Административно-правовые нормы возможно классифицировать по ряду оснований.
По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:
а) законодательные нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления;
б) подзаконные нормы, содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;
в) отраслевые нормы (или ведомственные нормы), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;
г) локальные нормы, содержащиеся в нормативных актах организаций.
По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
а) регулятивные нормы, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;
б) охранительные нормы, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.
В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, в качестве примера вторых — статьи КоАП РФ, определяющие ответственность за нарушения в области дорожного движения.
По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:
а) материальные нормы, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;
б) процессуальные нормы, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений, установленных материальными нормами, их прав и обязанностей, т. е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы. Например, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а ст. 2 данного Закона определяет действия органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения — материальные нормы. Статья же 6 Закона, регулирующая порядок рассмотрения жалобы, — процессуальная норма.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.
По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на:
а) обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
б) запрещающие нормы, которые устанавливают запрет на совершение тех или иных действий;
в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых
отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;
г) стимулирующие (или поощрительные) нормы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.
По форме предписания административно-правовые нормы делятся на:
а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному исполнению;
б) рекомендательные нормы, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.
По кругу лиц административно-правовые нормы делятся на:
а) общеобязательные нормы, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;
б) внутриаппаратные нормы, адресованные государственным и муниципальным служащим.
По территории действия административно-правовые нормы делятся на:
а) общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;
б) нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;
в) местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;
г) межтерриториалъные нормы, предназначенные для нескольких территориальных образований.
По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:
а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.
Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.
1. Нормы административного права по целевому назначению:
— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).
— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).
— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).
— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).
— Вводящие в действие другие нормы.
2. По способу правового воздействия:
— Обязывающие (содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на работу государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).
— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).
Это нормы, содержащие юридически властное предписание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых предусматриваются составы административных правонарушений
— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)
— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).
По юридическому содержанию:
— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статичном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих возможностей).
— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами материального права обязанностей и прав. Это уже динамика управленческих отношений).
Их, в свою очередь можно поделить на:
a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).
b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).
c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).
4. По уровню обобщенности правила:
— Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).
— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.
— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)
5. По территории применения:
— Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).
— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).
— Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).
— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).
— Административно-правовые нормы учреждений.
6. По времени действия:
— Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).
— Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).
7. По кругу адресатов:
— Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).
— Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)
Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:
а) административно-правовой статус граждан;
б) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;
в) административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;
г) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;
д) административно-правовой статус общественных объединений;
е) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные.
По объему регулирования:
а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).
б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).
в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).
8. По порядку принятия:
— Принятые в порядке единоначалия.
— Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.
— Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.
— Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.
У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.
Способы реализации административно-правовых норм:
— исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)
— соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)
— использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)
— применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполнительной власти.
Оно практически выражается в издании полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).
Понятие и признаки административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 — | 7560 — или читать все.
91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Административно-правовые нормы возможно классифицировать по ряду оснований.
По юридической силе административно-правовые нормы делятся на:
а) законодательные нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправления;
б) подзаконные нормы, содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;
в) отраслевые нормы (или ведомственные нормы), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;
г) локальные нормы, содержащиеся в нормативных актах организаций.
По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:
а) регулятивные нормы, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;
б) охранительные нормы, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений.
В качестве примера первых можно назвать пункты Правил дорожного движения, в качестве примера вторых — статьи КоАП РФ, определяющие ответственность за нарушения в области дорожного движения.
По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:
а) материальные нормы, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;
б) процессуальные нормы, которые регламентируют порядок (процедуру) организации административно-правовых отношений; реализации участниками отношений, установленных материальными нормами, их прав и обязанностей, т. е. определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы. Например, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов нарушены его права и свободы, а ст. 2 данного Закона определяет действия органов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положения — материальные нормы. Статья же 6 Закона, регулирующая порядок рассмотрения жалобы, — процессуальная норма.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правонарушениями и какая административная ответственность предусмотрена за их совершение, так и процессуальные нормы, определяющие порядок производства по делам о таких правонарушениях.
По методу воздействия на поведение субъектов административно-правовые нормы делятся на:
а) обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;
б) запрещающие нормы, которые устанавливают запрет на совершение тех или иных действий;
в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых
отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;
г) стимулирующие (или поощрительные) нормы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых общественных отношений.
По форме предписания административно-правовые нормы делятся на:
а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному исполнению;
б) рекомендательные нормы, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.
По кругу лиц административно-правовые нормы делятся на:
а) общеобязательные нормы, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;
б) внутриаппаратные нормы, адресованные государственным и муниципальным служащим.
По территории действия административно-правовые нормы делятся на:
а) общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;
б) нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;
в) местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования;
г) межтерриториалъные нормы, предназначенные для нескольких территориальных образований.
По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:
а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;
б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.
Дата добавления: 2015-11-20 ; просмотров: 907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ