20-часовую рабочую неделю. Скачать должностную инструкцию учителя-логопеда здесь.

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника, составляющая 18 часов в неделю, определяют преподавателям, которые реализуют основные или адаптированные программы общего образования. Норму определяют в астрономических часах с учетом коротких перерывов и динамических пауз.

Объем учебной нагрузки — это нормируемая часть рабочего времени педагогического работника. Педработникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени. Общая его продолжительность регулируется трудовым законодательством, федеральными законами, приказами Монобрнауки.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ДЕМОВЕРСИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
в форме компьютерного тестирования

Общая компетентность

Вопросы на «1» балл

1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:

  1. «Вестник образования».
  2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».
  3. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
  4. «Собрание законодательства РФ».

2. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):

  1. Конвенции о правах ребенка.
  2. Всеобщей декларации прав человека.
  3. Конституции РФ.
  4. Международном пакте о гражданских правах.

3. Метод обучения, при котором учащийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат, называется:

4. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

  1. рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.
  2. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.
  3. рекомендованные методической службой.
  4. предложенные издателем учебной литературы.

5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работником и работодателем называется:

  1. трудовым договором.
  2. коллективным договором.
  3. двусторонним договором.
  4. трудовым соглашением.

6. Выберите то, что характеризует гуманистическую педагогику:

1) приоритетность знаний педагога;

2) согласие с ныне существующей целевой установкой школы;

3) «выстраивание» индивидуальной образовательной траектории каждого ученика

7. Выберите приоритетный показатель, которым должен руководствоваться учитель при выборе программы по предмету:

А). Объем программы

Б). Наличие грифа Министерства образования и науки РФ

В). Учет в программе возрастных особенностей ученика

Г). Содержание программы

8. При выборе учебно-методического комплекта учитель ориентируется на:

1) наличие данного УМК в Федеральном перечне

2) полноту и целостность УМК

3) год издания учебника

4) все перечисленное

9. Назовите образование, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации является обязательным и доступным

  1. 1. высшее образование
  2. 2. среднее профессиональное образование
  3. 3. основное общее образование
  4. 4. среднее (полное) общее образование

10. При приеме в школу администрация образовательного учреждения обязана познакомить обучающегося и его родителей с:

  1. должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.
  2. Уставом образовательного учреждения.
  3. коллективным трудовым договором.
  4. правилами внутреннего трудового распорядка.

11. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?

  1. допустимо при приеме в школу повышенного уровня.
  2. допустимо в форме тестирования.
  3. допустимо по решению Совета учреждения.
  4. недопустимо.

12. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  1. Учебник.
  2. Учебный план.
  3. Учебная программа.
  4. Рабочая тетрадь.

13. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

  1. Принцип культуросообразности
  2. Принцип индивидуализации
  3. Принцип природособразности
  4. Принцип личностной ориентированности

14. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы имеем в виду образование:

А) организованное особо комфортным образом для детей-инвалидов;

Б) приспособленное к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями;

В) приспособленное к дистанционному обучению всех детей;

Г) организованное на одной территории для детей с разными видами ограничений по здоровью.

Вопросы на «2» балла

15. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:

  1. органы управления образованием.
  2. родителей (законных представителей).
  3. общеобразовательное учреждение.
  4. учредителя.

16. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

  1. условие об обязательном социальном страховании работника.
  2. условие об испытании.
  3. условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.
  4. условие о систематическом повышении квалификации работника.

17. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. при получении образования соответствующего уровня впервые.
  2. при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.
  3. при согласии руководителя образовательного учреждения.
  4. если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

18. Система оплаты труда работников государственного образовательного учреждения устанавливается:

  1. Учредителем.
  2. Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.
  3. исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  4. постановлением Правительства РФ.

19. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:

  1. решением Совета образовательного учреждения.
  2. Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
  3. расписанием учебных занятий.
  4. СанПинами

20. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

  1. организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).
  2. выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.
  3. организация и проведение учебных занятий.
  4. дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
Читать дальше:  Какие вещественные доказательства хранятся дольше всего

21. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  1. решением муниципального органа управления образованием.
  2. локальными актами учреждения.
  3. решением педагогического совета образовательного учреждения.
  4. решением общественных органов управления образовательным учреждением.
  1. учреждения.

22. Согласно закону «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность:

А) лицензируется в обязательном порядке;

Б) лицензируется в случае получения доходов от нее;

В) не лицензируется, но подлежит регистрации, как предпринимательская деятельность;

Г) не лицензируется и не подлежит регистрации, в случае наличия диплома о высшем педагогическим образовании.

23. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог со стажем 2 и более года:

А) может быть аттестован только на соответствие занимаемой должности по представлению руководителя;

Б) может быть аттестован как по представлению руководителя, так и по собственному добровольному заявлению;

В) не имеет права подавать заявление на первую квалификационную категорию без предварительного прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;
Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на первую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.

24. Согласно порядку аттестации педагогических работников, вступившего в силу с 01.01.2011 года, педагог, имеющий первую квалификационную категорию:

А) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 5 лет – при очередной аттестации;

Б) может претендовать на высшую категорию не ранее, чем через 2 года после получения первой категории;

В) в случае отрицательного результата аттестации на высшую категорию может быть уволен за несоответствие квалификационной категории;

Г) имеет право подавать заявление на аттестацию на высшую квалификационную категории исключительно с согласия руководителя учреждения.

25. Для педагогических работников образовательных учреждений, согласно Трудовому Кодексу и закону РФ «Об образовании» устанавливается сокращенная рабочая неделя:

А) 18 часов; Б) 24 часа; В) 36 часов Г) 40 часов.

Вопросы на «3» балла

26. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российский Федерации «Об образовании»

  1. ограничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней
  2. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
  3. обеспечивает право всех граждан на равноценное образование
  4. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

27. Определите тип урока по представленной структуре: 1) этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению нового материала; 2) этап усвоения новых знаний, 3)этап закрепления новых знаний, 4)этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

а) комбинированный урок;

б) урок усвоения нового материала;

в) урок закрепления изучаемого материала;

г) урок повторения и обобщения изучаемого материала.

28. Определите, к какому виду компетентности относятся перечисленные ниже умения учащегося и соотнесите их с приведенными ниже видами компетентности:

  1. Вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
  2. Работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
  3. Определять свои жизненные приоритеты, выстраивать иерархию ценностей на основе ценностей культуры;
  4. Планировать различные формы собственного досуга;

А) Общекультурная компетентность

Б) Коммуникативная компетентность

В) Информационная компетентность

Г) Социальная компетентность

29. Методика обучения представляет собой:

  1. проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет
  2. совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками
  3. науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения
  4. отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету

30. Как называется документ, дающий право использования учебно-методического материала для осуществления образовательной деятельности

  1. 1. Федеральный перечень, допущенных и рекомендованных УМК к использованию в государственных ОУ
  1. Учебная программа
  2. Рабочая программа учителя, на основании которой он осуществляет обучение в конкретной учебной среде.
  3. Диплом образовательного учреждения о высшем образовании, дающий право ведения профессиональной деятельности в предметной области

31. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий:

А) основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования;

Б) требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и условиям реализации;

В) предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений;

Г) структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении.

Коммуникативная компетентность

Вопросы на «1» балл

1) Учебная деятельность является ведущим видом деятельности:

  1. в младшем школьном возрасте
  2. в подростковом возрасте
  3. в юношеском возрасте
  4. во всех перечисленных выше

2) Ведущим видом деятельности подростка является:

  1. учебная деятельность
  2. учебно-профессиональная деятельность
  3. эмоциональное общение
  4. общение со сверстниками

3) Толерантность – это:

  1. нетерпимость
  2. стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
  3. непримиримость
  4. похвала, согласие

4) К числу возрастных кризисов не относится:

  1. кризис трех лет
  2. кризис семи лет
  3. кризис подросткового возраста
  4. кризис 8 лет

5) Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей:

  1. самоуважение
  2. самооценка
  3. самоанализ
  4. идентификация

6) Средством невербального общения не является:

  1. контакт глазами
  2. мимика
  3. поза и жесты
  4. речь

7) Выразительность, сила проявления чувств, переживаний:

  1. экспрессия
  2. экстраверсия
  3. экстравагантность
  4. эксцентричность

8) Основным средством вербального общения является:

  1. контакт глазами
  2. мимика
  3. поза и жесты
  4. речь

9) Индивидуальная особенность человека, проявляющаяся в частом переживании чувства тревоги при минимальной опасности либо отсутствия ее, при минимальной реальной либо мнимой (воображаемой) угрозе:

  1. тревожность
  2. эмоциональность
  3. возбудимость
  4. агрессивность

10) Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

1. социальная адаптация

3. эмоциональное благополучие

11) Каналом восприятия информации не является:

  1. аудиальный
  2. визуальный
  3. кинестетический
  4. эмоциональный

12) Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений:

13) Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

  1. личностные особенности
  2. индивидуальность
  3. имидж
  4. самобытность

14) Тактикой, используемой педагогом с целью решения конкретной проблемы ребенка в соответствии с концепцией «педагогики поддержки» не является:

15) Технология эффективного общения в конфликте позволяет:

  1. убедить соперника в своей правоте
  2. добиться превосходства в споре
  3. добиться соглашения даже ценой серьезной уступки со стороны соперника
  4. добиться взаимного понимания и взаимной выгоды с соперником

Вопросы на «2» балла

1) Господствующий тип взаимоотношений, при котором один партнер подавляет другого:

  1. детерминизм
  2. антогонизм
  3. доминантность
  4. равноправие

2) Внешняя мотивация:

  1. зависит от отношений человека со средой
  2. регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
  3. зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.
  1. все выше перечисленное

3) Расхождение между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками:

1. зона ближайшего развития

2. зона актуального развития

3. зона потенциального развития

4. все перечисленные

4) Формированию научного мировоззрения, воспитанию и развитию учащихся в наибольшей мере способствует:

  1. традиционное обучение
  2. проблемное обучение
  3. программированное обучение
  4. догматическое обучение

5) Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т.п., называется:

  1. внушением
  2. подражанием
  3. заражением
  4. убеждением

6) Внутренняя мотивация:

  1. характеризуется тем, что награду за свои действия человек «находит в самом себе»
  2. зависит от отношений человека со средой
  3. регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности
  1. зависит от желания получить вознаграждение, избежать наказания и пр.

7) Уровень развития, который определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно:

1. уровень потенциального развития

2. зона ближайшего развития

3. уровень актуального развития

4. все перечисленные

8) Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия – это:

  1. деструкция
  2. конфликт
  3. сотрудничество
  4. экспрессия

9) Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это:

Вопросы на «3» балла

1) Стратегией поведения в конфликте не является:

  1. избегание
  2. соревнование
  3. сотрудничество
  4. самонаблюдение

2) Особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей:

  1. инертность
  2. агрессивность
  3. сензитивность
  4. замкнутость

3) Группа, которая для личности является эталоном; на нормы, мнения, ценности и оценки которой индивид ориентируется в своем поведении и самооценке:

  1. референтная группа
  2. секта
  3. коллектив
  4. микрогруппа

4) Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Осознание человеком того, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими людьми, выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности.

  1. самооценка
  2. саморазвитие
  3. рефлексия
  4. самовоспитание

5) Свойство личности, проявляющееся в инертности поведения, неспособности к быстрому изменению его; отсутствие той гибкости, которая позволяет нам различными способами реагировать на разные ситуации:

  1. эмоциональная лабильность
  2. ригидность
  3. мобильность
  4. тревожность

6) Нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека:

Оцените статью
Добавить комментарий