Консалтинговые услуги в сфере управления образованием

Консалтинг в области образования направлен на изучение, оценку и в дальнейшем решение вопросов, которые связаны, прежде всего, с предоставлением образовательных услуг тому, кто в этом нуждается.

По направленности своей деятельности консалтинг в системе образования разделяется на две четко разграниченные индивидуальными понятиями группы.

Виды консалтинга в области образования

К первой группе относятся услуги, оплачиваемые из государственного бюджета или же так сказать «своего кармана» коммерческой организации. В данной категории будут подробно рассматриваться и, конечно же, решаться такие вопросы, как:

  1. Профессиональная переподготовка кадрового состава персонала предприятия (насколько это необходимо и в течение какого периода времени будет актуально к проведению);
  2. Оценка разработанных компанией или уже существующих образовательных планов (в какой степени они подразумевают привлечение прибыли для фирмы-клиента, их доказанная эффективность);
  3. Какую школу по развитию бизнеса выбрать (ключевые критерии, преимущества, недостатки, примеры в сравнении), где лучше всего провести переквалификацию своих ценных сотрудников (обзор, краткое резюме наиболее популярных мест), какой тренинг провести, чтобы это мероприятие принесло свои ожидаемые и, естественно, положительные результаты.
  4. Оказание помощи в выборе образовательных программ из существующего множества.

Ко второй категории предоставляемых образовательным консалтингом услуг относятся продукты трудовой деятельности, в которых остро нуждаются обучаемые организации.

Для таких объектов в сфере знаний достаточно серьезное значение отдается решению следующих актуальных вопросов:

  1. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать возможности клиента (оценить, выделить основные моменты, вынести краткое, но содержательное заключение);
  2. Дальше нужно выделить путь, по которому будет продолжать свое успешное развитие организация-заказчик (наиболее выгодный, обладающий великолепной перспективностью);
  3. Каким образом подготовить преподавательский и тренерский составы для фирмы (как разработать специальную программу для этого, осуществить правильный подход, направить в нужное русло свои профессиональные знания);
  4. Оказать содействие в формировании управленческой системы, учитывая при этом в обязательном порядке изменяющиеся условия на рассматриваемом рынке.

Необходимо помнить о том, что при оказании образовательных услуг (общее для всех, специальное профильное, в дополнении к другому типу учебного процесса), консалтинговое учреждение напрямую участвует в обсуждении вопросов и проблем технологий учебного происхождения.

Что входит в консалтинг в области образования?

На самом деле, чтобы иметь возможность реализовывать свои проекты, нужно включить в себя вот такие элементы:

  1. Анализ степени потребности в программах обучения;
  2. Наблюдение, проверка и контроль, установленные, непосредственно, за имеющимися у человека знаниями;
  3. Поиск и выбор самых лучших из всех ныне предложенных проектов в области образования;
  4. Оценка конечных результатов процесса обучения;
  5. Набор преподавательского состава;
  6. Организация всевозможных семинаров, бизнес-конференций и сотрудничество с ними;
  7. Разработка и предоставление готовых успешных бизнес-планов по открытию обучающих учреждений, носящих как коммерческий, так и нет характер;
  8. Активное обучение имеющихся в составе кадров педагогов;
  9. Налаженный сбыт услуг в учебном сегменте;
  10. Прочие составляющие.

Образовательный консалтинг является особо ценным из всех существующих направлений деятельности, потому что в данном рассмотренном примере он позволяет достичь высокого качества в сфере образования, сделать его уникальным в своем роде, адаптировать к современным требованиям, а это значит привлечь больше квалифицированных специалистов, показать всем его востребованность.

Консалтинг в образовательной организации

Анализ консалтинговых услуг в сфере управления образованием

Предоставление актуальной информации, способствующей принятию решений по проблемам, связанным с развитием ОУ.

-сбор, анализ и синтез информации о факторах внешней и внутренней среды объекта консультационной деятельности;

-сбор информации о стратегии и векторах развития процессов модернизации образования;

-анализ специфики ОУ и путей реализации государственной политики в сфере образования; -сбор, анализ и оценка эффективности возможных решений и альтернатив, проектов, результатов деят-ти ОУ

Создание необходимой теоретической и практической информационной базы для решения проблем, связанных с развитием и модернизацией процесса образования в ОУ

-Критический анализ проблемной ситуации и анализ потенциальных возможностей и угроз.

-выявление противоречий, симптомов, проблем;

-постановка проблем, построение «дерева проблем» и определение приоритетов в их решении.

Разработка рекомендаций и принятие оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации.

проектирование различных форм взаимодействия между администрацией и коллективом ОУ

-построение «дерева целей», тактическое (ситуационное) и стратегическое;

-проектирование процессов развития образования;

-разработка проектов, программ и планов деятельности педагогического и ученического коллективов.

Создание базы конкретных рекомендаций и технологических карт

-Определение и реализация корпоративной и конкурентной стратегии ОУ;

-Контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников ОУ, осуществляющих модернизацию образовательных

-разработка комплекса мероприятий операционного характера, функциональных стратегий (информационной, экономической, кадровой);

-управление проектами на фазе их планирования и подготовки;

-координация деятельности в течение проекта, ответственность за завершение проекта;

-создание команд, творческих групп, организация их деятельности для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ, связанных с процессами модернизации образования;

-мотивирование персонала на участие в инновационных образовательных процессах.

-создание оптимальных информационно-методических условий для реализации проектов;

-создание оптимальных кадровых ресурсов для реализации проектов;

-создание предметной развивающей образовательной среды и материальных условий

и осознание актуальных проблем развития ОУ,

поиск новых идей,

оценка собственных возможностей и ограничений, построение проектов возможных изменений

-организация и проведение различных обучающих, развивающих и диагностических мероприятий на основе современных образовательных технологий;

-контроль за своевременным прохождением курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки членами педагогического коллектива;

-организация рефлексии деятельности по вопросам модернизации образования

-экспертиза полученных результатов

Разработка системы управленческо – педагогического консультирования в образовательной организации: цель, направления, основные мероприятия, ожидаемые результаты.

Читать дальше:  Договор купли продажи автомобиля на запчасти образец

Управленческое консультирование – это один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: степени квалифицированности консультантов, отношения к ним руководителей ОУ, возможностей педагогического коллектива, степени взаимопонимания и взаимодействия консультантов, руководителей школы, педагогов.

Основная цель управленческой деятельност и направлена на увеличение степени самостоятельности педагога, формирование у него умения осознавать и решать возникающие в профессиональной деятельности затруднения и препятствия. Объектом управленческой деятельности должны стать сами затруднения, личностные препятствия в деятельности педагога. Задачи управленческой деятельности: развить позитивную Я – концепцию, научить педагогов самостоятельно принимать решения и осуществлять рефлексию.

помощь в формировании и развитии образовательной среды, обеспечивающей эффективные пути разработке рекомендаций по их реализации;

помощь выявлению управленческих проблем и решения учебно-воспитательных задач;

содействие повышению педагогического мастерства;

помощь в определении содержания управленческой культуры педагогических кадров;

осуществление сотрудничества с педагогическим коллективом школы в режиме саморазвития на научно-профессиональной основе;

осмысление содержания и разработка технологий внедрения педагогического взаимодействия ;

участие в построении продуктивного процесса инноваций и нововведений.

Основные направления деятельности:

Экспертный сервис (научно-методический аудит),

Ожидаемый результат: переход от прямого управления процессом (консультации, беседы) к косвенному, когда администрация ОУ несет ответственность за процесс, а педагог отвечает за намерения и действия.

Добиться реализации поставленной цели можно через осуществление следующих мероприятий:

Результаты диагностики позволят определить тип затруднения.

1.типичное (общее) для педагогов школы;

2.типичное (общее) для группы педагогов школы;

3.наиболее значимое для данного педагога (более всего влияет на его результаты труда.

Профессиональные затруднения первого типа решаются в процессе работы над методической темой школы, подготовки и проведения педагогических советов. Затруднения второго типа устраняются в процессе работы во временной творческой группе. Снять затруднения третьего типа можно только в процессе самообразования педагога.

Анализ выявленных затруднений.

Выявление: а) группы затруднения (личностная, организационная, методическая); б)плоскости проблемы (когнитивная, эмоциональная, поведенческая); в)уровня затруднения (временное, хроническое, кризисное)

Создание плана решения проблемы

Выбор метода преодоления профессионального затруднения (поэтапное обучение деятельности,; побуждение, совет; одобрение, переживание успеха; переубеждение).

2.Включение членов педагогического коллектива в процесс управления инновациями

Создание проектных групп, нацеленных на выполнение социально значимого для конкретного ОУ заказа.

Руководство проектом осуществляется на принципах соуправления команды и администрации.

В принятии решений и постановке новых целее образовательного проекта принимают участие все члены проектных команд

В основу управления инновационным процессом положен коллегиальный стиль, повышение управленческой культуры, мотивированность на инновации всего педагогического коллектива.

Организация педагогами новаторами Консалтингового центра.

Основными направлениями деятельности консалтингового центра являются:

трансляции педагогического опыта по использованию образовательных технологий на уроках, занятиях элективных и факультативных курсов.

Оказание консалтинговых услуг по освоению и использованию образовательных технологий на уроках и во внеурочное время. Центр может работать

на трех уровнях:

для участников Консалтингового центра;

для педагогов учреждения образования; для

Такая значимая методическая организация в системе методической службы школы способна оказывать действенную помощь администрации по управлению инновационными процессами.

3. Программа деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.

Программа развития инновационного потенциала педагогического коллектива является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности.

выявление степени готовности педагогического коллектива к освоению новшеств

Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (приложение 1)

Зам. директора по УВР

II этап. Подготовка педагогов к внедрению инноваций

Цель этапа: обобщение и распространение имеющегося инновационного опыта педагогов ОУ, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

1.Создание информационного поля: формирование банка школьных инноваций; обеспечение педагогов школы литературой по развитию инновационного потенциала; проведение семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам.

2.Выявление основных направлений инновационной деятельности

3.Выбор педагогами школы инновационных проектов, участие в которых позволило бы развить инновационный потенциал

Зам. директора по УВР; Центр информатизации, Методический совет.

III этап. Создание инновационной среды в коллективе.

Цель этапа: обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению инноваций.

1Внесение изменений в структуру методической службы ОУ:

создание временных творческих коллективов (Проектных групп, Творческих мастерских, Экспериментальных лабораторий, Консалтингового центра).

2.Повышение профессионального мастерства учителей через систему постоянно действующих семинаров, мастер-классов, круглых столов.

3.Развитие проектно-исследовательских умений учителей через семинары – практикумы, действующие на базе школьного Консалтингового центра, сетевые сообщества учителей, сотрудничество с другими ОУ

4. Организация взаимодействия уроков, презентации проектов, творческих отчетов, ярмарок педагогических идей и т.д.

5. Стимулирование педагогов к инновационной деятельности: материальное поощрение педагогов – премии за проведённое методическое мероприятие, открытый урок, участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференциях, конкурсах различного уровня и т.д.

Доплаты за участие в инновационной, экспериментальной деятельности.

2. Моральное поощрение. Предоставление к наградам.

6.Совершенствование структуры управления в условиях работы в инновационном режиме, привлечение педагогов к принятию управленческих решений.

7.Постепенное изменение характера нововведений: от локальных, до комплексных, касающихся всех сторон деятельности ОУ.

8.Акцент в деятельности методической службы на экспериментальную работу.

Администрация школы, руководители проектных, творческих объединений, педагоги

IV этапа. Аналитический.

Выявление проблем, сопутствующих процессу инновационного развития, и поиск путей их решения.

1.Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

2.Установление причин несоответствия желаемого и реального уровней развития инновационной среды.

3.Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Администрация школы, педагогический коллектив.

Предлагаемая модель методической службы способна трансформировать статус общеобразовательного учреждения инновационного типа в обучающуюся организацию. Обучающаяся организация, это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования. Только в такой организации может иметь место эффективная реализация ФГОС нового поколения.

Читать дальше:  Астраханская энергосбытовая компания узнать задолженность

Гусева Марина Николаевна

преподаватель экономических дисциплин, Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М. Е. Черепановых, г. Нижний Тагил

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется высокой неопределенностью, противоречивостью, нестабильностью и оценивается специалистами как кризисная. Вместе с тем, очевидна повышенная инновационная активность во всех сферах социальной жизни, обусловленная изменением социальных доминант, интенсификацией информационных процессов, что является предпосылкой выхода из кризиса.

Сегодня инновационная деятельность в России — неотъемлемый компонент существования любого успешного образовательного учреждения. Стремительные условия развития общества диктуют необходимость адаптации профессионального образования к потребностям для коммерческих организаций (предприятий). Настало время пересмотреть статус профессионального образования, чтобы оно стало престижным в сфере инновационной перестройки экономики России. И для этого у системы СПО есть все предпосылки [1].

Инновации, инновационные образовательные процессы являются сегодня объективной реальностью, существенными элементами развития системы специального профессионального образования; разнообразны инновационные проявления педагогической практики, инновационных технологий обучения, формирующихся в рамках гуманистической парадигмы образования. Инновационные технологии, которые используются в экономике, бизнесе, но могут быть применимы тогда, когда требуется совершенствование, развитие конкретного образовательного учреждения.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, в том числе и специально профессионального. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников [7, с. 36].

Профессиональное образование развивается в тесном взаимодействии со всеми отраслями экономики. Целевая направленность профессионального образования обусловливает его преимущественную ориентацию на обеспечение профессиональной реализации личности, а, следовательно — на удовлетворение интегрированной потребности личности и общества, то есть потребности в получении образования и потребности в кадровом потенциале.

По степени новизны можно выделить следующие виды инноваций, наиболее ярко проявляющиеся в системе СПО:

Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий.

Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т. д. [7, с. 45].

Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности [7, с. 48].

Идеологические инновации: эти инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознаний необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

Инновационные процессы в образовании положительно сказываются на индивидуализации подрастающего поколения, но почему-то «прогрессивная часть человечества» в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения. В основном процесс инновации широко распространен среди частных школ, а государственные образовательные учреждения лишь формально относятся к новшествам.

Инновации в сфере управления, больше чем в других сферах, позволили компаниям осуществить переход к новым принципам деятельности. Но все же только у некоторых компаний имеется в наличии хорошо отлаженный механизм их осуществления.

Инновации в управлении — это новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями: создание новой управляющей системы, гибкой структуры управления, определение новых структурных взаимосвязей, полномочий, должностных обязанностей (маркетингу, диагностике, менеджер центра платных дополнительных услуг, руководители временных творческих групп), подготовка и переподготовка управленческого персонала СПО (организационно-деятельностные игры управленческих кадров) [4, с. 23.].

Инновации в обучении — это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата, внедрение современных педагогических технологий, формирование ключевых компетентностей, внедрение информационных технологий в образовательный процесс [6, с. 35].

Инновации в подготовке и переподготовке кадров — это новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования, дистанционное обучение, создание интегральных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп (менеджеров образования, экспертов), профессиональное развитие педагогических кадров, развитие профессиональной компетентности администрации (менеджеров), формирование профессиональной компетенции преподавателей, диагностики потребностей преподавателей в повышении квалификации, планирование профессиональной карьеры преподавателей, обучение преподавателей компьютерной грамотности, создание проблемных творческих семинаров, стратегических команд, подготовка преподавателей к участию инновационной деятельности, организация системы наставничества, повышение психологической компетентности педагогов, проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов, разработка портфолио педагогов, совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности [4, с. 78].

Инновационные процессы в профессиональном образовании должны быть первыми на пути рыночной экономики и получать солидные дивиденды на базе новых технологий. Инновационные процессы в профессиональном образовании не должны понести провала в экономическом развитии страны. Поэтому инновационные процессы в профессиональном образовании имеют большие возможности совершенствоваться квалифицированными кадрами среднего профессионального образования.

Читать дальше:  Безработными могут быть признаны женщины в возрасте

Консалтинг в образовании основан на системе социальных проб и мониторинге оценки результативности учителя — новатора: участие в профессиональных и творческих конкурсах, курсы повышения квалификации, качество знаний по предмету, оценка внешних общественных институтов. Инновационная деятельность побуждает педагогов к совершенствованию форм, методов, средств, приемов стимулирования, поддержки и активизации личностного роста учащихся, к поиску адекватных образовательных программ, методик, технологий и способствует созданию конкретному инновационному образовательному пространству учителя — словесника, профессио­нальному самосовершенствованию, повышению продуктивности саморазвития личности педагога [2].

Одним из инновационных направлений является консалтинговая деятельность в образовании. В сфере образования консалтинг — в новинку. К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют специалисты в области образовательного кадрового консалтинга. Консалтинговые услуги в области образования могут включать в себя такие составляющие: как: оценка потребности в обучении, анализ альтернатив реализации образовательно-тренинговых проектов, организация корпоративных проектов по обучению, подготовка специалистов по обучению (бизнес-тренеров), разработка проектов и бизнес-планов создания обучающих центров, как внутри­корпора­тивных, так и коммерческих, коучинг руководителей и специалистов образовательных учреждений, проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ по актуальным проблемам развития системы СПО.

Образовательный консалтинг — это набор социально-технологических приемов и методов, используемых для проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования работников. Процесс консультирования включает в себя: диагностику, выработку рекомендаций, содействие во внедрении проекта — это один вид консультирования. Другой — направлен на то, чтобы организация сама выработала нужные для ее развития решения. В этом случае роль консультанта сводится к тому, чтобы с помощью специальных средств, процедур создать условия для разработки плана действий. Но идеальным является такой способ консультирования, который, с одной стороны, приводил бы к запуску механизма самоорганизации и саморазвития; с другой — означал бы совместную деятельность по решению какой-либо проблемы [3, с. 38].

Однако консалтинг может касаться и не только основной деятельности ОУ. В основном предлагаются консалтинговые услуги в тех направлениях, которые традиционно важны для любой организации.

Оценка персонала. С помощью современных методик оцениваются деловые и профессиональные качества специалистов. Применяется с целью принятия кадровых решений, грамотной расстановки кадров, формирования кадрового резерва на управленческие должности.

Мотивация персонала. У директоров СПО гораздо больше методов мотивации и стимулирования своих сотрудников, чем может показаться на первый взгляд. Анализ и особенности специалистов дает возможность составить программу мотивации, эффективную для конкретного учебного заведения и директора.

Разработка маркетинговой стратегии. Здесь нужна продуманная маркетинговая стратегия: начиная от изучения потенциальных «клиентов» до создания собственного имиджа среднего профессионально образования. Особенно это востребовано и с введением платных образовательных услуг.

Диагностика организации. Консультант может провести так называемую организационную диагностику профессионального образования. В ходе этой работы будет проведен анализ особенностей организационной культуры, психологического климата, оргструктуры управления и т. д. Могут быть сделаны акценты на особых параметрах по запросу руководства. Отчет по результатам диагностики содержит также ряд конкретных рекомендаций [3, с. 68].

Здесь перечислены лишь основные направления сотрудничества с организационными консультантами.

Любая организация, проходя через изменения, чаще всего реагирует на них выставлением барьеров против этих изменений. Существует ряд факторов, препятствующих внедрению инновации в образовательный процесс в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования:

  • не подготовленность к инновационной деятельности педагоги­ческих кадров. У многих педагогов дополнительного образования отсутствует педагогическое образование, чаще всего у них специальное — профильное.
  • возрастной состав педагогов — пенсионного и предпенсион­ного возраста, нежелание с их стороны перестраивать процесс обучения.
  • слабая и практически отсутствующая технически-информационная база.
  • невозможность прохождения специализированных курсов повышения квалификации педагогами в связи с недостаточным финансированием учреждений дополнительного образования.

Современный педагог среднего специального учебного заведения должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, умением их применять на своих занятиях. Примером внедрения прогрессивных педагогических технологий является Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М. Е. Черепановых» — старейшее в России и на Урале среднее специальное учебное заведение, которое в 2009 году отметил свой 300 летний юбилей. Колледж стал единственным в Свердловской областисредним специальным учебным заведением, победившим в конкурсном отборе средних специальных учебных заведений, реализуя инновационную образовательную программу «Формирование инновационной образо­вательной среды в условиях частно-государственного партнерства с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для высокотехнологичных производств ОАО «Нижне­тагильский металлургический комбинат» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

В конкурсе «Золотая медаль „Европейское качество“» в номинациях «100 лучших образовательных учреждений СПО и НПО России» и «Директор года — 2011» «Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е. А. и М. Е. Черепановых» стал победителем.

Таким образом, среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования, развивается как звено в системе непрерывного образования, призванное удовлетворять потребности личности, производства, общества и государства в получении гражданами после среднего образования и профессио­нальной квалификации специалиста среднего звена, но в период инновационных преобразований многие образовательные учреждения не готовы самостоятельно данные изменения внедрять и не всегда могут это сделать самостоятельно, поэтому необходима поддержка извне. В качестве такой поддержки могут выступать консультанты.

Оцените статью
Добавить комментарий