Внутриаппаратные нормы административного права примеры

Административно-правовые нормы возможно классифицировать по ряду оснований.

По юридической силе административно-право­вые нормы делятся на:

а) законодательные нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправле­ния;

б) подзаконные нормы, содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;

в) отраслевые нормы (или ведомственные нор­мы), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

г) локальные нормы, содержащиеся в норматив­ных актах организаций.

По целевому назначению административно-пра­вовые нормы делятся на:

а) регулятивные нормы, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

б) охранительные нормы, которые обеспечива­ют защиту (охрану) урегулированных обществен­ных отношений.

В качестве примера первых можно назвать пун­кты Правил дорожного движения, в качестве при­мера вторых — статьи КоАП РФ, определяющие ответственность за нарушения в области дорожно­го движения.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:

а) материальные нормы, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникнове­ния, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;

б) процессуальные нормы, которые регламенти­руют порядок (процедуру) организации админист­ративно-правовых отношений; реализации участни­ками отношений, установленных материальными нормами, их прав и обязанностей, т. е. определя­ют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы. Например, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, наруша­ющих права и свободы граждан» каждый граж­данин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государ­ственных органов нарушены его права и свободы, а ст. 2 данного Закона определяет действия орга­нов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положе­ния — материальные нормы. Статья же 6 Зако­на, регулирующая порядок рассмотрения жало­бы, — процессуальная норма.

Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правона­рушениями и какая административная ответствен­ность предусмотрена за их совершение, так и про­цессуальные нормы, определяющие порядок про­изводства по делам о таких правонарушениях.

По методу воздействия на поведение субъек­тов административно-правовые нормы делятся на:

а) обязывающие нормы, которые содержат пред­писания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

б) запрещающие нормы, которые устанавлива­ют запрет на совершение тех или иных действий;

в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых

отношений действовать с учетом требований нор­мы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (или поощрительные) нор­мы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых обществен­ных отношений.

По форме предписания административно-право­вые нормы делятся на:

а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному испол­нению;

б) рекомендательные нормы, которые не име­ют обязательного характера, а направлены на со­вершенствование регулирования общественных отношений.

По кругу лиц административно-правовые нор­мы делятся на:

а) общеобязательные нормы, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

б) внутриаппаратные нормы, адресованные государственным и муниципальным служащим.

По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

а) общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;

б) нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;

в) местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и дей­ствующие на территории муниципального образования;

г) межтерриториалъные нормы, предназначенные для нескольких территориальных образований.

Читать дальше:  Как быстро продать квартиру советы риэлтора заговоры

По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:

а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.

Виды административно-правовых норм, составляющие собственно классификацию зависят от способа выделения. Далее представлены виды норм административного права в зависимости от критерия выделения.

1. Нормы административного права по целевому назначению:

— Регулятивные (к ним относят нормы, определяющие права и обязанности субъектов административных правоотношений, а также условия возникновения этих правоотношений).

— Охранительные (это нормы, которые определят условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер).

— Дефинитивные (признают такие нормы, которые определяют характерные черты и признаки юридического понятия, н-р понятие административного проступка).

— Декларативные (нормы, которые обычно содержат принципы административного права или носят рекомендательный характер).

— Вводящие в действие другие нормы.

2. По способу правового воздействия:

— Обязывающие (содержащие юридически властное пред­писание на обязательное совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Например, при приеме на рабо­ту государственного служащего руководитель исполнительного органа обязан издать приказ; возникающее коммерческое объеди­нение обязано пройти регистрацию в органах юстиции и т.п.).

— Запрещающие (запрет может быть абсолютным или относительным).

Это нормы, содержащие юридически властное пред­писание, запрещающее совершение определенных действий, предусмотренных данной нормой. Запрещающий характер носят прежде всего административно-правовые нормы, в которых пред­усматриваются составы административных правонарушений

— Управомочивающие (предоставляющие субъекту то или иное право)

— Рекомендательные (предоставляют возможность выбора определенных моделей поведения путем предложения неких ориентиров).

По юридическому содержанию:

— Материальные (определяют объем и содержание обязанностей и прав конкретных участников регулируемых общественных отношений. Ими закрепляются юридические возможности того или иного участника управленческих отношений в статич­ном варианте, т.е. до стадии практической реализации этих воз­можностей).

— Процессуальные (определяют порядок (процедуру) практической реализации участниками управленческих отношений закрепленных за ними нормами матери­ального права обязанностей и прав. Это уже динамика управлен­ческих отношений).

Их, в свою очередь можно поделить на:

a) административно-процедурные (нормы, регулирующие порядок реализации прав или исполнения обязанности).

b) административно-деликтные (производство по делам об административных правонарушениях).

c) административное – юстиционное судопроизводство (нормы ГПК и АПК, вытекающие из деятельности публичной администрации).

4. По уровню обобщенности правила:

— Общие нормы административного права (это нормы, которые распространяются на всех лиц, все отношения той территории, на которой они действуют).

— Специальные нормы административного права (исключение из общих – распространяются на определенный круг лиц, являются исключением из общих норм.

— Исключительные нормы административного права (исключение из специальных, например о возможности сверхурочной работы полицейских, т.е. исключение из правила)

5. По территории применения:

— Нормы федерального уровня (РФ) (действуют на всей территории Российской федерации).

— Нормы уровня субъекта РФ (действуют на территории субъекта федерации).

— Нормы административно-территориальных образований (действуют на территории административно-территориального образования).

— Нормы местного самоуправления (действуют на территории действия органа местного самоуправления. Обычно на территории муниципального образования).

— Административно-правовые нормы учреждений.

6. По времени действия:

— Бессрочные (срок их действия не ограничивается, действуют до момента отмены).

— Срочные (срок их действия срочных норм в нормативно-правовых актах).

7. По кругу адресатов:

— Внутриаппаратные (регулирующие отношения только в пределах самой публичной администрации).

— Внешнеаппаратные (распространяющиеся на субъектов, не входящих в публичную администрацию)

Также, по адресату могут быть выделены нормы, регламен­тирующие:

Читать дальше:  Аттестационная работа воспитателя на высшую категорию

а) административно-правовой статус граждан;

б) организацию и деятельность механизма исполнительной вла­сти, т. е. различных звеньев аппарата государственного управления;

в) административно-правовой статус государственных служа­щих — работников управленческого аппарата;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государствен­ных предприятий и учреждений;

д) административно-правовой статус общественных объедине­ний;

е) отдельные стороны функционирования различного рода ком­мерческих структур, включая частные.

По объему регулирования:

а) Общие (распространяющие свое действие на все сферы и от­расли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах Президента и постановлениях Правительства РФ).

б) Межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей госу­дарственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положе­ниях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т. п.).

в) Отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, за­крепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств)).

8. По порядку принятия:

— Принятые в порядке единоначалия.

— Принятые коллегиально: путем голосования или путем консенсуса.

— Принятые по согласованию с вышестоящими лицами либо органами.

— Принятые совместно несколькими органами исполнительной власти.

У нас собрана достаточно полная классификация административно-правовых норм, однако, некоторые ученые предлагают и свои собственные иные критерии.

Способы реализации административно-правовых норм:

— исполнение норм права (заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах)

— соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных а-п нормой)

— использование (осуществление правовмочий лица, правомерные действия по его усмотрению)

— применение (является прерогативой соответствующих субъектов исполни­тельной власти.

Оно практически выражается в издании полномоч­ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессу­альных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж­ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т. п.).

Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения являются юридическим результатом регулирующего влияния административно-правовых норм на общественные отношения. Вместе с тем такие нормы регулируют преимущественно управленческие общественные отношения, т. е. отношения, которые возникающие в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения в сфере государственного управления, участники которых выступают носителями прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, а потому характеризуются их общими признаками. Составные части административно-правовых отношений – субъекты, объекты и юридические факты. Участники административно-правовых отношений имеют конкретные права и обязанности и являются субъектами правоотношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 — | 7560 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административно-правовые нормы возможно классифицировать по ряду оснований.

По юридической силе административно-право­вые нормы делятся на:

а) законодательные нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных актах органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актах законодательных (представительных) органов местного самоуправле­ния;

б) подзаконные нормы, содержащиеся в актах Президента РФ, президентов республик в составе России, постановлениях Правительства РФ, глав администраций и правительств субъектов РФ, глав местных администраций;

Читать дальше:  Котируется ли диплом о профессиональной переподготовке

в) отраслевые нормы (или ведомственные нор­мы), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

г) локальные нормы, содержащиеся в норматив­ных актах организаций.

По целевому назначению административно-пра­вовые нормы делятся на:

а) регулятивные нормы, которые регулируют правила поведения участников административно-правовых отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений;

б) охранительные нормы, которые обеспечива­ют защиту (охрану) урегулированных обществен­ных отношений.

В качестве примера первых можно назвать пун­кты Правил дорожного движения, в качестве при­мера вторых — статьи КоАП РФ, определяющие ответственность за нарушения в области дорожно­го движения.

По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на:

а) материальные нормы, которые юридически закрепляют обстоятельства и условия возникнове­ния, изменения и прекращения административно-правовых отношений, правила поведения, права, обязанности и ответственность их участников и др.;

б) процессуальные нормы, которые регламенти­руют порядок (процедуру) организации админист­ративно-правовых отношений; реализации участни­ками отношений, установленных материальными нормами, их прав и обязанностей, т. е. определя­ют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы. Например, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, наруша­ющих права и свободы граждан» каждый граж­данин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государ­ственных органов нарушены его права и свободы, а ст. 2 данного Закона определяет действия орга­нов и их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд. Содержащиеся в них положе­ния — материальные нормы. Статья же 6 Зако­на, регулирующая порядок рассмотрения жало­бы, — процессуальная норма.

Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях также содержит как материальные нормы, определяющие, какие деяния являются правона­рушениями и какая административная ответствен­ность предусмотрена за их совершение, так и про­цессуальные нормы, определяющие порядок про­изводства по делам о таких правонарушениях.

По методу воздействия на поведение субъек­тов административно-правовые нормы делятся на:

а) обязывающие нормы, которые содержат пред­писания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

б) запрещающие нормы, которые устанавлива­ют запрет на совершение тех или иных действий;

в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых

отношений действовать с учетом требований нор­мы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (или поощрительные) нор­мы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых обществен­ных отношений.

По форме предписания административно-право­вые нормы делятся на:

а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному испол­нению;

б) рекомендательные нормы, которые не име­ют обязательного характера, а направлены на со­вершенствование регулирования общественных отношений.

По кругу лиц административно-правовые нор­мы делятся на:

а) общеобязательные нормы, которые адресованы широкому кругу участников административно-правовых отношений;

б) внутриаппаратные нормы, адресованные государственным и муниципальным служащим.

По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

а) общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;

б) нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;

в) местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и дей­ствующие на территории муниципального образования;

г) межтерриториалъные нормы, предназначенные для нескольких территориальных образований.

По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:

а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.

Дата добавления: 2015-11-20 ; просмотров: 907 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оцените статью
Добавить комментарий