Вознаграждение экспедитора при международной перевозке

Услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории России, до пункта назначения, расположенного на территории России, подлежат налогообложению НДС по ставке 0%. При этом неважно, сколько перевозчиков участвуют в оказании услуг по доставке товаров и какую ставку НДС они применяют. Такие разъяснения дала ФНС России (письмо ФНС России от 4 июля 2016 г. № СД-4-3/11936@).

Речь идет о ситуации, когда исполнитель услуг (экспедитор) привлек для доставки товара третьих лиц (перевозчиков). При этом услуги некоторых из этих перевозчиков формально не попадают под льготную ставку НДС 0%, поскольку они везут товар только по территории России.

ФОРМА

Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (КНД 1151001)

Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза (КНД 1151088)

Чиновники пояснили, что налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). А такой договор заключается непосредственно с экспедитором, и уже не имеет значения, кого он привлечет в качестве третьих лиц (перевозчиков) и на какой территории они будут совершать перевозки.

Напомним что в целях применения нулевой ставки НДС к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств и т. д. (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Это изменение в законе несколько обеспокоило экспедиторов, работающих на обслуживании грузов международной торговли, которые полагают, что внесение в закон о НДС ряда экспедиторских услуг, которые могут быть оказаны экспедитором, повлечет дополнительные трудности и ограничения в деятельности экспедитора, особенно при привлечении к исполнению договора транспортной экспедиции третьих лиц. С этими беспокойствами нельзя согласиться, поскольку внесение в закон ряда экспедиторских услуг в некоторой степени улучшили положение экспедитора и других участников транспортного процесса, определив ряд экспедиторских услуг и поставив экспедиторские компании в один ряд с перевозчиками при осуществлении международных перевозок грузов, а на основании ст.

Нулевая ставка ндс при международной перевозке грузов (давыдова о.в.)

Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором. О природе договора транспортной экспедиции рекомендуем ознакомиться в указанной работе В.В.

Витрянского. Что касается определения налогооблагаемой базы в деятельности экспедитора, то Налоговым кодексом РФ (Ст. 156) не предусмотрено определение налогооблагаемой базы по договору транспортной экспедиции, а статьей 801 ГК РФ установлено, что экспедитор оказывает услуги клиенту за вознаграждение. В этих условиях экспедитор обязан сам в договоре транспортной экспедиции установить порядок образования этого вознаграждения.

Читать дальше:  Договор купли продажи лошади между физическими лицами

Существуют различные способы определения порядка образования вознаграждения экспедитора, которые необходимо предусматривать в договорах транспортной экспедиции для того, чтобы налоговые органы не искали вашу налогооблагаемую базу.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с ндс

Экспедиторское вознаграждение при международной перевозке ндс

А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип.

1 ст. 801 ГК РФ, в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ.

Международная перевозка

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

НК РФ при оказании услуг по международной перевозке грузов и транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации такой перевозки обложение НДС производится с применением нулевой ставки (причем, как пояснил Пленум ВАС, всеми задействованными в процессе участниками). В связи с этим нулевую ставку НДС применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.
При этом действие указанного подпункта распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает в роли организатора международной перевозки сам экспедитор, заказчик транспортно-экспедиционных услуг либо иное лицо.
Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/[email protected]С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и МинфинПисьма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69. *** Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты.

Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути. Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»: 2018 г.

  1. Гарантии в договоре: от налоговых убытков и не только, № 4
  2. Оформляем доверенность правильно, № 3
  3. Применяем УПД с середины года, № 2
  4. Нумерация документов с нового года, № 1

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален. Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко.

Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г. Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим.
И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст.

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

Таким образом, экспедиторы, определяющие налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную в виде вознаграждения при исполнении договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, отражают в счетах-фактурах сумму вознаграждения, полученную за оказанные услуги, и применяют нулевую ставку налога на добавленную стоимость в отношении этой суммы. Одновременно сообщаем, что порядок составления счетов-фактур в данном случае разъяснен в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 ноября 2012 г. N 03-07-09/148. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Читать дальше:  Заявление на освидетельствование мсэ образец заполнения

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ. Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ. Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко. В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ.

Нулевая ставка ндс при международной перевозке грузов (давыдова о.в.)

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с ндс

Пример: экспедитор согласовал с клиентом общую стоимость услуг по договору в 1000 руб., расходы экспедитора составили 900 руб. – разница в 100 руб. составляет его налогооблагаемую базу). Последние изменения в закон о НДС, принятые Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010г.
«

Экспедиторское вознаграждение при международной перевозке ндс

Финансисты постоянно обращают внимание налогоплательщиков на необходимость использования приведенных разъяснений высшего арбитра при применении норм пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (см. Письма от 15.07.2015 N 03-07-08/40497, от 29.06.2015 N 03-07-08/37366, от 23.06.2015 N 03-07-08/36143, от 03.06.2015 N N 03-07-08/31993, 03-07-08/32160, от 19.12.2014 N 03-07-08/65899). Понятно, что не дремлют и арбитры. Поэтому в судебной практике появились их выводы о том, что экспедитору необязательно быть организатором международной перевозки, а привлечение к исполнению обстоятельств по экспортным контрактам третьих лиц не может стать препятствием для применения ставки НДС в размере 0%. Главное, чтобы оказание услуги было связано с международной перевозкой.

Международная перевозка

ИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 10 июля 2014 г. N 03-07-08/33637 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров, оказываемых российской организацией, и сообщает. Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ. Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции.


И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148.

Читать дальше:  Какую дату следует проставлять в протоколе заседания

Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде. Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было.

  • Риски внедоговорной поставки: если договор и накладная «не дружат», № 11
  • 2016 г.
  1. Документооборот, № 24
  2. Восстанавливаем утраченные документы, № 20
  3. Бухгалтерские документы: составляем, заполняем, подписываем, № 20
  4. В электронную подпись желательно включить отметку о времени, № 15
  5. ФНС может принимать электронные документы только утвержденных форматов, № 13
  6. Исправляем бухгалтерскую первичку, № 10
  7. Электронный документ — не просто созданный на компьютере, № 5
  8. Оформляем приказ о возложении обязанностей главбуха на директора, № 4
  9. Передаем учет аутсорсеру, № 3

2015 г.
Судьи возразили: буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки НДС в размере 0% при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки. Другими словами, налогоплательщик-экспедитор не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
В рассматриваемой ситуации общество оказывало комплекс транспортно-экспедиционных услуг по организации перевалки экспортных грузов заказчиков, состоящий из двух этапов. На первом этапе оказывались услуги, связанные с предоставлением (подачей) под погрузку железнодорожного подвижного состава и логистическим сопровождением груза до пункта перевалки (порта).

Вознаграждение экспедитора при международной перевозке ндс

И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ. Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3, п. 11, п.

Последствия использования экспедитором 18%-ной ставки вместо нулевой ставки В первую очередь это может стать проблемой для клиента (заказчика), так как у него не возникает право на возмещение из бюджета суммы НДС, уплаченной экспедитору. Налоговая ставка является установленным законом элементом налогообложения, обязательным для применения налогоплательщиками, поэтому счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей пп.

НК РФ, то есть содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не отвечают требованиям пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ. В связи с этим такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Примеров того, что судьи согласны с изложенным подходом, в арбитражной практике более чем достаточно.

Оцените статью
Добавить комментарий