Логопедическая комиссия в детском саду как проходит

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

К тому же, слыша о группе коррекции в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении), у родителей возникает чувство, что их любимое чадо принимают за умственно отсталого. И они, отбросив голос разума, стремятся всем доказать обратное. Хотя заключение логопеда – первый шаг к устранению дефекта. Ведь чем раньше выявлено нарушение, тем легче с ним справиться.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.
Читать дальше:  Какие документы должны быть у экспертной организации

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.

Всем привет, сегодня расскажу вам о наших занятиях с логопедом в детском садике, а также немного о логопедической комиссии.

Прежде, чем описать нашу историю, расскажу о том, какие вообще бывают виды помощи деткам с логопедическими проблемами.

Если Вы наблюдаете какие-то проблемы с развитием речи у своего ребёнка, Вам нужно пройти комиссию и в зависимости от ее результатов Вашего ребёнка могут определить в:

  • логопункт или дефпункт — занятия в саду с логопедом, то есть ребенок ходит в обычную группу в садике плюс дополнительно занимается с дефектологом. Так исправляются мелкие недостатки.
  • логопедическая группа или логгруппа — специальная группа в детском саду, в которой гораздо меньше деток, чем в обычных группах (12 против 25). В таких группах все детки с нарушениями речи. Логогруппа может быть в саду, который ребенок уже посещает либо, если в вашем саду нет таких групп/нет мест, придется переводить ребенка в другой сад.
  • логопедический сад, где существуют различные логопедические группы в зависимости от нарушения речи, которое следует исправить.

Следует отметить, что родитель может отказаться от логопедического сада. Только, стоит ли?

Как было у нас

В прошлом году (в апреле) мы прошли логопедическую комиссию в своём детском саду и по хорошему стечению обстоятельств с сентября 2015 года начали заниматься с логопедом.

Доминика хотели определить в логопедический сад, мол, не только не выговаривает буквы, но и не всегда верно произносит окончания слов и т.д. Я отказалась, сказала, что мы будем заниматься с логопедом-дефектологом в нашем детском садике, а также дополнительно будем посещать логопеда на платной основе. (Ниже я написала причину отказа.)

Конечно, мне сказали, что не факт, что хватит мест в саду, так как мы будем в средней группе, а первостепенно детки на логопункт к логопеду будут набираться из старших групп. Но я рискнула и не прогадала. Нам в некотором смысле повезло, потому что в наш садик устроилась ещё одна прекрасная логопед-дефектолог, с которой мы начали заниматься.

Целый год Доминик занимался с логопедом в саду. 2 раза в неделю проводились занятия по подгруппам, 2 раза — индивидуальные. Также мы посещали логопеда дополнительно. Занятия проходили индивидуально 2 раза в неделю на платной основе.

За этот год Доминик научился произносить все буквы, кроме «р». Чему я несказанно рада! Конечно, он не всегда употребляет эти звуки в словах, иногда произносит их мягко. Но он научился их произносить, а теперь постепенно вводит с нашей помощью их в свой лексикон.

Логопедическая комиссия

И в понедельник, 25 апреля, в детский сад пришла комиссия, чтобы проследить успеваемость деток, определить, кому ещё необходимы занятия в следующем году, а кого можно снять с логпункта. В справке нам написали заключение: общее недоразвитие речи (3 ст), стёртая дизартрия. Остаемся еще на дефпункте, ну, это я и так знала.

Правда, я в эти комиссии не верю совсем. Ведь они тратят времени на одного ребенка 5-10 минут. А для того, чтобы действительно проверить все компоненты речи — звуки, грамматика, связная речь, слоговая структура, лексический запас, необходимо несколько дней индивидуального общения с ребенком.

Касаемо детей, которые уже посещали логопеда, проще. Так как логопед знает, каких результатов ребенок добился, а также в чем ещё стоит подтянуться, на какие моменты обратить внимание. А если это первичный осмотр? Как за 10 минут можно обследовать ребенка да еще диагноз поставить?

Мой совет тем родителям, дети которых уже ходят в сад и у которых в садике должна быть логопедическая комиссия. Обязательно идите вместе со своим ребенком!

Такие комиссии ходят по садам весной и касаются детей, которые посещают садик и которым исполнилось 4 года. По результатам комиссии Вам могут предложить перевести ребенка в логопедический сад, логопедическую группу или поставят на логопункт.

Читать дальше:  Кто имеет право опломбировать счетчики электроэнергии

Я не имею ничего против логопедического садика, сама в такой ходила последний год перед школой, но все зависит от множества факторов. Одним из которых является не только развитие речи, но и общее развитие ребенка.

Например, нам на самой первой комиссии предложили перейти в логопедическую группу, но в нашем саду такой нет. Нужно было переводить ребенка в другой сад. Снова адаптация, новый коллектив. Нам очень нравится наш сад, наша группа и наши воспитателя. Поэтому мы решили нанять платного логопеда.

Но также следует отметить, что перед данной комиссией я ходила на консультацию к логопеду в поликлинику, где Доминик 20 минут общался со специалистом. Потом я начала у нее расспрашивать, что у него нужно подтянуть, нужна ли на логогруппа либо хватит дефпункта. Специалист попался отличный и подробно мне рассказала, что да как. Ответила на все мои вопросы. Поэтому я была уверенна в своём отказе переводить ребенка в другой сад.

Но повторюсь, для многих деток такая группа будет отличным решением. В таких группах с детками занимаются ежедневно, у них будет лучше подготовка. Знаю, из личного опыта.

Немного про пособия для детей по развитию речи тут.

Итак, если Вашему ребёнку 5 лет, на что стоит обратить внимание?

  1. употребление предлогов, особое внимание уделить сложным предлогам, таким как из-под, из-за, между, со, над, под.
  2. как называются детёныши животных, например, у волчицы — волчёнок, а у коровы — телёнок.
  3. образование прилагательных из существительных, например, матрешка из дерева (какая?) — деревянная.
  4. образование притяжательных прилагательных, например, нора лисы (чья нора?) — лисья или грива льва (чья грива?) — львиная.
  5. подбор антонимов или игра «скажи наоборот», например, день — ночь, низко — высоко.
  6. образование множественного числа существительных в родительском падеже, например, стул (много чего?) — стульев или дерево (много чего?) — деревьев.
  7. согласование существительных с числительными (счет до 5), например, 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев.
  8. развитие слоговой структуры слова, то есть проговаривание словосочетания/предложения без перестановки/пропуска слогов или звуков, чётко произнося все звуки. Например, велосипедист едет на велосипеде.
  9. чистоговорки C-Ш, например, Саша спешит за сосновыми шишками. Чистоговорки З-Ж, например, заржавел железный замок. Чистоговорки на Л-Р, например, Лара играла на рояле.

Также необходимо выучить с ребёнком небольшое стихотворение (6-8 строк).

У Доминика наибольшее затруднение вызывал пункт 4, на вопрос «чья грива?» он отвечал: «Льва!» — и, в принципе, был прав . В остальном же, все было хорошо.

На этой положительной ноте позвольте распрощаться. Напоследок задам Вам несколько вопросов. А ваши детки проходили логопедическую комиссию? Нужна ли логгруппа или дефпункт?

Если есть ко мне вопросы, пишите в комментариях к статье, отвечу всем, помогу, чем смогу. До встречи!

С Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) я сталкивалась уже дважды. За последнее время многое в системе приема детей в спецсады изменилось к лучшему. Система стала проще, прозрачнее и честнее.

Для того, чтобы попасть в логопедический сад, нужно получить одобрение специальной комиссии, которая решит, действительно ли ваш ребенок нуждается в помощи логопеда, невролога и психолога. На эту комиссию вас должны направить два врача — логопед и невролог. Во время оформления медицинской карты для детского сада вы приходите к ним и рассказываете о своих проблемах и сложностях. Как правило, они никому не отказывают. Если первому моему ребенку, действительно, была необходима помощь логопеда, то второй проходил с большим натягом. Но вредничать никто не стал. И логопед, и невролог поставили какой-то несерьезный диагноз от балды, чтобы просто попасть на ПМПК. Направления от этих специалистов должны выглядеть вот так.

Так же понадобится выписка из истории болезни, которую выдает участковый педиатр.

В этими тремя справками далее отправляетесь к заведующей. Она на их основании выдает самый главный документ — непосредственно направление на ПМПК.

Далее вы заходите на сайт Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы, окружного центра психолого–медико–социального сопровождения (ocpsmds.mskob). И в разделе «Электронная запись на ЦПМПК» встаете в очередь на ближайшую возможную дату.

Очередь на ПМПК составляет в среднем 1-2 месяца. Поэтому записаться на нее можно заранее, еще до того, как вы соберете все необходимые для нее документы. Так же надо иметь в виду, что комплектование детских садов начинается уже после 15 февраля. Поэтому, если вы хотите попасть в садик получше, надо уже к этому моменту иметь заключение ПМПК о зачислении вас именно в логопедический сад. А поэтому проходить предсадиковскую диспансеризацию лучше заранее и не ждать весны.

Читать дальше:  Льготы по семипалатинскому полигону в алтайском крае

Логопедические сады есть двух видов. В одни принимают только детей, нуждающихся в логопедической помощи. Другие же практикуют смешанные группы. Т. е. там есть и здоровые, и больные дети. В первые сады вас запишут только есть у вас уже есть на руках одобрение ПМПК. Поэтому, если сад, в который вы хотите попасть именно такой, то к 15 февраля у вас все уже должно быть на руках, иначе мест потом может уже не остаться.

Исключение составляют только семьи, в которых в подобный сад уже ходит первый ребенок. В таком случае вашего второго ребенка обязаны туда взять в любом случае. Его так же отправят на ПМПК. Но даже если его признают полностью здоровым и не нуждающимся в помощи, он все равно будет посещать логопедический сад. Просто индивидуальных занятий с логопедом у него не будет.

С 2014 года ежегодная ПМПК обязательна для всех посещающих логопедические сады. Даже для тех, кому раньше не надо было этого делать. Каждый год весной во все подобные детские сады выезжает комиссия, которая проверяет, необходимость продолжения логопедической и психологической помощи для каждого ребенка на будущий год. Все стало гораздо строже, чем было раньше. Многих детей отсеивают в обычные сады. Поэтому всегда лучше выбирать именно сады со смешанными группами. Чтобы, если вашему ребенку отменять логопеда, он все равно остался в том же садике, и чтобы его не переводили в другое дошкольное учебное заведение.

А теперь непосредственно о психолого–медико–социальной комиссии. Проводится она в специальных центрах помощи и развития, где проходят занятия с детьми с различными умственными, генетическими и психологическими отклонениями. Раньше они располагались только на ул. Фадеева. Теперь же после оптимизации появилось несколько филиалов по Москве.

Мы были в первый раз на Фадеева, а потом в филиале на Фрунзенской.

На ул. Фадеева все гораздо серьезнее. Тестировали ребенка сразу 4 человека. Видимо, и психолог, и логопед, и педагог, и кто-то еще. Ребенка отводят от родителей на другой конец комнаты, сажают его спиной к ним и беседуют наедине. Там мне ничего не объясняли. Просто после собеседования сказали, что ребенку дадут направление в профильный сад. Мол, езжайте домой и ждите распределения. В направлении было просто написало, что у нас общее недоразвитие речи. Ни точного диагноза, ни причин, ни точных рекомендаций дано не было. Наверное, предполагалось, что мне обо всем должны рассказать в саду при поступлении. Но и там никто ничего не сказал. Я долгое время думала, что ребенку просто необходим логопед для постановки звуков. А оказалось, что у нас, оказывается, довольно тяжелая неврологическая патология и ею нужно было заниматься параллельно с посещением сада. Поэтому старайтесь сразу после собеседования как можно больше узнать о вашем диагнозе и необходимых методах лечения.

Филиал на Фрунзенской набережной сравнительно очень небольшой.

Комиссию проводят только два человека. Один беседует с мамой. Другой в это же время с ребенком.

Туда мы ходили с моим вторым ребенком, у которого, как мне казалось, никаких проблем с развитием вообще не было. Я, если честно, думала, что комиссию мы не пойдем. Однако же меня эти две женщины проконсультировали так грамотно и подробно, что я им до сих пор очень благодарна. Они единственные из всех врачей, которых мы посещали за три года, почти с первого взгляда определили у нас генетическую патологию, о которой я даже и не догадывалась. И на которую не указал и не обратил наше внимание ни один хренов специалист до этого. Нам срочно посоветовали обследоваться у генетика. И их предположения полностью подтвердились. Оказалось, что нам спецсад показан гораздо больше, чем многим другим.

Поэтому, прежде чем окончательно выбрать детский садик, я всем советую серьезно рассмотреть вариант с логопедическим ДУ. Во-первых, группы в таких садах не больше 15 человек, из которых по-факту треть обычно отсутствует. Это благоприятно сказывается и на качестве обучения, и на частоте болезней, и на безопасности. Во-вторых, бесплатный логопед никогда не помешает. А в-третьих, что самое главное, я всем советую пройти ПМПК. Просто так, на всякий случай. Потому что, даже если вы считаете, что с вами все в порядке, и все невропатологи это подтверждают, как показала практика, это может быть совершенно не так. Здесь очень грамотные люди совершенно бесплатно лишний раз проверят вашего ребенка. Даже если вы никуда не пройдете, то просто будете спокойны.

Если же вас направляют в садик компенсирующего вида, то за всеми документами придется поехать в главный офис компании — на Орликов переулок д. 8.

Там вас выдадут самый главный документ со всеми рекомендациями и предписаниями именно для вашего ребенка, с которым вы уже идете непосредственно в садик, в который хотите попасть.

Оцените статью
Добавить комментарий