Комитент на осно комиссионер на усн документооборот

Несмотря на то что уже почти год действуют новые правила ведения документации по НДС для посреднических операций, поток писем от читателей с вопросами по данной тематике не уменьшается. Чтобы снять все вопросы, мы пошагово распишем, какие документы по НДС и в каком порядке заполняют стороны посреднического договора при осуществлении операций по реализации товаров в различных ситуациях.

Прежде чем переходить к рассмотрению конкретных ситуаций, условимся о следующем:

1) наиболее распространенными видами посреднических договоров при реализации товаров (работ, услуг) являются договор комиссии и агентский договор, по условиям которого агент ведет посредническую деятельность от своего имени. Так как к такому агентскому договору применяются правила договора комиссии (ст. 1011 ГК РФ), мы будем описывать документооборот по НДС комитента и комиссионера. По агентскому договору, в котором агент выступает от своего имени, документооборот будет аналогичным;

2) поскольку лица, применяющие ЕСХН, ЕНВД и УСН, плательщиками НДС не являются, при рассмотрении ситуаций, когда одна из сторон договора комиссии находится на специальном режиме налогообложения, мы будем говорить только о лицах, применяющих УСН. Все сказанное в отношении них применимо и к плательщикам ЕНВД или ЕСХН.

Комитент и комиссионер применяют ОСН

Рассмотрим, какие документы по НДС составляют комитент и комиссионер, если они оба являются плательщиками НДС.

Счета-фактуры

Счет-фактура выписывается при реализации товаров, а также при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). Реализацией товаров считается переход права собственности на них (п. 1 ст. 39 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 996 НК РФ при передаче товаров комиссионеру право собственности на них сохраняется за комитентом. Таким образом, поскольку реализации не происходит, при передаче товаров комиссионеру счет-фактура комитентом не составляется.

При реализации товаров комитента комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168, п. 1 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — Правила заполнения счета-фактуры), в нем указывается:

номер согласно собственной нумерации счетов-фактур комиссионера и дата, соответствующая дню выписки счета-фактуры комиссионером;

по строке 2 «Продавец» — полное или сокращенное наименование комиссионера (письмо Минфина России от 29.04.2013 № 03-07-09/15077);

по строке 2б «ИНН/КПП продавца» — ИНН/КПП комиссионера.

Все остальные графы и строки счета-фактуры заполняются комиссионером в обычном порядке, как при реализации собственных товаров.

Поскольку товар — собственность комитента, при его реализации комиссионером право собственности на товар к покупателю переходит от комитента. В пункте 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 арбитры указали, что НК РФ не установлены специальные правила в отношении момента определения базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с привлечением посредников. Поэтому комитент должен определять ее по правилам ст. 167 НК РФ (в день отгрузки товаров), обеспечивая в этих целях своевременное получение от комиссионера документально подтвержденных данных об отгрузке. Следовательно, комитент на основании п. 3 ст. 168 НК РФ обязан выписать счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки комиссионером товара покупателю. В связи с этим в договоре комиссии нужно обязательно прописать обязанность комиссионера сообщать об осуществленных отгрузках комитенту и срок, в который он должен это сделать.

В счете-фактуре, выписанном на основании данных комиссионера, комитент указывает:

номер согласно собственной нумерации счетов-фактур комитента и дату, соответствующую дню выписки счета-фактуры комиссионером покупателю товаров;

по строке 2 «Продавец» — полное или сокращенное наименование комитента;

по строке 2б «ИНН/КПП продавца» — ИНН/КПП комитента.

Остальные графы и строки счета-фактуры заполняются комитентом в обычном порядке. Выписанный счет-фактуру комитент передает комиссионеру.

Отметим, что Правила заполнения счета-фактуры разрешают комитенту выписать один сводный счет-фактуру на все отгрузки, совершенные комиссионером в один день. В этом случае комитент указывает в нем:

по строке 4 «Грузополучатель и его адрес» — полные или сокращенные наименования грузополучателей и их почтовые адреса (через точку с запятой);

по строке 6 «Покупатель» — полные или сокращенные наименования покупателей (через точку с запятой);

по строке 6а «Адрес» — места нахождения покупателей (через точку с запятой);

по строке 6б «ИНН/КПП покупателя — ИНН/КПП покупателей (через точку с запятой);

по графе 1 — наименования товаров, поставленных конкретному покупателю отдельными позициями;

по графам 2—11 — соответствующие данные из счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателям, по каждому покупателю отдельными позициями.

Помимо счетов-фактур на реализацию товаров комиссионер выписывает в адрес комитента счет-фактуру на свое вознаграждение по договору комиссии.

Книга продаж

Счет-фактура, который комиссионер выписал покупателям при реализации товаров комитента, не регистрируется в книге продаж комиссионера (п. 20 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — Правила ведения книги продаж)). Регистрации в ней подлежит только счет-фактура на сумму вознаграждения комиссионера (п. 3 Правил ведения книги продаж).

Комитент выписанный на основании данных комиссионера счет-фактуру записывает в свою книгу продаж. При этом в графах 9 и 10 «Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)» он указывает наименование комиссионера и его ИНН (подп. «м», «н» п. 7 Правил ведения книги продаж).

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

С 1 января 2015 г. плательщики НДС журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведут (п. 3, 3.1 ст. 169 НК РФ). Исключение — посредники, которые при осуществлении посреднической деятельности выставляют и (или) получают счета-фактуры. Такие посредники (независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет) обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Исходя из этого, комитент журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведет.

Комиссионер в рамках посреднической деятельности выставляет счета-фактуры. Поэтому он должен вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Полученный от комитента счет-фактуру комиссионер регистрирует во второй части журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (подп. «а» п. 11 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — Правила ведения журнала учета)). А в первой его части он регистрирует счет-фактуру, который он выписал в адрес покупателя при реализации товаров комитента (подп. «а» п. 7 Правил ведения журнала учета). При этом в графе 10 он указывает наименование комитента, в графе 11 — ИНН/КПП комитента, а в графе 12 — номер и дату счета-фактуры комитента, составленного им на основании данных комиссионера об отгрузке товаров.

Обратите внимание: счет-фактура, выписываемый комиссионером на сумму своего вознаграждения, в журнале учета не регистрируется (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комитент применяет УСН, комиссионер — ОСН

В данном случае никаких счетов-фактур при реализации товаров в рамках договора комиссии ни комитент, ни комиссионер не составляют. Комиссионер выставляет только счет-фактуру в адрес комитента на сумму своего вознаграждения по договору комиссии.

Счета-фактуры

Как мы уже указывали выше, при реализации комиссионером товаров комитента право собственности на них переходит к покупателю от комитента. В рассматриваемой ситуации комитент плательщиком НДС не является (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, комиссионер по операциям реализации товаров такого комитента НДС не исчисляет. Минфин России с этим согласен (письма от 01.04.2013 № 03-07-14/10455, от 22.07.2010 № 03-07-11/303).

Из положений п. 3 ст. 168 и п. 1 ст. 169 НК РФ следует, что счет-фактура выставляется в адрес покупателя при реализации товаров (работ, услуг), служит для предъявления исчисленного налогоплательщиком (комиссионером) НДС покупателю и является основанием для принятия покупателем этого НДС к вычету. Так как в нашей ситуации ни комитент, ни комиссионер по операциям реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора комиссии НДС не начисляют, получается что комиссионер — плательщик НДС по таким операциям счета-фактуры в адрес покупателей не выставляет. Минфин России подтверждает правомерность такой позиции. В письме от 22.01.2015 № 03-07-11/1698 он рассмотрел ситуацию, когда агент — плательщик НДС, действующий от своего имени, реализует товары принципала, применяющего УСН. Финансисты указали, что агент — плательщик НДС обязан выставить счет-фактуру только на сумму своего вознаграждения. А поскольку к агентскому договору применяются правила договора комиссии, сказанное Минфином справедливо и в отношении комиссионера — плательщика НДС.

Итак, ни комитент, ни комиссионер в рассматриваемой ситуации никаких счетов-фактур при реализации товаров по договору комиссии не составляют. Весь документооборот по НДС между ними сводится к выставлению комиссионером счета-фактуры в адрес комитента на сумму своего вознаграждения по договору комиссии. Этот счет-фактуру комиссионер регистрирует в книге продаж (п. 20 Правил ведения книги продаж). У комитента, применяющего УСН, данный счет-фактура нигде не регистрируется.

Отметим, что между комиссионером — плательщиком НДС и комитентом, применяющим УСН, может быть заключено письменное соглашение о несоставлении счетов-фактур (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Тогда комиссионеру не нужно будет составлять и выставлять счет-фактуру на свое вознаграждение. И никакого документооборота по НДС вообще не будет. В этом случае комиссионер зарегистрирует в книге продаж первичный учетный документ, подтверждающий совершение факта хозяйственной жизни (письмо ФНС России от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1066). Таким документом может быть бухгалтерская справка, содержащая расчет вознаграждения комиссионера.

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Как мы уже сказали, счет-фактура, выписываемый комиссионером на сумму своего вознаграждения, в журнале учета не регистрируется (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). В письме от 22.01.2015 № 03-07-11/1698 Минфин России это подтвердил.

А в письме от 02.04.2015 № 03-07-14/18223 финансисты указали, что если при реализации комиссионного товара счета-фактуры не выставляются, при осуществлении таких операций журнал учета не ведется.

Итак, поскольку комиссионер — плательщик НДС при реализации товаров комитента, применяющего УСН, счета-фактуры покупателям не выставляет, он журнал учета не ведет.

Комитент применяет ОСН, комиссионер — УСН

При осуществлении операций по реализации товаров комитент и комиссионер составляют и выставляют счета-фактуры в том же порядке, что и в ситуации, когда оба они являются плательщиками НДС. Комиссионер ведет журнал учета и ежеквартально представляет его в электронном виде в налоговую инспекцию.

Счета-фактуры

Поскольку комитент — плательщик НДС, реализация его товаров комиссионером облагается данным налогом. А значит, комиссионер должен выписать счет-фактуру, даже если он применяет УСН. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письма от 25.06.2014 № 03-07-РЗ/30534, от 01.07.2013 № 03-07-14/25028). Комиссионер заполняет этот счет-фактуру в порядке, предусмотренном п. 1 Правил заполнения счетов-фактур. Его данные комиссионер передает комитенту, который на их основании оформляет свой счет-фактуру на реализацию товаров.

Читать дальше:  Воровство вандализм порча чужого имущества относятся к

Таким образом, документооборот по НДС в части счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров по договору комиссии, в рассматриваемой ситуации аналогичен документообороту комитента и комиссионера, являющихся плательщиками НДС.

Так как комиссионер плательщиком НДС не является, счет-фактуру на свое вознаграждение по договору комиссии он не составляет.

Книга продаж

Согласно п. 20 Правил ведения книги продаж в ней не регистрируются счета-фактуры, выписанные комиссионером при реализации товаров комитента. Следовательно, комиссионер, применяющий УСН, книгу продаж при осуществлении посреднической деятельности не ведет.

Комитент выписанный на основании данных комиссионера счет-фактуру регистрирует в своей книге продаж. В графе 9 он указывает наименование комиссионера, а в графе 10 — его ИНН (подп. «м», «н» п. 7 Правил ведения книги продаж).

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Поскольку при осуществлении посреднической деятельности комиссионер, применяющий УСН, выставляет счета-фактуры, он должен вести журнал учета (п. 3.1 ст. 169 НК РФ) в том же порядке, как и комиссионер — плательщик НДС.

Отметим, что согласно п. 5.2 ст. 174 НК РФ лица, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880@ «О порядке представления декларации по НДС, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за I квартал 2015 года» сказано, что направление вышеуказанными лицами журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур осуществляется в рамках документооборота по представлению отдельных документов в налоговые органы (12 ДО), утвержденного приказом ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/535@, с применением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Комитент журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не ведет.

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой — «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Если комиссионер — «упрощенец»…

В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер — «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1], комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы — всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента — на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2].

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3].

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры — ни выставленный комиссионером, ни полученный им — в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

Читать дальше:  Агентский договор на оказание консультационных услуг

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Если комитент — «упрощенец»…

Если организация, применяющая УСН, по условиям договора комиссии является комитентом, у нее возникает еще больше проблем, чем у «упрощенца»-комиссионера. При этом основные трудности связаны с особенностями признания доходов и расходов при УСН.

Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер и ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Налоговом кодексе. В частности, в розничной торговле. Поэтому на практике возник спор: как расценивать торговлю по договору комиссии в случае, если она осуществляется в розницу? Как отдельный вид деятельности — посреднические услуги или как розничную торговлю товарами?

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.

Читалка

Комитент на УСН. Комиссионер – на общей системе налогообложения

опубликовано: № 28 (1038) — июль 2012, добавлено: 18.07.2012

Тематики: НДС Упрощенная система налогообложения

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

ООО (производственное предприятие, УСН, доходы – расходы) выступает комитентом, передавая через комиссионера (ОСН) покупателю (ОСН) свою продукцию на реализацию.

Какова в этом случае ситуация с НДС? Насколько велики налоговые риски у всех трех предприятий?

Согласно ст. 990 ГК РФпо договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью комитента (ст. 996 ГК РФ).

То есть при передаче комитентом товаров на реализацию комиссионеру переход права собственности на эти товары не происходит, и этот момент очень важен для целей налогообложения.

Реализация услуг является объектом налогообложения НДС (п.

Комитент на УСН, комиссионер — общережимник: что с НДС у покупателя?

А реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В связи с этим комиссионер, осуществляющий от своего имени реализацию товаров (работ, услуг) комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, НДС по таким товарам (работам, услугам) не исчисляет.

Это подтверждает и Минфин РФ в письме от 22.07.2010 г. № 03…

  • Использование агентских и посреднических договоров

Согласно ст.167 Налогового кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Между тем в классической структуре финансовых и товарных потоков продукция может реализовываться через региональные представительства либо напрямую клиентам, расположенным на удаленных территориях. При заключении с ними договора поставки возникает необходимость уплаты НДС при отгрузке товара. Перечисление налога на добавленную стоимость в этом случае можно отсрочить, если продавать ценности не напрямую, а через агента, заключив с ним агентский договор на продажу.
Второй вариант оптимизации налога на добавленную стоимость представляет собой налоговую

Читать дальше:  Должностные обязанности заместителя директора по ахч

схему с использованием посреднических договоров. Она позволяет применять такие соглашения для того, чтобы отсрочить НДС и налог на прибыль. В данном случае торговая деятельность

заменяется посреднической. Таким образом, снимается с предприятия-посредника «груз» НДС с авансов и с неоплаченных нагрузок. В свою очередь, данная схема дает комитенту (принципалу) возможность отсрочить момент уплаты НДС и налога на прибыль до момента отгрузки конечному покупателю. Благодаря уменьшению выручки посредники минимизируют налоговые риски и могут вообще впоследствии перейти на УСН.
Юридическое обоснование налоговой схемы следующее:
Налоговая база может быть определена только при наличии объекта налогообложения, то есть реализации товаров, работ или услуг (ст.146 НК РФ).

При заключении договора агентирования (ст.1005 ГК РФ) либо комиссии (ст.990 ГК РФ) право собственности на товар к агенту или комиссионеру не переходит.

Комиссионер на ОСНО, реализующий товары комитента на УСН, НДС покупателю не предъявляет

Следовательно, при отгрузке либо передаче товара агенту (комиссионеру) не возникает объекта налогообложения, а следовательно, и обязанности уплаты НДС.

У рассмотренной схемы есть определенные нюансы. Например, комиссионер должен

прилагать копии или оригиналы подтверждающих документов по производственным расходам к своему отчету о выполнении поручения. Очень важно качественно оформлять все документы. Нежелательно, чтобы комитент (принципал) имел задолженность перед комиссионером (агентом).

К тому же при использовании рассматриваемой схемы существует риск переквалификации договора.

  • Оптимальное построение рекламной кампании

С 1 января 2006 года рекламные подарки стоимостью не более 100 рублей каждый (без

учета НДС) не облагаются налогом (пп.25 п.3 ст.149 НК РФ). Т.е. подарки с более высокой стоимостью под налогообложение подпадают. При этом многие бухгалтеры испытывают трудности при расчете расходов на единицу рекламного подарка. Однако рекламную акцию можно попросту «спрятать» от налоговых инспекторов. Изменить ее суть, например, вместо лозунга «Покупателям двух упаковок порошка — третья в подарок» написать так: «Три упаковки порошка — по цене двух». В этом случае фирма не раздает товары бесплатно. Она продает их со скидкой, размер которой равен стоимости подарка. Такая формулировка поможет избежать спора с налоговыми инспекторами и судебного разбирательства.

При этом нужно учитывать один нюанс. Цены по «льготным» товарам могут более чем на 20 % отклоняться от цен на ту же продукцию, которую вы продаете обычным образом. Налоговики захотят доначислить налог и пени, исходя из рыночных цен. Чтобы этого не случилось, надо заранее оформить маркетинговую политику и подробно расписать в ней необходимость таких льготных продаж (п.3 ст.40 НК РФ). В частности, этот шаг может быть обусловлен продвижением товаров на новые рынки или стимулированием спроса.

  • Договор товарного кредита вместо договора купли-продажи в рассрочку

Стремясь минимизировать суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате в бюджет, многие компании используют товарный кредит. Совершая крупную сделку, организации нередко предоставляют покупателю возможность рассчитаться в рассрочку. В этом случае есть смысл вместо договора купли-продажи оформить договор товарного кредита. Это поможет сократить сумму НДС, которую компания должна заплатить в бюджет.

Договор товарного кредита предусматривает, что кредитор передает заемщику товары на определенный срок (ст.822 ГК РФ). При этом заемщик обязуется возвратить заимодавцу равное количество вещей того же рода и качества (ст.807 ГК РФ).
До 1 января 2006 года существовали две противоположные точки зрения по поводу начисления НДС в таких ситуациях. Одни специалисты считали, что в рамках договора товарного кредита реализация не происходит и, соответственно, начислять налог не нужно. Другие, в том числе специалисты ФНС России и Минфина России, настаивали на том, что раз при передаче и возврате товарного кредита переходит право собственности на ценности, следовательно, возникает объект обложения НДС.
Первую позицию (реализация отсутствует) обосновывают с помощью следующих аргументов. Для целей исчисления НДС реализацией признается передача права собственности на товары (работы,

услуги) на возмездной или безвозмездной основе (п.1 ст.39, пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).
При предоставлении товарного кредита заимодавец не получает денежные средства в оплату переданного имущества и не передает его безвозмездно. Полученное заемщиком имущество подлежит возврату заимодавцу в сроки, обусловленные договором товарного кредита. Это не позволяет рассматривать передачу имущества по договору товарного кредита как реализацию. Таким образом, объекта налогообложения НДС не возникает.
Кроме того, согласно п.3 ст.39 НК РФ передача имущества не признается реализацией товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер. Определение инвестиций дано в Законе РСФСР от 26.06.1991г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности» и в Федеральном законе от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Под инвестициями понимается имущество, вкладываемое в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. У тех, кто придерживался противоположной позиции, другие доводы. При выдаче товарного кредита право собственности на передаваемые ценности переходит от заимодавца к заемщику (ст.807 ГК РФ). Следовательно, у первого возникает объект обложения НДС (п.1 ст.39, п.1 ст.146 НК РФ). Организация-заимодавец выписывает счет-фактуру, в которой выделяет сумму НДС. С одной стороны, организация вынуждена начислить налог при передаче ценностей, с другой — у нее появляется возможность

зачесть налог, предъявленный заемщиком при возврате ценностей.
Точку в споре поставил Федеральный закон от 22.07.2005г. № 119-ФЗ, внесший изменения в главу 21 Налогового кодекса РФ. С 2006 года НДС можно принять к вычету без фактической оплаты.

  • Договор долевого инвестирования вместо договора подряда

Оптимизации налога на добавленную стоимость можно достичь путем замены договора подряда на договор долевого инвестирования. По инвестиционному договору (или, как его часто называют, договору долевого участия в строительстве) инвестор передает фирме-застройщику

деньги, одна часть которых идет на строительство, а другая является вознаграждением застройщика. В обмен на свой вклад инвестор получает определенную долю в возведенном здании.

Предмет и существенные условия договора строительного подряда содержатся в ст.740 ГК РФ, в которой говорится, что подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Правовая основа этих двух видов договоров различна, поэтому отличается и налогообложение. Согласно пп.4 п.3 ст.39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ, услуг передача имущества, если она носит инвестиционный характер. Поэтому, если сторонами заключен договор об инвестировании, платить НДС со стоимости переданного инвестору объекта не придется, так как нет реализации. Для целей налогообложения прибыли инвестиционный вклад в расходы включить нельзя. Причина в том, что для застройщика деньги, полученные от инвестора, считаются средствами целевого финансирования и по пп.14 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ не включаются в доходы. А п.17 ст.270 Кодекса гласит, что средства, переданные в рамках целевого финансирования, инвестор не вправе включить в расходы. Отметим, что такой же точки зрения придерживаются и чиновники (см. Письмо Минфина России от 23.11.2004г. № 07-05-14/306). Таким образом, инвестиционный вклад при любой классификации договора не имеет для инвестора никаких налоговых последствий.

Если же по заданию инвестора (заказчика) строит объект недвижимости подрядчик, можно говорить о заключении договора подряда. В этом случае подрядчик в составе стоимости выполненных работ предъявит налог на добавленную стоимость со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из правовой основы договора исходит и арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 03.11.2004г. по делу № А11-9700/2003-К2-Е-4160/350 указано, что передача дольщиками взносов на строительство объектов носила инвестиционный характер и не могла признаваться реализацией услуг, а значит, объект налогообложения НДС отсутствует.

Если организации выгоднее воспользоваться вычетом в другом налоговом периоде, то можно воспользоваться следующим способом. Нужно перенести не сам вычет, т.е. момент, когда уже все условия для его получения выполнены, а момент приобретения права на вычет. Сделать это можно, изменив дату получения счета-фактуры в документах организации, ведь в соответствии с Налоговым кодексом РФ право на вычет налога возникает в том периоде, когда получен счет-фактура, а товарно-материальные ценности, предназначенные для использования в деятельности, облагаемой НДС, оприходованы.

Можно перенести и момент оприходования товара, например, на основании увеличения времени для проверки его качества. При этом, необходимость тщательной проверки товара надо обосновать, например, в приказе директора. Датой оприходования товара в этом случае будет дата составления акта о приеме товаров по форме № ТОРГ-1.

Основное средство будет считаться принятым к учету, когда будет отражено на счете бухгалтерского учета 01 «Основные средства». А до этого момента оно будет числиться на счете бухгалтерского учета 08 «Вложения во внеоборотные активы». И учтено оно там будет до тех пор, пока не будет введено в эксплуатацию.

Следовательно, если перенести дату ввода в эксплуатацию, можно перенести и вычет НДС на другой налоговый период. Споров с налоговиками в этой ситуации быть не должно: по мнению и Минфина (Письмо от 16.05.2006г. № 03-02-07/1-122), и ФНС (Письмо от 05.04.2005г. № 03-1-03/530/8), при отражении основного средства на счете 08 применить вычет НДС нельзя.

  • Выбор момента определения налоговой базы

Изменения в ст.167 Налогового кодекса, указывающие момент определения налоговой базы при исчислении и уплате НДС, обязали платить налог по ранней дате отгрузки либо оплаты товара. Между тем в классической структуре финансовых и товарных потоков продукция может реализовываться через региональные представительства либо напрямую клиентам, расположенным на удаленных территориях. При заключении с ними договора поставки возникает необходимость уплаты НДС при отгрузке товара. Перечисление налога на добавленную стоимость в этом случае можно отсрочить, если продавать ценности не напрямую, а через агента, заключив с ним агентский договор на продажу.

Второй вариант оптимизации налога на добавленную стоимость представляет собой схему с использованием посреднических договоров. Она позволяет применять такие соглашения для того, чтобы отсрочить НДС и налог на прибыль. В данном случае торговая деятельность заменяется посреднической. Таким образом, снимается с предприятия-посредника «груз» НДС с авансов и с неоплаченных нагрузок. В свою очередь, данная схема дает комитенту (принципалу) возможность отсрочить момент уплаты НДС и налога на прибыль до момента отгрузки конечному покупателю.

Благодаря уменьшению выручки посредники минимизируют налоговые риски и могут вообще впоследствии перейти на УСН.
Юридическое обоснование схемы следующее. Согласно ст.167 Налогового кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Между тем налоговая база может быть определена только при наличии объекта налогообложения, то есть реализации товаров, работ или услуг (ст.146 НК РФ).

Оцените статью
Добавить комментарий