Императивные административно правовые нормы примеры

Императивные нормы — категорические, строго обязательные веления (нормы права), не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.

Императивные нормы характерны для публичного права.

Комментарий

Одна из классификаций правовых норм — подразделение их на императивные и диспозитивные нормы права.

Императивные нормы представляют собой строго обязательные веления, не допускающие отступлений.

Пример

Пункт 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ определяет — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Пример

Статья 143.1. "Требования к документарной ценной бумаге" (п. 2) ГК РФ: "При отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги, несоответствии его установленной форме и другим требованиям документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства".

Императивные нормы характерны для публичных отраслей права, но применяются также и в частном праве. Так, упоминаются императивные нормы в ст. 422 ГК РФ: "Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения."

Разъяснения судам по поводу применения императивных и диспозитивных норм в спорах вытекающих из хозяйственных договоров указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах».

Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, предоставляют субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.

Административно-правовые нормы, как и нормы права вообще делятся на группы по различным основаниям. В теории права существуют различные основания классификации норм.

Так, по функциональной роли нормы права делятся на исходные (учредительные) нормы и собственно нормы правила-поведения, общие и специальные. Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы, направления, правовые категории и понятия. К ним относятся конституционные нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя Российской Федерации, основы политики и экономики, гражданского общества, взаимоотношения государства и личности, прав и свобод человека и гражданина, нормы-принципы, нормы-дефиниции, формы и средства правового регулирования.

Общие нормы присущи общей части той или иной отрасли права и имеют многоотраслевое значение (например, общеправовые принципы, понятие правосубъектности). Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют определенный вид родовых отношений.

По предмету правового регулирования нормы делятся на нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и иных отраслей права.

Как и нормы иных отраслей права, административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые нормы закрепляют права, обязанности и ответственность участников управленческих отношений. Ими устанавливается административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений. Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав, обязанностей участников административно-правовых отношений. Процессуальные нормы определяют порядок реализации положений материальных норм и являются для них вспомогательными.

Процессуальные административно-правовые нормы в свою очередь делятся на процедурные и юрисдикционные, различающиеся по характеру, целям и задачам соответствующих производств, которым они присущи. Процедурные нормы регулируют управленческую деятельность, связанную с комплектованием кадров, рассмотрением обращений граждан и принятием по ним решений, лицензированием, аккредитацией, регистрацией.

Юрисдикционные нормы определяют порядок применения мер государственного принуждения, привлечения к административной или дисциплинарной ответственности.

По методу правового регулирования нормы административного права делятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и поощрительные.

Обязывающие нормы содержат предписания субъектам правоотношений совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. В соответствии с главой 2 Конституции РФ граждане обязаны защищать Отечество, платить налоги, охранять окружающую природную среду. В соответствии с законом «О полиции» полиция обязана предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение тех или иных действий. Сотрудникам полиции, например, запрещается применять огнестрельное оружие в отношении несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или известен сотрудникам полиции. Нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях являются по своей сути запрещающими.

Читать дальше:  Внутренний аудит системы менеджмента качества пример

Уполномочивающие (дозволительные) нормы – предоставляют возможность субъектам права совершать действия или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. В таких нормах отсутствуют прямые предписания и запреты (например, право на образование, на труд, на участие в политической деятельности, на подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в общественных объединениях.).

Стимулирующие нормы – обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение субъектов. Примером может служить Указ Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации».

Адресатом стимулирующих норм могут быть как физические лица, (граждане), так и коллективные образования (юридические лица). На основании таких норм им предоставляются налоговые и иные льготы, либо они освобождаются от уплаты налогов.

Рекомендательные нормы – содержат рекомендации по наиболее целесообразному решению задач, возложенных на соответствующие органы исполнительной власти. Такие нормы, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

В зависимости от адресата выделяют нормы, устанавливающие правовой статус Президента РФ, органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, граждан, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, религиозных организаций, предприятий и учреждений.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы подразделяются на: федеральные (например, нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов); нормы субъектов Российской Федерации; межрегиональные нормы, нормы органов местного самоуправления, локальные нормы.

По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие нормы регламентируют наиболее важные стороны административно-правового регулирования и имеют широкое применение. В качестве примера можно рассматривать нормы федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

Межотраслевые нормы регулируют отношения во всех или нескольких отраслях государственного управления. К ним можно отнести, например, административно-правовые нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, природоохранную, ветеринарную, противопожарную сферы и т.д.

Отраслевые нормы регулируют отношения в определенной сфере государственного управления (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные и срочные. Примером бессрочных норм являются нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, постановлений Правительства РФ. Действие административно-правовых норм во времени включает: момент вступления их в законную силу; момент прекращения их действия; условия применения нормы. Нормы административного права вступают в силу следующими способами: нормы законов вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если в тексте акта не указано иное; в результате указания даты в тексте нормативно-правового акта, с которой он вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства (с момента подписания; с момента опубликования). Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу со дня их официального опубликования.

Примером срочных норм административного права являются нормы федеральных законов о военном или чрезвычайном положении соответствующих указов Президента РФ.

В соответствии со ст. 54 ч.2 Конституции РФ, закон обратной силы не имеет, если он устанавливает или отягчает ответственность. Ответственность лица определяется по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения. Закон, отменяющий или смягчающий ответственность имеет обратную силу.

По субъекту правотворчества выделяют законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой и подзаконные акты.

По способу изложения нормы делятся на бланкетные, отсылающие к иному нормативному акту и отсылочные (ссылочные), адресующие к иной норме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев — особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.

1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Читать дальше:  Материальная помощь за счет чистой прибыли проводки

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.

По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:

  • — деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
  • — поведение граждан;
  • — деятельность общественных и религиозных организаций;
  • — деятельность государственных служащих.

Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.

3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.

4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.

В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами СНГ.

5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.

Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.

В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.

  • 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
  • — общефедеральные нормы;
  • — нормы субъектов Федерации.
Читать дальше:  Как проверить прицеп на запрет регистрационных действий?
  • 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
    • — общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
    • — межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
    • — отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).
    • Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).

      Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

      Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

      Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.

      Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».

      Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».

      Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.

      Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».

      Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:

      • — предупреждение;
      • — административный штраф;
      • — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
      • — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
      • — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
      • — административный арест;
      • — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
      • — дисквалификация;
      • — административное приостановление деятельности.
      Оцените статью
      Добавить комментарий