Коммерческие организации с государственным участием

О проекте

Разделы:

О проекте оценки государственного сектора экономики

На данном сайте приводятся наши оценки размера государственного сектора российской экономики и его динамики по годам, начиная с 2000 г. Данный сектор состоит из трех компонентов: компаний с государственным участием (КГУ), сектора государственного управления (СГУ) и государственных унитарных предприятий (ГУП). Совокупная доля государственного сектора в ВВП включает оценку вклада каждого компонента. Методика оценки их размера также публикуется на данном сайте.

КГУ представляют собой компании, в которых государству прямо или косвенно принадлежит не менее 10% акций (долей). Это соответствует подходам OECD к определению данного типа компаний, что позволяет сравнивать приводимые нами показатели доли российских КГУ в ВВП, капитализации и численности занятых с аналогичными индикаторами других стран. Количественные параметры сектора КГУ рассчитаны на основе обширной выборки данных по компаниям.

Вклад СГУ характеризует стоимость государственных услуг, оказываемых обществу за плату и бесплатно. Оценка доли СГУ в ВВП осуществляется по данным сектора государственного управления в системе национального счетоводства.

Приводимые данные позволяют оценить размеры и динамику государственного сектора, их влияние на экономику и финансовый рынок. Отдельные компоненты размера государственного сектора экономики в России могут сравниваться с аналогичными показателями других стран. Часть из таких сравнений приводится на данном ресурсе. В то же время наиболее сложным объектом международных сравнений остается доля КГУ в ВВП. Мы надеемся, что наша работа создаст дополнительные импульсы для разработки унифицированной международной методики, позволяющей проводить аналогичные расчеты в других странах.

Согласно нашим исследованиям, доля государства в ВВП на 2018 год составляет 46%. В опубликованном агенством Moody’s докладе от февраля 2019 года, доля госсектора в российской экономике оценивается в 40-50% (РБК), что соответствует нашим результатам

Надеемся, что наши данные, несмотря на объяснимые для таких случаев допущения, будут полезны в исследовательских проектах, при разработке мер экономической политики, в учебном процессе и в других направлениях их использования.

Изучение государственного сектора и его влияния на экономику и финансы является важным направлением научной деятельности нашего подразделения. Мы предполагаем регулярно обновлять данный ресурс и дополнять его свежей информацией.

УТВЕРЖДЕН
решением Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г., протокол № 4

П Е Р Е Ч Е Н Ь
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных
государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития

Группа 1 — компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "РусГидро"

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

Открытое акционерное общество "Холдинг МРСК"

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

Открытое акционерное общество "Газпром"

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту

Открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока"

Открытое акционерное общество "Аэрофлот — российские авиалинии"

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот")

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Читать дальше:  Eveest пришло письмо уведомление о подготовке иска

Открытое акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

Открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Открытое акционерное общество "Автоваз"

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева"

Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи"

Закрытое акционерное общество "Акционерная компания "Алроса"

Группа 2 — компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие — Гидроприбор"

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема — Агат"

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

ФГУП "Космическая связь"

ФГУП "Почта России"

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.12.2018 2018-12-21

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Леонова И. В. Участие государства в структуре капитала компании // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 248-251. — URL https://moluch.ru/archive/237/54985/ (дата обращения: 02.09.2019).

В современной российской экономике сложилась ситуация, когда существуют отрасли, в которых государственное участие в структуре капитала занимает ведущее место, в частности: энергетика, железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, добыча полезных ископаемых, банковский сектор, пенсионные и страховые фонды.

Участие государства в структуре капитала компаний можно разделить на три группы: [1]

1) компании, в которых государству принадлежит пакет в размере 100 %;

2) компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;

3) компании, в которых государство выступает миноритарным акционером.

1) При сохранении государством 100 % капитала компании, что объясняется стратегической важностью отраслей, в которых они функционируют, государство направляет и координирует работу компаний через своих уполномоченных в акционерном обществе.

В государственных компаниях отсутствует собрание акционеров. Его заменяет совет директоров, который создается государственным органом. Данный совет осуществляет контроль над деятельностью исполнительного органа в обществе, который формируется государством.

2) Компании, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, являются компаниями со смешанной собственностью.

Анализируя смешанную собственность, важно подчеркнуть, что наряду с отнесением организаций к определенным группам по доле собственности государства, также происходит процесс отнесения организаций к двум категориям: публичным и непубличным. Публичные и непубличные акционерные общества различаются в размещении и обращении акций на фондовый рынок, что корректирует корпоративное управление. Компании, публично обращающие свои акции на фондовом рынке, вынуждены сталкиваться с повышенными требованиями к раскрытию данных и корпоративному управлению. Для таких предприятий, акции которых в открытом доступе, особую значимость также приобретают взаимоотношения государства и миноритарных акционеров. Выступая в роли доминирующего акционера, государство может действовать вразрез с интересами миноритарных акционеров и способствовать принятию необходимых государству решений на общем собрании акционеров при отсутствии учета мнения миноритариев. Государство также имеет возможность контролировать совет директоров и его состав. Государство может иметь и другие политические и государственные задачи, реализация которых затрагивает интересы миноритарных акционеров.

Читать дальше:  Должностная инструкция мастера строительного участка

Государство заинтересовано в восприятии его акционерами как прозрачного и предсказуемого субъекта, который всецело соблюдает их права. Уважая права миноритарных акционеров, государство положительно влияет на свою репутацию, в результате чего изменяются котировки акций и привлекаются инвестиции с внешних рынков. Размещение акций государственных компаний на рынке привело к увеличению влияния государства на экономику, так как появилось средство воздействия на нее в более широких масштабах.

Акционерные общества с государственным участием управляются уполномоченными государством в органах управления акционерного общества (чаще всего, это госслужащие). В таких организациях создается собрание акционеров, которое обеспечивает принятие решений посредством большинства голосов его членов.

Представитель государства играет важную роль в организации. Он не является простым контролером, представляющим государство. Представитель является также активным участником управления, который вырабатывает политику компании, реализует ее, принимает решения, занимается разработкой стратегии развития компании. В том числе через представителей государством оказывается воздействие на величину и направленность инвестиций и на другие аспекты деятельности компании с государственным участием. При управлении предприятием государству необходимо обеспечить баланс интересов всех сторон — держателей акций.

3) Компании, в которых государству не принадлежит контрольный пакет акций.

В этой ситуации государство выступает в роли обыкновенного акционера, который получает прибыль от собственности — дивиденды. Имея в собственности часть акций организации, государство имеет возможность реализовать одну из важнейших функций менеджмента в управлении государственной собственностью — «отрицательный контроль», заключающийся в том, что совету директоров общества необходимо учитывать мнение государства в принятии важных постановлений. Минимальный пакет акций дает возможность государству запрашивать созыв внеочередного собрания акционеров для обсуждения необходимых вопросов и призывать проверки финансовой деятельности компании ревизионной комиссией.

В случаях если в акционерных обществах с минимальной долей государства не предусмотрено право «золотой акции», уполномоченный государства имеет возможность существенно повлиять на принятие важных решений через создание блоков с другими инвесторами.

Нет сомнений, государство, являясь собственником в том или ином акционерном обществе, вносит особенности в корпоративное управление, в том числе в случаях, если государство обладает небольшим пакетом акций. Государство через своих представителей имеет все рычаги воздействия на стратегическую политику компании для достижения своих целей, но принятие и реализация решений зависят, в том числе, и от других акционеров.

Благодаря государственным компаниям государство становится активным участником финансового рынка, способным влиять как на экономику страны в целом, так и на показатели эффективности деятельности компаний.

Рис. 1. Количество акционерных обществ, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (ред. от 20.11.2018) [2]

Читать дальше:  Инструктор по физической культуре профессиональный стандарт

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при оценке уровня государственного участия в национальной экономике, является сравнение эффективности деятельности частных предприятий и компаний, контролируемых государством. Проведенный анализ показывает, что на уровне крупнейших отраслевых компаний нельзя сделать однозначный вывод о преимуществах той или другой стороны. [3]

Список акционерных обществ, входящих в перечни:

  1. Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», г. Москва
  2. Акционерное общество «ДОМ.РФ», г. Москва
  3. Акционерная компания «АЛРОСА», г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
  4. Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», г. Москва
  5. Внешторгбанк, г. Москва
  6. Газпром, г. Москва
  7. Международный аэропорт Шереметьево, г. Москва
  8. Нефтяная компания «Роснефть», г. Москва
  9. Современный коммерческий флот, г. Москва
  10. Российские железные дороги, г. Москва
  11. Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей», г. Москва
  12. Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», г. Королев, Московская область
  13. Корпорация «Росхимзащита», г. Москва
  14. «Первый канал», г. Москва
  15. «РОСНЕФТЕГАЗ», г. Москва
  16. «Зарубежнефть», г. Москва
  17. Объединенная судостроительная корпорация, г. Санкт-Петербург
  18. Росагролизинг, г. Москва
  19. Российский Сельскохозяйственный банк, г. Москва
  20. РусГидро, г. Красноярск
  21. Системный оператор Единой энергетической системы, г. Москва
  22. Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы, г. Москва
  23. Российские сети, г. Москва
  24. Открытое акционерное общество «Объединенная зерновая компания», г. Москва
  25. Корпорация «Московский институт теплотехники», г. Москва
  26. Открытое акционерное общество «Росгеология», г. Москва
  27. Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», г. Москва
  28. «Российские ипподромы», г. Москва
  29. Роскартография, г. Москва
  30. РОСНАНО, г. Москва
  31. ГЛОНАСС, г. Москва
  32. Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», г. Москва
  33. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество), г. Симферополь, Республика Крым
  34. Акционерное общество «Гознак», г. Санкт-Петербург
  35. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк», г. Москва.
  1. Концерн «Океанприбор», г. Санкт-Петербург
  2. Концерн «Моринформсистема-Агат», г. Москва
  3. Росспиртпром, г. Москва
  4. «Центр технологии судостроения и судоремонта», г. Санкт-Петербург
  5. «Концерн «Научно-производственное объединение «Аврора», г. Санкт-Петербург
  6. Государственная акционерная компания «Оборонпромкомплекс», г. Москва
  7. Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», г. Санкт-Петербург
  8. Приокский завод цветных металлов, г. Касимов, Рязанская область
  9. Производственное объединение «Кристалл», г. Смоленск
  10. Новороссийский морской торговый порт, г. Новороссийск, Краснодарский край
  1. Государственная транспортная лизинговая компания, г. Москва
  2. Трансинжстрой, г. Москва
  3. Корпорация развития Северного Кавказа, г. Ессентуки
  1. Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных, пос. Быково, Московская область

Система управления публичными государственными активами децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов власти.

Для оценки участия государства в структуре капитала компании вводится показатель «Эффективная доля государства» — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур. [4]

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Оцените статью
Добавить комментарий