Минимальная ширина дороги для двухстороннего движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, какой должна быть ширина полосы автомобильной дороги в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно считают, что существует единая цифра, которой должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако на самом деле это не так. Существуют несколько факторов, влияющих на размеры полосы. Именно они и будут рассмотрены сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог". Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — "в населенном пункте" и "вне населенного пункта". И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Ширина полосы движения, м Категория дороги Описание
4,5 V Дорога с одной полосой движения. Такие дороги могут использоваться для подъезда к отдаленным деревням с небольшим количеством жителей.
3,75 IА, IБ, IВ, II (c 2 полосами) IА, IБ, IВ — широкие дороги (с 4 полосами и более), имеющие разделительную полосу. Это самые скоростные дороги в России.
II (c 2 полосами) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5 II (с 4 полосами), III II (с 4 полосами) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — двухполосная дорога, на которой нет железнодорожных переездов и пересечений с трамвайной линией (только путепроводы).
3 IV Двухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, размеры полос в ГОСТ варьируются в широких пределах (3 — 4,5 метра). Причем легковой автомобиль на такой полосе помещается без проблем, т.к. даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2-х метров.

Еще раз напоминаю, что указанные размеры не распространяются на городские улицы.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, иногда на дорогах можно встретить полосы движения, ширина которых не соответствует стандартам. В это случае следует руководствоваться дорожной разметкой, нанесенной на проезжей части, а не теоретическими значениями. Ведь в случае ДТП сотрудники ГИБДД и судья будут смотреть на фактическое состояние проезжей части, а не на теоретическое.

Однако в некоторых случаях имеет смысл "разобраться" с неправильной разметкой на проезжей части.

Например, вне населенных пунктов мне довелось встретить полосу движения, которая постепенно сужалась и в итоге ее ширина составила около 1,5 метров. Естественно, автомобили на такой полосе не помещались и им приходилось частично выезжать на соседнюю.

Если Вам на практике встретилось что-то подобное, то проблему можно решить. Причем это не очень сложно. Для этого достаточно написать обращение в местную организацию, занимающуюся содержанием дороги. И самым сложным при этом является поиск этой организации, т.к. в каждом регионе используется собственное название.

Читать дальше:  Может ли учитель истории преподавать обществознание

Тем не менее, если у Вас возникли сложности на этом этапе, то просто напишите обращение в местную администрацию (администрацию города, района, префектуру и т.п.). В тексте обращения можно указать следующее:

Около дома 18 по улице Ленина в городе Москва нанесена сплошная линия разметки. При этом ширина крайней правой полосы (направление — в центр) составляет 2,24 метра и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Прошу исправить организацию дорожного движения на данном участке (нанести новую разметку).

Подобное обращение — это хороший способ исправить недостатки организации дорожного движения.

Ширина грунтовой дороги является одним из важнейших параметров, которые оказывают влияние на движение автомобилей, наряду с типом покрытия, величиной продольных уклонов и радиусом поворота. Она составляет обычно от двух до девяти метров, чем более интенсивное предполагается движение, тем больше должна быть и ширина трассы для того, чтобы ее использование было комфортным.

Также нужно учитывать, что при интенсивном движении грунтовые дороги любой категории быстро разрушаются. Сколько конкретно времени занимает этот процесс, зависит от типа грунта и степени увлажненности дорожного полотна. Чем шире будет дорога, тем дольше при прочих равных условиях будет идти процесс разрушения. А вот небольшая однополосная грунтовка может полностью прийти в негодность довольно быстро.

Разновидности и типы дорог

Существуют три основных категории дорог:

  • дороги I категории — трассы шириной 33 м, по которым за час проезжает более 100 автомобилей;
  • дороги II категории — дороги шириной 22 м, количество автомобилей — от 15 до 100;
  • дороги III категории — дороги шириной 19 м, по которым в течение часа проезжает не более 15 машин.

Также все дороги можно делятся на 7 основных типов:

  • Автострады: дороги с покрытием, выполненным из асфальтобетона или цементобетона. Толщина такого покрытия может достигать полуметра. Количество полос в каждом направлении дороги этой категории — от двух до пяти, ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Усовершенствованные шоссе: такие дороги имеют твердое основание и прочное покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина трассы — не меньше шести метров, таким образом, автомобили могут двигаться в два ряда. Интенсивное движение транспорта на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Шоссе: основание такой трассы выполнено из песка, камня или твердых грунтов, в качестве покрытия используются асфальт, а также гравий, щебень и шлак, которые обрабатываются вяжущими составами. Ширина дорожного полотна, как правило, находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы на трассе могли разъехаться встречные автомобили. Транспорт моет передвигаться по таким дорогам в течение всего года.
  • Улучшенные грунтовые дороги: дороги этой категории представляют собой профилированные трассы без твердого основания и без покрытия. Грунт при строительстве может быть улучшен гравием, щебнем или песком, также широко применяется обработка грунтов вяжущими веществами для придания дороге прочности и долговечности. Такие трассы требуют регулярного обслуживания для поддержания их в пригодном к использованию состоянии. По этим дорогам в течение почти всего года может передвигаться мало- и среднетоннажный транспорт.
  • Грунтовые дороги (проселочные дороги): непрофилированные дороги без покрытия. Как правило, они используются в качестве трасс, которые соединяют небольшие населенные пункты или служат выездом из такого населенного пункта на основную дорогу. Проходимость проселочной дороги сильно зависит от характеристик грунта, его увлажненности и климатических условий. Ширина их, как правило, не превышает пяти метров, но может составлять и 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: представляют собой дороги местного назначения, пригодные для эпизодического передвижения по ним транспорта. Как правило, они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные пути и вьючные тропы: могут представлять собой основные пути передвижения в малонаселенных районах, особенно горных или пустынных. Такие тропы пригодны только для пешего передвижения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между шоссе и тропами по всем параметрам, в том числе и по ширине.

Двухполосные и однополосные грунтовые дороги

Грунтовые дороги различаются по количеству полос движения и по их ширине. Последний параметр определяется в зависимости от габаритов автомобилей, которые будут по ним перемещаться. Стандартный вариант — двухполосная грунтовка, в большинстве случаев при этом хватает ширины от 5 до 9 метров. В таком случае два автомобиля всегда смогут разъехаться на ней, а сама трасса будет дольше сохраняться в пригодном для использования состоянии за счет того, что на каждый квадратный метр дорожного полотна будет приходиться меньшая нагрузка.

Читать дальше:  Карякина наталья владимировна учитель школы номер 1

Однако сооружение такой широкой дороги — дело достаточно затратное. Поэтому часто в случаях, когда не предполагается интенсивное движение автомобилей по трассе, строятся однополосные грунтовки шириной до 7 метров. Также нужно иметь в виду, что в случае, если ширина дороги составляет от 9 до 4 метров, через каждые 300-400 метров на всем протяжении трассы должны быть расположены ровные расширенные площадки — разъезды для встречного транспорта.

Если же вы, к примеру, собираетесь построить дорогу непосредственно до своих ворот, и использовать ее будете только вы, вполне достаточно будет и однополостной грунтовки шириной до двух метров.

В профиле грунтовки любой категории можно выделить три основные части, из которых и складывается полная ширина дорожного полотна:

  • ось дороги — располагается по центру дорожного полотна, представляет собой высшую точку дорожного полотна;
  • бровка насыпи — участок, который прилегает вплотную к оси дороги и находится на уровне чуть ниже ее;
  • откос — самый низкий участок дорожного полотна, расположенный непосредственное перед кюветом.

Для создания профиля необходимо использовать грейдер. Нож в форме дуги позволяет легко создать необходимый уклон. Чем больше ширина трассы, тем меньше должен быть угол этого уклона, узкая трасса, соответственно, в поперечном профиле должна быть должна быть более крутой.

Выбор ширины грунтовой дороги

Решение о том, какое количество полос должна иметь трасса, нужно принимать, исходя из предполагаемой интенсивности движения и бюджета. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Более широкие трассы сложнее в строительстве, и обойдется сооружение такой дороги гораздо дороже, однако они обеспечивают максимальное удобство для автомобилистов, так как позволяют им разъехаться, не прекращая движения и не сбавляя скорости. На однополосных трассах для этого приходится останавливаться на разъездах.

Также более широкая дорога более затратна в обслуживании. Для поддержания трассы в хорошем состоянии нужно регулярно проводить соответствующие работы — срезать колею, формировать уклон для отвода воды с дорожного полотна, чистить кюветы, чтобы влага уходила с дорожной насыпи как можно быстрее.

Однако за счет того, что широкая грунтовка дольше сохраняет свои свойства, поскольку на каждый квадратный метр более широкого дорожного полотна приходится меньшая нагрузка, расходы на ее обслуживание, скорее всего, окажутся сопоставимыми с затратами на ремонт узкой трассы. В итоге они даже могут оказаться меньше. Таким образом, узкая грунтовка дешевле обходится при строительстве, но требует к себе большего внимания в процессе эксплуатации и может в итоге оказаться дороже в обслуживании.

При проведении подготовительных мероприятий перед строительством грунтовой дороги необходимо продумать не только необходимую ширину самого дорожного полотна, но и ширину водоотводов — боковых канав, которые необходимы для перехвата и отвода влаги от полотна. В том случае, если трасса строится в местности с явно выраженным уклоном, боковая канава устраивается только с нагорной стороны, и общая ширина дороги вместе с водоотводом будет меньше.

Водопропускные трубы

Водопропускные трубы используют при строительстве любых дорог, в том числе и грунтовых. Они проходят под дорожных полотном перпендикулярно направлению трассы и обеспечивают эффективный дренаж дорожной насыпи. Устраиваются водопропускные трубы, как правило, в местах, где проходят ручьи или небольшие реки. В некоторых случаях, особенно при строительстве шоссе и улучшенных шоссе, используются трубы больших диаметров, в которых можно обустроить дренажную систему и подземный переход.

При сооружении небольшой грунтовой дороги, когда строительство мостов нецелесообразно, водопропускные трубы станут отличным выбором. Также они являются единственным вариантом для трасс, имеющих небольшую высоту дорожного полотна, то есть для большинства грунтовок. При устройстве такого водовода важно правильно подобрать длину такой трубы с учетом ширины дорожного полотна и его категории.

Лучше, если она будет не менее, чем на четыре метра превышать ширину трассы. К примеру, если ширина дорожного полотна составляет 9 метров, длина трубы должна составлять 13. При этом можно использовать цельную трубу или наборную конструкцию, выполненную из нескольких частей. К примеру, железобетонные пропускные трубы производятся в виде звеньев, длина которых составляет от 1 до 4 метров.

Читать дальше:  Как приобщить фотографии к материалам гражданского дела

Обозначение грунтовых дорог на карте

Изображение улучшенной грунтовой дороги на карте сопровождается обозначением добавки, которая использовалась для укрепления грунта при ее сооружении, а также ширины трассы. При этом ширины необходимо подписывать только на участках, где проезд возможен только по самой грунтовке — в лесу, на болоте и в подобных местах.

В случае, если грунтовая дорога пролегает в малообжитом и труднодоступном районе, ее изображение на карте может сопровождаться уточняющими подписями, характеризующими проходимость. Например: «Движение автотранспорта возможно с июня по октябрь со скоростью до 50 км/ч». Также на карте должны быть отражены транспортные развязки, стоянки для автомобилей и придорожные сооружения.

Правильный выбор ширины грунтовой дороги любой категории очень важен для ее комфортной и беспроблемной эксплуатации в течение всего срока службы. Если вы собираетесь делать грунтовку самостоятельно, вопросу о том, какой она будет, следует уделить особое внимание. При этом учитывайте предполагаемую интенсивность движения и срок службы трассы.

Если позволяет ваш бюджет, лучше сделать двухполосную дорогу шириной не менее семи метров. Если вы ограничены в средствах, вы можете остановиться на однополосном варианте шириной от двух до пяти метров. Однако имейте в виду, что такая трасса быстрее приходит в негодность, и ей будет чаще требоваться ремонт, поэтому в итоге затраты могут даже превзойти расходы на обслуживание более широкой грунтовой дороги.

Читайте также

Инвестор: ООО «ДонСип» ИНН:3661081131 ОГРН:1153668020923

Заказчик: ООО «ОБЪЕМ-СЕРВИС» ИНН:3663029391 ОГРН:1023601565910

Генеральный подрядчик: ООО «Воронежская строительная компания» ИНН:3663103172 ОГРН:1143668011772

Для чего определяется такой параметр, как ширина дорожной полосы? ГОСТ определяет размеры для различных типов дорог, чтобы скорректировать транспортный поток. Существуют четкие указания на то, какими именно должны быть полосы по размеру на разных типах дорожного покрытия. Также приняты стандарты для разметки, обочины и общей ширины магистрали. Автомобилисту эта информация может пригодиться, ведь в случае несоблюдения стандартов у него появляется шанс доказать свою невиновность в ДТП.

    ГОСТ на ямы на дорогах в 2017 году ; Фотофиксация нарушений ПДД.

От чего зависит ширина полосы автомобильной дороги

Ширина проезжей части дороги в населенном пункте или за городом зависит от следующих факторов:

    Значимость трассы (федеральная/республиканская/местная); Место пролегания (город, пригород); Количество полос; Предельно допустимая скорость.

Так, ширина двухполосной дороги по ГОСТу, может отличаться от стандартов для 8-ми полос. А этот же параметр, допустимый для районной трассы, не подходит для скоростной магистрали.

Классификация автомобильных дорог по ГОСТу

Классификация дорог

Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:

    4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч); Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч); 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый); Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос); 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч); Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта); Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.

Ширина дорожной полосы ГОСТ

Минимальное значение для ширины дорожного покрытия 3 метра (допускается 2,75 м при проведении дорожных работ). Это значение подходит для обычных дорог с минимально разрешенной шириной. Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте обычно составляет 3,5 м. Трассы, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть меньше 3,75 м.

Очень важным параметром является ширина дорожной полосы. ГОСТ не случайно установлен именно в таких значениях. Безопасность движения напрямую зависит от правильной разметки с учетом действующих стандартов. Нарушать их запрещено.

Ширина дорожной полосы по ГОСТу в зависимости от категории дороги

Оцените статью
Добавить комментарий