Как получить разрешение на раскопки с металлоискателем

Добро пожаловать на сайт кладоискателей и археологов-любителей

Как избежать конфликта с Законом.

Прежде, чем Вы всерьез решили заняться кладоискательством (или попросту, копом), необходимо четко уяснить, какие правовые последствия могут наступить от Ваших действий.

Начнем с того, что правовой статус понятия «кладоискатель» в нашем государстве внятно не прописан.
Если в старом Уголовном Кодексе (СССР) имелась статья, предусматривающая преследование за «Сокрытие клада», то в действующем УК РФ этой статьи уже нет. Понятие «незаконное кладоискательство», то же не существует, в прочем как и документов, регламентирующих их функционирование. Складывается впечатление, что это явление (кладоискательство) отсутствует в нашем государстве напрочь!)) Хотя, с другой стороны, что не запрещено — то разрешено. Это как определение преступления — … преступление, это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ. Кладоискательсво не предусмотрено Уголовным Кодексом? – Все! Не преступление!))
Однако не следует обольщаться. Если кладоискательство как класс, у нас отсутствует, это вовсе не значит, что не урегулированы вопросы по кладам, и тем более предметам историко-культурного наследия народов России.
Определение, что же такое клад, был рассмотрен в одной из предыдущих статей.

Теперь надо обратить внимание на понятие «незаконные археологические разведки и раскопки».
Под археологической разведкой понимается, комплекс мероприятий, направленных для предварительного исследования археологических движимых и недвижимых объектов. Главной задачей разведки является составление археологической карты, то есть, определения всего характерного комплекса археологических памятников в данной местности. Одно из направлений в задачах разведки – открытие неизвестных ранее объектов и их предварительный осмотр.

Под археологическими раскопками понимается, — вскрытие пластов грунта для исследования объектов археологии и их описание и обследование. Цель раскопок – изучение памятника (комплекса памятников), всех его недвижимых и движимых частей, определение его роли в историческом процессе.

Разведкам и раскопкам должно предшествовать задание или разрешение на раскопки (получение так называемого «открытого листа»). Такое разрешение могут получить только представители от научных организаций, либо лица, аккредитованные от них.
В принципе, такое положение вещей устоялось верно. Вы сами сейчас прочитали, какой сложный это процесс (раскопки) даже в первом приближении. Правильно произвести раскопки, сохранив всю полезную информацию об объекте изучения, могут только специалисты археологи. Исходя из этого, был принят ряд законов и подзаконных актов, которые лимитируют этот род деятельности. В частности, специально отведенные статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Статья 7.15 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) предусматривает ответственность за проведение археологических разведок или раскопок, без получения в установленном порядке специального на то разрешения (открытого листа).
Нарушение предусмотренное указанной статьей КоАП РФ предусматривает наложение на нарушителя штрафа на граждан, от 1500 до 2500 рублей, с конфискацией добытых в результате раскопок предметов, а так же инструментов (оборудование), использованных нарушителем;
К должностным и юридическим лицам, применяются более строгие меры воздействия.
Еще более строго закон относится к нарушителям во втором пункте этой статьи, где предусмотрена ответственность за неумышленное повреждение археологических памятников истории.

Исходя из содержания статьи, можно проследить, что косвенно закон опирается на добычу предметов в результате раскопок, как определения нарушения. Значит, если при возникновении условий привлечения к административной ответственности, у нарушителя нет этих самых находок, то и как такового, нарушения нет (не касается случаев проведения незаконных раскопок на объектах, охраняемых государством и внесенных в соответствующий реестр).
Ведь раскопками признаются не любое откапывание земли, а только связанное с обследование или изучением археологического объекта. Соответственно, если тот участок земли, на котором совершается коп, не внесен в реестр охраняемых объектов, и в ходе копа Вы не сделали находки, имеющие археологический характер и имеющих научную ценность, формально, нарушения указанной статьи допущено не было.
Если вас за процессом копа застали хмурые люди из «соответствующих органов», хабара при Вас не оказалось, а вы «увлечены поиском червей для рыбалки, копанием картошки, сбором металлолома» (ненужное зачеркнуть), то разговора о привлечении к административной ответственности стоять уже не может.
Однако, если Вы «прокололись» и Вас «загребли под белые ручонки» с хабаром, при чем имеющим статус исторического и культурного наследия, и специфическим оборудование, то могут возникнуть проблемы. Хотя и в этом случае дело обстоит не так безнадежно. Дело можно обернуть так, что Вы не занимаясь раскопками (опять же вспомним металлолом, которым усеяны наши поля), подняли случайную находку, которую собирались немедленно нести в компетентные организации. В виду сложности применения указанной статьи КоАП РФ, я лично не знаю ни одного случая привлечения к административной ответственности. Главное, ненароком не попасть на объекты, внесенные в реестр. С таких мест можно угодить под действие Уголовного Кодекса. По этому, никогда не ленитесь, и перед выездом на коп, обязательно проверяйте наличие охранных территорий в районе поиска. А еще лучше, сразу нанесите их на карту, что бы ненароком не забрести на них. Перечень реестра можно найти в интернете, и в каждой республике, области и крае он свой, так как утверждается он краевым, (областным, республиканским) законодательным собранием.

Итак, если с незаконными раскопками на местности более-менее прояснилось, зададимся вопросом: «А на чем же наш брат чаще всего попадается на крючок закона?»
Как говорил кто-то из великих сыщиков: «… всякое преступление имеет экономические последствия…». И незаконные раскопки, и сокрытие клада, и оборот предметов, запрещенных к его обороту, «всплывают» в момент сбыта или вскоре после такового. Даже если Вам удалось успешно избавиться от хабара (за набор соответствующих фантиков) , а барыге, купившему его у Вас, так же удалось его «толкнуть», Ваш артефакт вполне может «засветиться» на аукционе или в коллекции. И тогда хмурые люди в строгих костюмах потянут за всю ниточку, на другом конце которой окажетесь Вы. И вот тогда может открыться все. И ждать можно таких неприятностей, что не только волосы – лопата встанет дыбом! Полному изъятию подлежат не только добытые преступным путем предметы, но и орудия, используемые для его добычи. У Вас однозначно конфискуют металлоискатель и прочую атрибутику. При неудачном раскладе, речь может идти даже об автомобиле, на котором совершался выезд на поиск кладов.

Теперь я заострю Ваше внимание на Уголовном Кодексе РФ.

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
Помните, я Вам писал, что ни в коем случае нельзя иметь дело с объектами, внесенными в реестр? Тогда я имел в виду именно ответственность по этой статье. Здесь, я думаю, комментарии излишни. Одно только хочу добавить, что речь идет не только о самом охраняемом объекте, но и прилегающей территории. В зависимости от характера объекта (будь это памятник архитектуры, городище, курган, могильник или стоянка) то и радиус принадлежащий к территории охраняемого объекта, разный. От 50 до 500 метров. А ответственность по статье Уголовного Кодекса, гораздо более сурова, чем предусмотрено в КоАП.

Теперь мы перенесемся в другую плоскость деятельности. То что связанное непосредственно с копом, а к его финансово-экономической стороне.

КоАП РФ Статья 14.2.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Ответственность за нарушение предусматривает наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей, с конфискацией предметов правонарушения ( то есть непосредственного «товара»), или без таковой.
Сразу оговорю эту статью. Свободная реализация предметов имеющих научную, историческую или культурную ценность, по нашему законодательству запрещена. То есть, она возможна, но для этого включаются сложные и громоздкие механизмы государственной регистрации движения таких предметов.

Ну и, на последок, подкину к Вашему размышлению еще несколько статей. Не думайте, что я подозреваю Вас в том, что Вы на такое способны. Просто хочу удержать от возможного соблазна.))

Уголовный кодекс Российской Федерации:
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Теперь, когда Вы ознакомились с этим очерком, надеюсь, у Вас не возникнет конфликта с Законом.
Даже Остап Бендер говорил: «…Уголовный Кодекс я чту!»

Штраф за металлоискатель в 2018 году

Если вашим хобби является приборный поиск, то вы знаете, что данная деятельность с 2013 года регулируется новым законом. В народе он называется «Закон о металлоискателях», №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Он не запрещает использование металлоискателя, а ужесточает ответственность за разрушение культурных слоев и бесконтрольное изъятие археологических ценностей.

Фактически закон определяет штрафы за металлоискатели и вообще за «черную археологию», и конкретизирует ранее весьма размытое понятие «культурный слой». Ранее наказание предусматривалось за изъятие «следов существования человека в предыдущих эпохах». Теперь же места, где можно и нельзя копать строго определены: нельзя там, где культурный слой насчитывает «более ста лет». Это значит, что искать и изымать предметы на пляже, на поле и пр. можно. Теоретически не возбраняется делать это и в других местах, где нет следов жизнедеятельности людей. Но если выкопанный вами предмет имеет археологическую значимость, его нужно сдать государству.

Наказания, предусмотренные «Законом о металлоискателях»

Уничтожение или повреждение вещей, являющихся особо ценными памятниками истории и культуры народов России, может окончиться уголовным сроком в 6 лет лишения свободы или выплатой штрафа в 5 млн. рублей. Или придется выплатить сумму дохода за 5 лет, или отработать 480 часов обязательных работ. УК РФ ст. 243.

Уничтожение культурного слоя «старше 100 лет» при поиске и выемке ценных предметов (менее ценных памятников культуры) грозит сроком в 3 года, либо штрафом в 3 млн. руб. Также может быть присуждена выплата в пользу государства дохода за 3 года, принудительные работы на 400 часов. УК РФ ст. 243.

Повреждение или нарушение объектов культурного наследия, произошедшее по неосторожности, влечет за собой штраф в 1 млн. руб.

🐹 Поиск монет с металлоискателем, что нужно и законность копа

либо обязательные работы на 360 часов. Возможно также лишение свободы на 1 год. УК РФ ст.243 п.1.

Читать дальше:  Как посмотреть четвертные оценки в электронном дневнике

Незаконная (без разрешения) археологическая разведка, и последующие раскопки с применением металлоискателей и прочих приборов – штраф в 500 тыс. руб. (или доходы за 18 месяцев), конфискация всех изъятых из земли или воды предметов. Либо ограничение свободы до 2 лет, исправительные работы на 1 год. УК РФ ст.243 п.2.

То же, что в предыдущем пункте, но на территории зарегистрированного объекта культурного наследия – 700 тыс. руб. штрафа или лишение свободы до 4 лет. УК РФ ст.243 п.2

То же, но в группе, с применением спецтехники (землеройных машин, радаров, металлоискателей) — наказание в 1 млн. руб. штрафа, или изъятием дохода за 5 лет в пользу государства, или тюремным сроком на 6 лет. УК РФ ст.243 п.2.

Штраф за металлоискатели — как его избежать

Закон ФЗ №245, несмотря на его строгость, является довольно сырым. Чтобы привлечь человека к ответственности по нему, следует доказать что вы умышленно использовали металлоискатель для предметного поиска археологических находок. Если вы попали в затруднительную ситуацию при использовании металлоискателя, обратитесь к юристам нашей компании за эффективной правовой защитой.

Информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование» создана с целью автоматизации процессов лицензирования, разрешительных документов и обеспечения эффективного, прозрачного механизма информационного взаимодействия между государственными органами – лицензиарами и бизнес — сообществом Республики Казахстан. Система реализована в рамках Программы формирования и развития «электронного правительства» в Республике Казахстан, и Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы.

Портал «Е-лицензирование» (http://elicense.kz) обеспечивает физическим и юридическим лицам (гражданам и организациям) следующие преимущества:

  • получение информации о порядке получения лицензии и разрешительных документов, ознакомление с квалификационными требованиями и перечнем необходимых документов, согласно нормативно-правовым актам;
  • подача электронного заявления на получение, переоформление, при этом за счет интеграции и оптимизации исключена необходимость уставных документов организации, документов, удостоверяющих личность заявителя, иных сведений, которые можно получить из государственных информационных систем;
  • электронная оплата государственной пошлины при подаче заявления на получение лицензии и приложении к лицензии, а также разрешительных документов посредством «Платежного шлюза «Электронного правительства»;
  • сокращение прикрепления полного пакета документов для получения лицензии и разрешительных документов;
  • контроль сроков и статусов рассмотрения электронных заявлений;
  • мониторинг обработки заявления, в случае отказа — получение обоснованного отказа в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Казахстан;
  • получение результата услуги в электронном виде, при этом лицензии и разрешительные документы, выданные по бумажным заявлениям или через ЦОН также хранятся на портале в электронном формате;
  • хранение электронных документов в личном кабинете;
  • предоставление отчетности по лицензиям в государственный орган в электронном виде;
  • проверка действительности лицензии и разрешительных документов на Интернет-ресурсе свободного доступа.

Система электронного лицензирования интегрирована со следующими информационными системами:

Передача лицензий / разрешений в заинтересованные системы

Поиск лицензий таможенными органами (при регистрации в областных центрах)

Для поиска лицензий таможенными органами (на постах);

Для отправки информации по платежам (лицензионный сбор)

Для подтверждения данных о НП

Для передачи актуальных сведений о лицензиях, выданных лицензиарами Республики Казахстан юридическим лицам или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность

Для передачи лицензий в ИС электронных государственных закупок, для участия в конкурсах

Для передачи актуальных сведений по зарегистрированным заявлениям и лицензиям и (или) приложениям нерезидентам РК

С подсистемами СУЛО и СУКМУ. ССУЛО: в части получения ИС ГБД ЕЛ из СУЛО подтверждения о наличии/отсутствии лекарственных средств в реестре СУЛО. С СУКМУ в части передачи из ГБД ЕЛ в СУКМУ сведений о имеющихся лицензиях в ИС ГБД ЕЛ на медицинскую деятельность

Сведения по недвижимым объектам, правам и обременениям на них

Сведения по стажировке нотариусов, для лицензии на нотариальную деятельность

Для передачи актуальных сведений по выданным лицензиям на адвокатскую деятельность

Для проверки местоположения объекта недвижимости на местности в соответствии с установленным для него кадастровым номером

Сведения по индивидуальному предпринимателю

Для проверки актуальности сведений о наличии либо отсутствии судимости физического лица, сведений в части наложения арестов, запретов, обременений по лицензиям

Информация о юридическом лице

Информация о физическом лице

е-оплата и проверка банковских платежей

Проверка Электронно-цифровой подписи

Для передачи актуальных сведений по выданным лицензиям

ИС АЦ акимата Алматинской области

ИС акимата города Астаны для передачи сведений по выданным лицензиям, запрошенных местными исполнительными органами по БИН.

АИС «Сервисный центр» КАП МВД

Получение по запросу сведений по автотранспортным средствам.

ICS Manager РГП ГТС

В части получении/передаче сведений из/в ИС ГБД ЕЛ в рамках присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) для производственной или предпринимательской деятельности

Автоматизация, мониторинг государственных услуг

Прием и передача заявлений и лицензий/разрешений, обмен статусами для мониторинга

Автоматизация ведомственных функций

ИС Национального банка, передача лицензий для автоматизации ведомственных процессов

ИАС ТБД КТ МИР РК

Для передачи лицензий, заявок на разрешения для автоматизации ведомственных процессов

«Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)»

С компонентой «Бизнес аналитика (BusinessIntelligence)» модуля «Электронные услуги» подсистемы «Портал «электронного правительства»» по передаче информации о предоставлении услуг посредством ИС ГБД ЕЛ через уголки самообслуживания, расположенные в филиалах РГП «Центров обслуживания населения»

Передача лицензий и разрешений в ИС Министерство энергетики РК, для автоматизации ведомственной деятельности

ЕАСУ АПК МСХ РК

Получение по запросу сведений по выданным водительским удостоверениям на право управления ТС. Автоматизация разрешительной процедуры Министерства сельского хозяйства РК

Для передачи заявок на разрешения для автоматизации ведомственных процессов.

Передача по запросу сведений по разрешительным документам в ИС Министерства энергетики РК

КИКС ГСЧС МВД РК

Передача по запросу сведений по разрешительным документам в ИС Министерства внутренних дел РК

Этапы реализации системы:

С 2011 года приравняли статус электронной и бумажной лицензий, а также с 2012 – ввели законодательное требование о выдаче лицензий только в электронном виде, что обеспечило 100%-ное участие государственных органов и позволило начать вторую очередь проекта – развитие системы для перевода в электронный формат разрешительных документов.

С 2008 по 2010 гг. – проведены мероприятия по внедрению в централизованных государственных органах-лицензиарах (г. Астана)

С 2011 по 2012 гг. — проведены мероприятия по внедрению территориальных подразделении государственных органов-лицензиаров и Местных исполнительных органов.

автоматизированы и оптимизированы все виды услуг лицензирования (86 видов деятельности 435 разрешительных документов), и с начала автоматизации выдано более 95 тыс.

Где можно копать с металлоискателем по закону?

лицензий, и 770 тыс. разрешительных документов, по которым достигнут показатель 100%-ой выдачи в электронном виде;

В период 2012-2014 года, была произведена автоматизация разрешительных документов.

Основные мероприятия этого этапа:

2012 год – автоматизация 81 услуг по разрешительным документам (помимо лицензий);

2013 год – автоматизация 214 разрешительных процедур,

2014 год – автоматизация 140 разрешительных процедур.

С 2012 по 2014 гг. – проведены работы по переходу автоматизации и оптимизации 521 разрешительных документа (86 и 435 соответственно);

13 мая 2013 года в Женеве были объявлены результаты международного конкурса WSIS Project Prizes 2013, который прошел в рамках Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Система электронного лицензирования Республики Казахстан (www.elicense.kz) стала лучшим проектом в категории «E-Business». История успеха проекта была опубликована на официальном ресурсе Международного союза электросвязи.

1 января 2014 года с учётом оптимизации процесса лицензирования запущена подача заявлений на все виды лицензирования в декларативном виде -"формы сведений". То есть, данная форма дает возможность заявителям заполнять сведения вручную и сокращается количество прикрепления многих требуемых документов.

С 1 марта 2014 года подписание заявлении и вход в систему электронного лицензирования Республики Казахстан (www.elicense.kz) по ЭЦП Вы можете осуществить через удостоверение личности.

Как избежать конфликта с Законом.

Прежде, чем Вы всерьез решили заняться кладоискательством (или попросту, копом), необходимо четко уяснить, какие правовые последствия могут наступить от Ваших действий.

Начнем с того, что правовой статус понятия «кладоискатель» в нашем государстве внятно не прописан.
Если в старом Уголовном Кодексе (СССР) имелась статья, предусматривающая преследование за «Сокрытие клада», то в действующем УК РФ этой статьи уже нет. Понятие «незаконное кладоискательство», то же не существует, в прочем как и документов, регламентирующих их функционирование. Складывается впечатление, что это явление (кладоискательство) отсутствует в нашем государстве напрочь!)) Хотя, с другой стороны, что не запрещено — то разрешено. Это как определение преступления — … преступление, это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ. Кладоискательсво не предусмотрено Уголовным Кодексом? – Все! Не преступление!))
Однако не следует обольщаться. Если кладоискательство как класс, у нас отсутствует, это вовсе не значит, что не урегулированы вопросы по кладам, и тем более предметам историко-культурного наследия народов России.
Определение, что же такое клад, был рассмотрен в одной из предыдущих статей.

Теперь надо обратить внимание на понятие «незаконные археологические разведки и раскопки».
Под археологической разведкой понимается, комплекс мероприятий, направленных для предварительного исследования археологических движимых и недвижимых объектов. Главной задачей разведки является составление археологической карты, то есть, определения всего характерного комплекса археологических памятников в данной местности. Одно из направлений в задачах разведки – открытие неизвестных ранее объектов и их предварительный осмотр.

Под археологическими раскопками понимается, — вскрытие пластов грунта для исследования объектов археологии и их описание и обследование. Цель раскопок – изучение памятника (комплекса памятников), всех его недвижимых и движимых частей, определение его роли в историческом процессе.

Разведкам и раскопкам должно предшествовать задание или разрешение на раскопки (получение так называемого «открытого листа»). Такое разрешение могут получить только представители от научных организаций, либо лица, аккредитованные от них.
В принципе, такое положение вещей устоялось верно. Вы сами сейчас прочитали, какой сложный это процесс (раскопки) даже в первом приближении. Правильно произвести раскопки, сохранив всю полезную информацию об объекте изучения, могут только специалисты археологи. Исходя из этого, был принят ряд законов и подзаконных актов, которые лимитируют этот род деятельности. В частности, специально отведенные статьи в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Статья 7.15 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) предусматривает ответственность за проведение археологических разведок или раскопок, без получения в установленном порядке специального на то разрешения (открытого листа).
Нарушение предусмотренное указанной статьей КоАП РФ предусматривает наложение на нарушителя штрафа на граждан, от 1500 до 2500 рублей, с конфискацией добытых в результате раскопок предметов, а так же инструментов (оборудование), использованных нарушителем;
К должностным и юридическим лицам, применяются более строгие меры воздействия.
Еще более строго закон относится к нарушителям во втором пункте этой статьи, где предусмотрена ответственность за неумышленное повреждение археологических памятников истории.

Читать дальше:  Должностные инструкции библиотекаря отдела обслуживания

Исходя из содержания статьи, можно проследить, что косвенно закон опирается на добычу предметов в результате раскопок, как определения нарушения. Значит, если при возникновении условий привлечения к административной ответственности, у нарушителя нет этих самых находок, то и как такового, нарушения нет (не касается случаев проведения незаконных раскопок на объектах, охраняемых государством и внесенных в соответствующий реестр).
Ведь раскопками признаются не любое откапывание земли, а только связанное с обследование или изучением археологического объекта. Соответственно, если тот участок земли, на котором совершается коп, не внесен в реестр охраняемых объектов, и в ходе копа Вы не сделали находки, имеющие археологический характер и имеющих научную ценность, формально, нарушения указанной статьи допущено не было.
Если вас за процессом копа застали хмурые люди из «соответствующих органов», хабара при Вас не оказалось, а вы «увлечены поиском червей для рыбалки, копанием картошки, сбором металлолома» (ненужное зачеркнуть), то разговора о привлечении к административной ответственности стоять уже не может.
Однако, если Вы «прокололись» и Вас «загребли под белые ручонки» с хабаром, при чем имеющим статус исторического и культурного наследия, и специфическим оборудование, то могут возникнуть проблемы. Хотя и в этом случае дело обстоит не так безнадежно. Дело можно обернуть так, что Вы не занимаясь раскопками (опять же вспомним металлолом, которым усеяны наши поля), подняли случайную находку, которую собирались немедленно нести в компетентные организации. В виду сложности применения указанной статьи КоАП РФ, я лично не знаю ни одного случая привлечения к административной ответственности. Главное, ненароком не попасть на объекты, внесенные в реестр. С таких мест можно угодить под действие Уголовного Кодекса. По этому, никогда не ленитесь, и перед выездом на коп, обязательно проверяйте наличие охранных территорий в районе поиска. А еще лучше, сразу нанесите их на карту, что бы ненароком не забрести на них. Перечень реестра можно найти в интернете, и в каждой республике, области и крае он свой, так как утверждается он краевым, (областным, республиканским) законодательным собранием.

Итак, если с незаконными раскопками на местности более-менее прояснилось, зададимся вопросом: «А на чем же наш брат чаще всего попадается на крючок закона?»
Как говорил кто-то из великих сыщиков: «… всякое преступление имеет экономические последствия…». И незаконные раскопки, и сокрытие клада, и оборот предметов, запрещенных к его обороту, «всплывают» в момент сбыта или вскоре после такового. Даже если Вам удалось успешно избавиться от хабара (за набор соответствующих фантиков) , а барыге, купившему его у Вас, так же удалось его «толкнуть», Ваш артефакт вполне может «засветиться» на аукционе или в коллекции. И тогда хмурые люди в строгих костюмах потянут за всю ниточку, на другом конце которой окажетесь Вы. И вот тогда может открыться все. И ждать можно таких неприятностей, что не только волосы – лопата встанет дыбом! Полному изъятию подлежат не только добытые преступным путем предметы, но и орудия, используемые для его добычи. У Вас однозначно конфискуют металлоискатель и прочую атрибутику. При неудачном раскладе, речь может идти даже об автомобиле, на котором совершался выезд на поиск кладов.

Теперь я заострю Ваше внимание на Уголовном Кодексе РФ.

Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.
1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность.
Помните, я Вам писал, что ни в коем случае нельзя иметь дело с объектами, внесенными в реестр? Тогда я имел в виду именно ответственность по этой статье. Здесь, я думаю, комментарии излишни. Одно только хочу добавить, что речь идет не только о самом охраняемом объекте, но и прилегающей территории. В зависимости от характера объекта (будь это памятник архитектуры, городище, курган, могильник или стоянка) то и радиус принадлежащий к территории охраняемого объекта, разный.

Новый закон о кладоискательстве

От 50 до 500 метров. А ответственность по статье Уголовного Кодекса, гораздо более сурова, чем предусмотрено в КоАП.

Теперь мы перенесемся в другую плоскость деятельности. То что связанное непосредственно с копом, а к его финансово-экономической стороне.

КоАП РФ Статья 14.2.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Ответственность за нарушение предусматривает наложение штрафа от 1500 до 2000 рублей, с конфискацией предметов правонарушения ( то есть непосредственного «товара»), или без таковой.
Сразу оговорю эту статью. Свободная реализация предметов имеющих научную, историческую или культурную ценность, по нашему законодательству запрещена. То есть, она возможна, но для этого включаются сложные и громоздкие механизмы государственной регистрации движения таких предметов.

Ну и, на последок, подкину к Вашему размышлению еще несколько статей. Не думайте, что я подозреваю Вас в том, что Вы на такое способны. Просто хочу удержать от возможного соблазна.))

Уголовный кодекс Российской Федерации:
Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 164. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Теперь, когда Вы ознакомились с этим очерком, надеюсь, у Вас не возникнет конфликта с Законом.
Даже Остап Бендер говорил: «…Уголовный Кодекс я чту!»

Вопрос по поводу использования металлоискателя

Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.

Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

Читать дальше:  Капремонт ангарск личный кабинет для физических лиц

проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

Порядок
передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

25.05.2017 направил следующее письмо:

Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
Выдержка из закона
«В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. »

3)Есть сайт :
http://wolmar.ru/
http://ucoins.ru/
Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф ? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки ?

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

Оцените статью
Добавить комментарий