Карантинный сертификат на пиломатериалы внутри россии

Любая продукция растительного происхождения для целей ее перемещения как внутри страны, так и в страны зарубежья должна проходить определенный контроль качества, результаты которого оформляются соответствующими сертификатами. Опираясь на вопросы, размещенные на сайтах регулятора, отчеты по результатам встреч ведомств с представителями аграрного сектора, лесной промышленности, можно заключить, что для участников рынка процедура получения и обращения с сертификатами терниста и трудоемка. Ситуации, когда необходимо получать сертификаты, куда обращаться, какие документы предъявить, в какой срок можно получить, в каких случаях предъявлять покупателю, — кажется, ни одна составляющая работы с сертификатами не остается без вопросов. Проблема коренится в фрагментарном и не всегда последовательном правовом регулировании. Подробнее — в материале «ЭЖ».

На сегодняшний день вопросы карантина растений регулируют одновременно два федеральных закона «О карантине растений»:

В прежнем законе сохраняют силу пять статей, одна из которых — ст. 8 — устанавливает необходимость получения карантинного сертификата (далее — КС). Все иные действующие положения содержатся в новом законе.

В силу ст. 29 нового закона карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

удостоверяет соответствие карантинной продукции фитосанитарным требованиям;

выдается исключительно при перемещении товаров по территории РФ (то есть при экспорте не выдается и его наличие не требуется для дальнейшего экспорта);

выдается исключительно для продукции, произведенной на территории РФ.

Закон определяет возможные ситуации, когда требуется получение КС, следующим образом:

для ввоза в свободные от карантинных объектов зоны;

для вывоза из карантинных фитосанитарных зон;

для перевозки подкарантинной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений.

Таким образом, действительные случаи получения КС должны определяться с учетом правил обеспечения карантина. На сегодняшний день в правилах соответствующие упоминания просто отсутствуют. Фактически пробел частично восполняется приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» (далее — Порядок выдачи сертификатов). Так, в пункте 4 раздела I Порядка сказано, что КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинных фитосанитарных зон. Иными словами, КС необходимо получать единожды — при вывозе продукции из карантинных фитосанитарных зон (далее — КФЗ) для дальнейшей перевозки по территории РФ.

Подобное «лоскутное» законодательство действует с 1 января 2015 г., хотя нужно констатировать, что существенные пробелы в регулировании выявлялись и раньше.

При этом вопросы в толковании, по всей видимости, возникали и возникают в том числе у правоприменителей. Подобные нестыковки обнаруживаются, когда надзорное ведомство — Россельхознадзор — при проведении проверок выявляет нарушения в действиях организаций.

Проблемы квалификации правонарушений в сфере карантина растений

КоАП РФ известны два смежных состава нарушений в сфере карантина:

нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.2 КоАП РФ) и

нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 КоАП РФ).

Характерно, что судебная практика по нарушению порядка вывоза/ввоза (ст. 10.2 КоАП РФ) гораздо менее обширна, что можно связать в том числе с размерами санкций. Известно, что многие компании предпочтут оплату небольшого штрафа многомесячным судебным разбирательствам. По упомянутому составу штраф для юридических лиц составляет не более 10 000 руб. Тем не менее имеющаяся практика дает представление об особенностях осуществления деятельности в этом секторе экономики. Более того, обнаружившиеся ранее в судебной практике спорные тенденции находят отражение в практике работы надзорных ведомств и на сегодняшний день.

Нельзя сказать однозначно, но, вероятно, в связи с тем, что составы ст. 10.2 и 10.3 КоАП РФ содержат однокоренные термины «ввоз»/«вывоз» и «перевозка», а легального их определения не приведено, на практике допускается их смешение.

Так, на практике нарушения порядка ввоза подкарантинной продукции нередко ошибочно квалифицируются по ст. 10.3 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2009 по делу № А32-12264/2009-29/111-59АЖ), а перемещение подкарантинной продукции в нарушение установленных запретов расценивается ведомством как квалифицирующий признак по ст. 10.3 КоАП РФ, в то время как указанное нарушение образует объективную сторону нарушения по ст. 10.2 КоАП РФ (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу № А03-23231/2013). Даже в информационных разделах сайтов региональных управлений Россельхознадзора сообщается о привлечении к ответственности за одинаковые правонарушения — перевозку подкарантинной продукции без необходимого сертификата — как по ст. 10.2, так и по ст. 10.3 КоАП РФ (см. подробнее в материалах Управления Россельхознадзора по Пермскому краю «О нарушении Закона „О карантине растений“» от 14.09.2017, Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия «О выявлении продукции без карантинных сертификатов в Ростове-на-Дону» от 10.11.2017, Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю «За вывоз пиломатериалов без карантинного сертификата нарушитель привлечен к ответственности»).

Проблемы определения территории карантинных фитосанитарных зон

Для обоих составов правонарушений одним из ключевых и наиболее дискуссионных вопросов является порядок определения границ КФЗ. Прежде всего, существуют более общие перечни карантинных фитосанитарных зон, сформированные исходя из постоянных условий в регионе. Например, в зоне и в период цветения повилики и амброзии карантинные ограничения вводятся ежегодно и в большинстве случаев на территории всего субъекта сразу. Карантин может вводиться также и на территории отдельно взятого здания, строения, сооружения, мест складирования (п. 7 приказа Минсельхоза России от 13.02.2008 № 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина», далее — приказ № 43). Существуют также перечни КФЗ по конкретной продукции, например, по лесу, дополняющие основные перечни.

Читать дальше:  Акт приемки комиссией выполненных работ образец wod

Обязательным требованием к установлению КФЗ является определение ее площади (п. 7 приказа № 43). Информация об установленных ограничениях на территории конкретного субъекта размещается в том числе на официальных сайтах ведомств в интернете (последние своими приказами устанавливают КФЗ). При этом сведений о границах КФЗ размещенные документы, как правило, не содержат. Зачастую совершенно очевидно, что площадь региона в десятки раз превышает площадь установленной зоны карантина. Как в таком случае проверить контрагента, как определить, из какой именно зоны была вывезена реализуемая продукция и должна ли она сопровождаться сертификатом?

Напрашивается мысль, что в электронной форме информация содержится в усеченном виде, но в самом ведомстве, казалось бы, должны быть максимально полные данные. Практика, однако, подобные заблуждения развеивает. Один из примеров: в судебном акте имеется прямое указание на то, что установление КФЗ в определенных границах не подтверждено представленными в материалы дела постановлениями уполномоченного органа — «отсутствует прямое указание на то, что карантинной фитосанитарной зоной является вся территория этого муниципального образования» (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 № 15АП-9208/2013 по делу № А32-39597/2012). При таких обстоятельствах невозможно однозначно установить, является ли территория происхождения продукции подкарантинной. В этой связи можно рекомендовать внести в договорную политику компании соответствующие уточнения: при заключении договоров запрашивать КС, а при их отсутствии — заверение от контрагентов о вывозе продукции из «здоровой» зоны с установлением размера убытков, подлежащих взысканию при нарушении данных заверений.

Проблемы определения перечня подкарантинной продукции

Следует также обратить внимание, что в судебной практике существуют противоречивые позиции в отношении самого перечня подкарантинной продукции. Так, для целей определения перечня такой продукции правоприменители используют решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (далее — Решение).

Решение состоит из нескольких частей:

перечень подкарантинной продукции;

положение об осуществлении фитосанитарного контроля на таможенной границе ЕЭС;

положение об осуществлении фитосанитарного контроля на таможенной территории ЕЭС.

В отношении последнего прямо определено, что оно не применяется для случаев, когда пункт отправления и пункт назначения подкарантинной продукции совпадают — в этом случае применяется внутреннее право страны. Это позволило в ряде случаев в судебной практике утверждать, что Решение в целом не может быть использовано как нормативный акт, устанавливающий перечень подкарантинной продукции (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2014 № 09АП-19135/2014 по делу № А40-149990/13), исходя из следующих доводов.

Из Решения следует, что перечень подкарантинной продукции подлежит применению в случае перемещения этой продукции через таможенную границу Таможенного союза и по таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст. 2 Таможенного кодекса Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

В соответствии с абз. 2 п. 1.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза (приложение 3 к Решению) порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении перемещаемой по таможенной территории Таможенного союза подкарантинной продукции в случаях, когда место отправления и место назначения партии подкарантинной продукции расположены на территории одной из сторон, определяется законодательством такой стороны. То есть порядок осуществления внутригосударственного контроля, а вместе с ним и объекты такого контроля должны быть определены законодательством страны.

Статья 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ, определяющая основы доступа к информации в области карантина растений, закрепила за Минсельхозом России и Россельхознадзором обязанность по обеспечению открытого доступа к данным в области карантина растений, в том числе к перечню подкарантинной продукции. Между тем на официальных сайтах этих ведомств размещен лишь перечень, утвержденный Решением. Кроме того, формально не отменена ранее действовавшая Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (утв. Россельхознадзором 11.12.2006). Однако указанная Номенклатура признакам нормативного правового акта не отвечает и не может применяться для целей определения перечня подкарантинной продукции. Таким образом, нормативного акта, устанавливающего подобный перечень, в национальном законодательстве нет, а перечень, утвержденный Решением, к отношениям, связанным с перемещениями продукции внутри страны, не может быть применен.

Однако есть и другая позиция. Так, пункт 2 Решения прямо указывает, что перечень подкарантинной продукции должен применяться правительствами стран — участников соглашения с даты подписания соглашения. И для целей осуществления контроля соблюдения фитосанитарных требований в пунктах пропуска через границу приняты соответствующие правила, которые содержат прямую отсылку к Решению Комиссии и перечню. Другими словами, базовые положения Решения имплементированы в национальное законодательство.

В судебной практике также прослеживается общая аргументация: независимо от того обстоятельства, что товар перемещается только по территории Российской Федерации, он не перестает оставаться потенциально опасным носителем вредных организмов (подкарантинным), и от этого не исчезает необходимость охранять территорию Российской Федерации, свободную от карантина, от вредных организмов, которые могут проникнуть на свободные территории из карантинных зон. Законодательство о карантине не устанавливает приоритет защиты территории иностранных государств перед защитой национальной территории (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2009 по делу № А32-14535/2008-34/310-182АЖ).

Если к ответственности привлекли получателя подкарантинной продукции

Надо отметить, весьма любопытные случаи наблюдаются в практике привлечения к административной ответственности компаний — получателей подкарантинной продукции за неверные действия в сфере карантина растений.

Читать дальше:  Как найти родственников умершего человека через загс

Иллюстративны примеры, когда Управление Россельхознадзора признавало допустившим нарушение получателя товара в случае отсутствия карантинного сертификата на прибывшую в его адрес продукцию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу № А68-8077/2012). Между тем подобное толкование не вполне адекватно действующему регулированию, поскольку получатель товара не наделен правовыми возможностями восполнить отсутствие сертификата.

Так, на сегодняшний день оформление КС осуществляется исключительно и непосредственно территориальным подразделением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз карантинной продукции (п. 6 раздела I Порядка выдачи сертификатов). Более того, Порядком организации работ по выдаче Россельхазнадзором фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утв. приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163, который действовал до августа 2016 г., было прямо предусмотрено, что поставки подкарантинной продукции согласовываются между территориальными подразделениями Россельхознадзора. Соответственно, есть основания полагать, что, несмотря на отсутствие прямого законодательного требования согласований, информационный обмен между территориальными подразделениями Россельхознадзора сохраняется. Таким образом, перемещение поднадзорной продукции должно контролироваться ведомствами.

Никаких компенсирующих действий для получения КС, когда продукция уже прибыла на оговоренный склад, покупатель совершить не может. В подобных случаях, учитывая цель регулирования этой сферы отношений, самый оптимальный выход — проведение фитосанитарного обследования, с тем чтобы удостовериться в надлежащем состоянии продукта — такая возможность допускается законодательством. Еще одной альтернативой можно считать отказ покупателя принимать товар, однако такое право должно быть предусмотрено договором между поставщиком и получателем продукции.

Новые процедуры — новые сложности

Даже когда продукция сопровождается карантинным сертификатом, покупатель может столкнуться с определенными сложностями. На сегодняшний день, просто открыв и прочитав соответствующие нормы, ответить на вопрос, каков алгоритм действий с КС для получателя продукции, не представляется возможным. В каждом субъекте ведомство, опираясь на известный опыт, предлагает свои рекомендации. Есть примеры, когда ведомство предлагает отслеживать перемещение подкарантинной продукции по следующему пути. Например, компания получает партию подкарантинной продукции и намеревается в дальнейшем экспортировать ее, но уже в составе нескольких отдельных партий. В этом случае изготавливается простая копия КС, на которой представитель Россельхознадзора отмечает количество вывезенных единиц продукции до полного «погашения» сертификата. Таким образом, по всей видимости, восполняется недостаток полномочий по оперативному контролю и отсутствие четкого алгоритма действий с КС.

В этом свете определенно можно считать положительной динамикой регулирования предстоящие изменения в процедуре карантинирования.

С 1 января 2018 г. утратит силу прежний Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ, а процедура обращения карантинных сертификатов будет урегулирована более детально. Случаи их получения останутся прежними — вывоз продукции из КФЗ. Получать их также будет организация-поставщик при вывозе продукции из КФЗ. Все сведения о выданных КС будут храниться в единой электронной системе. При этом получатель продукции в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции обязан будет осуществить погашение сертификата. Предполагаем, что во исполнение этого требования будет разработан более подробный регламент, описывающий соответствующую процедуру. Однако по состоянию на конец ноября необходимые алгоритмы не изданы, сведений о готовности единой электронной системы к активной фазе работы нет.

Похожая ситуация наблюдалась и в части следования иным требованиям законодательства о карантине. В частности, ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ предусматривает необходимость немедленного извещения ведомства о доставке в адрес получателя подкарантинной продукции в установленном порядке (аналогичное требование существовало и в старом законе, однако без отсылки к специальному порядку). Форма такого извещения была утверждена приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390, вступившим в силу только 9 сентября 2017 г. До этого момента в практике неоднократно встречались попытки хозяйствующих субъектов отстоять позицию невозможности уведомления в силу отсутствия утвержденного порядка. Однако судебные инстанции придерживались иной трактовки — отсутствие нормативно установленной формы не освобождает от обязанности извещать в свободной форме с указанием необходимых сведений (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2017 № Ф02-2439/2017 по делу № А19-12695/2016).

До тех пор пока существуют неясности и противоречия, целесообразно обращаться за разъяснениями в надзорный орган и вносить предложения по практическому совершенствованию действующих процедур. Это позволит минимизировать риски возникновения спорных ситуаций.

Пиломатериалы представляют собой результат обработки древесины путем ее распиловки, а также при необходимости полировки для устранения шероховатости. Доску, брус и бревна чаще всего применяют для создания элементов мебели и при строительных работах (создании конструкций, зданий и сооружений).

Пиломатериалы из дуба

На законодательном уровне выдвигается множество требований к пиломатериалам. Основные из них следующие:

  • отсутствие шероховатости;
  • древесина не должна быть влажной;
  • на поверхности лесоматериала не должно быть явных изъянов и дефектов.

Фитосертификат: как можно получить этот документ?

Как получить фитосанитарный сертификат на пиломатериалы, вопрос интересующий множество производителей. Ведь для ведения удачного бизнеса обязательно подтверждение качества продукции. Именно для этого и предназначен фитосанитарный сертификат. Он подразумевает санитарно-эпидемиологическую проверку на отсутствие в дереве разнообразных насекомых и вредителей.

Если же предполагается дальнейший экспорт товара, то без фитосертификата никуда. Поскольку он входит в перечень разрешительной документации международного класса, позволяющей транспортировку и продажу пиломатериалов за границей. Карантинный сертификат на пиломатериалы также потребуется при таможенном оформлении. И по окончанию фитосанитарного контроля на таможне, обеспечивается повторный карантинный осмотр. При обнаружении каких-либо несоответствий и сомнений, лесоматериал могут проверить в лаборатории.

Фитосанитарный сертификат на лесоматериалы

В процессе выполнения заготовительных работ действия по обследованию продукции оказывает Инспекция по карантину растений. Срок обращения в данную организацию для дальнейшей проверки должен составлять не более пятнадцати дней до предполагаемого экспорта.

Читать дальше:  Кто первый подписывает договор заказчик или исполнитель

Фитосанитарный или карантинный паспорт на пиломатериалы необходим также для продукции, что только ввозится в нашу страну. Там также нужно оформить подкарантинный осмотр и получить освидетельствование о качестве пиломатериалов. Следовательно, получение такого рода сертификации обязательное условие вне зависимости от страны производства товара.

Российское законодательство не обязывает получать фитосертификат на производимые пиломатериалы, если продукция не будет вывозиться за пределы страны. Если реализация товара проводиться в России, то получение такого свидетельства добровольное решение. Таким образом, компания пытается доказать высочайшее качество и безвредность своего товара.

Важно! Кроме того, участие в тендере обязывает производителя отправить образец лесоматериала на экспертизу для получения сертификата.

Добровольная сертификация пиломатериалов проводится в специализированном органе по сертификации. Это учреждение обязательно должно пройти аккредитацию в Росстандарте на данный вид товара. Если вы решили не делать такой паспорт, специалисты рекомендуют написать отказное письмо в том же учреждении. Но если пиломатериалы придется ввозить на таможню Российской федерации, ее работникам надо будет объяснять, что карантинный сертификат в этом случае не нужен.

Какие документы нужны для получения фитосанитарного сертификата:

  • заявление;
  • копия свидетельства (обязательно заверенная у нотариуса) о том, что лицо, требующее получение паспорта на продукцию, зарегистрировано как юридическое лицо или частный предприниматель;
  • копия свидетельства (обязательно заверенная у нотариуса) о том, что лицо находится на учете в налоговой инспекции;
  • удостоверение личности особы, инициирующей сертификацию – паспорт;
  • документ, подтверждающий факт проведения профилактического фитосанитарного обеззараживания складских территорий;
  • согласие территориального управления Российского сельского хозяйственного надзора региона на ввоз пиломатериалов.

Другие сертификаты

Получение пожарного сертификата на пиломатериалы также не обязательно. Но если вы его сделаете, это будет только дополнительным достоинством вашего товара. Ведь это будет означать, что ваш лесоматериал безопасен для жизни и здоровья человека. А если же произойдет возгорание древесины, выделения ядовитых и токсических веществ не будет. Такая процедура увеличивает конкурентоспособность предприятия. Пожарная сертификация производится специализированными органами, ранее получившими аккредитацию Российской МЧС. В этом случае после проведения всех необходимых лабораторных анализов производителю будет выдан протокол испытаний пиломатериалов на пожарную безопасность.

Пожарный сертификат на лесоматериал

Для отечественного производителя можно также произвести оформление паспорта в международной системе стандартизации ИСО. В этом случае пиломатериал проверяется на соответствие международным стандартам, а не только нашим ГОСТам. Международная сертификация ИСО имеет ряд положительных моментов. А именно:

  • после получения данного документа можно говорить о стабильном качестве пиломатериала;
  • это значит, что производственный процесс создания товара максимально оптимизирован, а расходы сокращены к минимуму;
  • значительно повышается доверие строительного рынка к продукции такого производителя. Если он вкладывает деньги в свое производство, значит, пиломатериалы наивысшего качества;
  • сертификация ИСО обязательное условие участия в тендере, особенно если это делается на государственном уровне. То есть продукция будет использоваться в госзаказе;
  • это не рекомендация, а необходимое условие для повышения конкурентоспособности пиломатериалов, если их реализации будет выполняться за пределами страны.

Международный сертификат ИСО

На сегодняшний день мало добросовестного выполнения всех ГОСТов и правил производства пиломатериалов. Необходимо постоянно доказывать качество и безопасность своего товара, причем подтверждая все документально. И получение фитосанитарного сертификата на древесную продукцию тому подтверждение. Ведь проведенные лабораторные исследования позволят точно утверждать, что ваши доски и брус абсолютно безопасны. А человек, покупающий такой строительный материал, позаботился о собственной жизни и здоровье и окружил себя и своих родных безвредными материалами. Дополнительно можно делать еще несколько сертификатов, к примеру, пожарный или же международный образец ИСО. Это хоть и дополнительные затраты, но результат не заставит долго ждать. Сейчас люди уделяют особое внимание экологичности, а значит, готовы заплатить чуть дороже за действительно качественный товар.

Карантинный сертификат оформляется на растительную и животную продукцию для законности ее транспортировки и продажи. Этот документ является подтверждением, что продукция экологически безопасна. Древесина, пиломатериалы входят в список растительной продукции, которая подвергается обязательной проверке со стороны Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Карантинный сертификат на древесину оформляется на добровольной основе при подаче соответствующего пакета документов. Сертификат подтверждает качество и безопасность ввозимой древесины. Это особенно важно для тех поставщиков, чья продукция принимает участие в тендере и дорогом строительстве.

Тщательный контроль качества связан с тем, что пиломатериалы используются для строительства жилых помещений или для изготовления мебели. Древесина не должна оказывать отрицательное действие на человека, окружающую среду. Кроме этого фитосанитарная проверка проводится с целью выявления вредных пропиток или других веществ для обработки растительного сырья, а также для выявления насекомых-вредителей.

Не ранее, чем за 15 дней до вывоза древесины, следует обратиться в Инспекцию по карантину растений, которая находится непосредственно в месте заготовки древесины. Документ содержит следующую информацию:

  • регистрационный номер и дата выдачи,
  • отправитель и получатель,
  • пункт отправления и назначения,
  • наименование груза,
  • происхождение груза,
  • количество и маркировка,
  • номера и тип транспортных средств,
  • сведения о фитосанитарном состоянии растительного сырья,
  • указание карантинных фитосанитарных мероприятий, которые выполняются при погрузке, транспортировке, разгрузке, хранении, использовании.

Документ заверяется печатью и подписью должностного лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Поставщикам продукции следует помнить, что документ действителен в течение 15 дней. После того, как срок действия сертификата истек, необходимо пройти процедуру перерегистрации.

Наличие сертификата позволяет поставщику устанавливать более высокие цены на свою продукцию. Документально заверенная гарантия безопасности и качества привлекает серьезных покупателей и позволяет достойно конкурировать на международном рынке древесины. Добровольное оформление сертификата – залог успеха компаний, которые занимаются поставкой древесины и пиломатериалов.

Компания Кедровый Дом при строительстве бани из кедра или дома, всегда использует Алтайский кедр, подтвержденный карантинным сертификатом.

Оцените статью
Добавить комментарий