Кто может являться учредителем казенного предприятия

Дата размещения статьи: 22.01.2016

Организация (основной вид деятельности — уборка территорий, удаление и обработка твердых бытовых отходов) учреждена администрацией сельского поселения в форме муниципального казенного предприятия (далее — МКП). Каким образом в МКП должен быть организован учет следующих операций:

— получение имущества в оперативное управление;
— формирование доходов и расходов по смете;
— получение бюджетных средств от собственника имущества МКП;
— перечисление части прибыли собственнику имущества МКП?

Прежде чем ответить на поставленные вопросы, дадим небольшую юридическую справку о правовом положении казенных предприятий, которое во многом предопределяет бухгалтерский учет обозначенных выше операций.

Правовое положение МКП

В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 161-ФЗ существуют унитарные предприятия двух видов:
— основанные на праве хозяйственного ведения — федеральные государственные предприятия и государственные предприятия субъектов РФ (государственные предприятия), муниципальные предприятия;
— основанные на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные казенные предприятия (далее — казенные предприятия).
———————————
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Обращаем ваше внимание, что унитарные предприятия обоих видов, в соответствии с ГК РФ, являются коммерческими предприятиями.
Как указано в ст. 8 Закона N 161-ФЗ, казенное предприятие создается, в частности, если:
— преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд (надо полагать, что в данном случае собственник имущества казенного предприятия является одновременно заказчиком указанных продукции, работ, услуг);
— есть необходимость осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.
Имущество казенного предприятия состоит (ст. 11 Закона N 161-ФЗ):
— из имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления собственником этого имущества. Важно, что в общем случае право на такое имущество возникает у казенного предприятия с момента его получения (п. 2 ст. 11 Закона), при этом стоимость имущества, закрепляемого за казенным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ);
— из доходов предприятия от его деятельности;
— из иных не противоречащих законодательству источников.
В казенном предприятии не формируется уставный фонд (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ), при этом за счет чистой прибыли создаются резервные и иные фонды (ст. 16 Закона N 161-ФЗ).
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), если иное не установлено законами и правовыми актами. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (ст. 19 Закона N 161-ФЗ).
Доходы казенного предприятия распределяются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ).
Например, в соответствии с п. 18 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872) федеральные казенные предприятия должны перечислять в федеральный бюджет не более 25% чистой прибыли, остальные 75% направляются в резервный и иные фонды. При этом указанными правилами закреплено, что финансирование деятельности таких предприятий осуществляется за счет доходов от реализации производимой ими продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода. Порядок выделения средств федерального бюджета определяется бюджетным законодательством (п. 13 Правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий).

Общие правила организации бухгалтерского учета в МКП

Коммерческие организации, в том числе казенные предприятия, подпадают под действие Закона N 402-ФЗ (см. пп. 1 п. 1 ст. 2 данного Закона). Они руководствуются всеми действующими ПБУ вплоть до утверждения соответствующих федеральных стандартов (ст. 30 Закона N 402-ФЗ), а также Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция N 94н). Согласно этой Инструкции следует вести бухгалтерский учет в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. А вот принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций (в части признания, оценки и группировки) устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
———————————
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Операции по получению имущества в оперативное управление

Получение в оперативное управление от собственника основных средств на основании Инструкции N 94н, а также разъяснений Минфина России (см. Письмо от 06.02.2015 N 07-01-06/4978) отражается в учете следующим образом:
— Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Фонд закрепленного имущества";
— Дебет 08-4 "Приобретение основных средств" Кредит 75 "Расчеты с учредителями";
— Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08-4 "Приобретение основных средств".
Стоимость полученных основных средств определяется в соответствии с данными об их оценке (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, п. 9 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" ). Таким образом, принимать к учету имущество по той стоимости, по которой оно учитывалось на балансе передающей стороны с одновременным признанием суммы амортизации, начисленной по данным объектам, нет оснований. Такие рекомендации дал Минфин России унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (Приложение к Письму от 29.01.2014 N 07-04-18/01)). По нашему мнению, они применимы и в отношении казенных предприятий.
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Формирование доходов и расходов по смете

По данному вопросу необходимо отметить следующее. Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации — это организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Одновременно в ст. 2 ГК РФ деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, названа предпринимательской деятельностью. Поскольку казенные предприятия являются коммерческими организациями, деятельность, осуществляемая ими в рамках поставленной перед ними цели, считается именно предпринимательской. В связи с этим все доходы и расходы, в том числе предусмотренные сметой, признаются в учете и отчетности казенного предприятия согласно требованиям ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации" . То есть доходы по основным видам деятельности образуют выручку предприятия и подлежат отражению по кредиту счета 90-1 "Выручка". Расходы по основным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство 20 — 29, которые формируют себестоимость производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и списываются в дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж".
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Читать дальше:  Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении

Получение бюджетных средств от собственника имущества МКП

Полученные от учредителя МКП бюджетные средства принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от оснований и целей их предоставления, а также от их фактического использования. Полученные бюджетные средства могут иметь признаки выручки, прочих доходов, целевого финансирования. Рассмотрим основные моменты.
Выручка. Если казенное предприятие получает от учредителя финансирование, связанное с выполнением муниципального заказа по осуществлению определенных работ и услуг (казенное предприятие выполняет работы и оказывает услуги преимущественно для обеспечения муниципальных нужд), фактически оно получает возмещение по возмездному договору. В смысле бюджетного законодательства такие средства не соответствуют понятию субсидии .
———————————
Субсидии предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 78 БК РФ).

В этом случае казенное предприятие по факту сдачи результата работ (оказания услуг) признает выручку проводкой Дебет 62 Кредит 90-1, а при получении возмещения из бюджета показывает погашение дебиторской задолженности: Дебет 51 Кредит 62 (п. п. 5, 6 ПБУ 9/99).
Аналогичным образом квалифицируются данные поступления из бюджета в целях налогообложения: при реализации работ, услуг начисляется НДС к уплате в бюджет (Дебет 90-3 Кредит 68), а выручка без НДС образует облагаемые налогом на прибыль доходы (Письмо Минфина России от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).
Прочие доходы. Если средства предоставляются в связи с недостаточностью доходов казенного предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой (уже после осуществления расходов), учет бюджетных средств организуется иначе. Поступления признаются в составе прочих доходов как безвозмездно полученные (п. 7 ПБУ 9/99). Признаются такие доходы по мере образования (выявления) (п. 16 ПБУ 9/99) проводкой Дебет 76-5 Кредит 91-1 или Дебет 51 Кредит 91-1 в зависимости от условий предоставления финансирования.
В данном случае полученное финансирование соответствует понятию субсидии, закрепленному в ст. 78 БК РФ.
Полученные при этом средства не увеличивают налоговую базу по НДС (так как они не связаны с оплатой реализованных товаров, работ, услуг — см. ст. 162 НК РФ) и налогу на прибыль (поскольку они поступили безвозмездно от учредителя — пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 09.06.2015 N 03-03-06/4/33256, от 09.04.2015 N 03-03-06/20149, от 05.06.2012 N 03-03-06/4/59).
Целевое финансирование. Если средства предоставляются в связи с финансированием конкретных затрат казенного предприятия, они могут быть признаны в составе целевого финансирования в соответствии с положениями ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" . Для целей применения данного ПБУ бюджетные средства подразделяются:
— на средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Важно, что нормы ПБУ 13/2000 не применяются при получении от учредителя средств для приобретения активов, которые впоследствии передаются предприятию в оперативное управление. Такой вывод сделан Минфином России в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (см. Рекомендации аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год (Приложение к Письму от 27.01.2012 N 07-02-18/01)). По нашему мнению, он может быть применен и в отношении казенных предприятий;
— на средства на финансирование текущих расходов. Признание данных бюджетных средств осуществляется записями Дебет 76-5 Кредит 86 и Дебет 51 Кредит 76 (либо Дебет 51 Кредит 86) (п. 7 ПБУ 13/2000). На наш взгляд, нужная корреспонденция счетов выбирается исходя из условий предоставления бюджетных средств (наличия или отсутствия у муниципалитета обязательств предоставить данное финансирование). Далее бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов деятельности организации (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000) в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Например, при приобретении целевых работ, услуг формируется проводка Дебет 20, 26 Кредит 60 и одновременно с ней списывается соответствующая часть финансирования — Дебет 86 Кредит 91-1. Если целевые средства предназначены для оплаты материальных ценностей, в момент их оприходования (Дебет 10 Кредит 60) признаются доходы будущих периодов (Дебет 86 Кредит 98-1). При отпуске запасов в производство (Дебет 20, 26 Кредит 10) признаются доходы отчетного периода (Дебет 98-1 Кредит 91-1).
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Налогообложение данных поступлений осуществляется в порядке, описанном выше (как и налогообложение прочих доходов).

Перечисление части прибыли собственнику имущества МКП

Если говорить о распределении доходов казенного предприятия в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 161-ФЗ, по нашему мнению, учет данных операций должен быть организован в соответствии с описанием счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Согласно Инструкции N 94н направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации отражается проводкой Дебет 84 Кредит 75. Фактическое перечисление средств учредителю показывается записью Дебет 75 Кредит 51.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Казенное унитарное предприятие – это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие – это коммерческая организация. Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

Специфика

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие – это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие – это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение – нет.

Читать дальше:  Заявление в следственный комитет о проведении проверки

Юридический статус

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия – это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие – это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Нормативная база

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161.

Дополнения и поправки

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

Ключевые требования закона

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие – это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), исполнять обязанности, выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу "Государственное казенное предприятие". Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность ("муниципальное казенное предприятие"). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Нюансы

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

Форма собственности

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Учредители

В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион.

Объем юридических возможностей

По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При этом учредитель остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти.

Собственник

По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация "Росатом". Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования правомочия собственника материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

Казенным предприятием считается государственный субъект экономической деятельности, который основан на праве оперативного управления на базе имущества, которое находится в собственности у государства. Главный учредительный документ – его устав, который утверждается Правительством РФ. В фирменном названии такого предприятия должно быть указано, что оно является казенным.

Читать дальше:  Когда продавец квартиры должен отдать ключи покупателю

Федеральное казенное предприятие находится в собственности у государства или субъекта РФ.

В отношении закрепленного за таким предприятием имущества оно может осуществлять права пользования, владения и распоряжения, но в тех пределах, которые установлены законами государства и которые соответствуют целям любой его деятельности и назначением такого имущества. Собственник имущества, которое закреплено за казенным унитарным предприятием, вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Отчуждать такое имущество, либо каким-то иным методом им распоряжаться казенное предприятие может только с согласия его собственника.

Государство несет субсидиарную ответственность при недостаче имущества. Данный тип учреждения основан на праве оперативного управления.

Собственником всего имущества казенной организации, помимо всего прочего, определяется порядок необходимого распределения доходов предприятия. Ликвидировано либо реорганизовано казенное предприятие может быть только согласно решению Правительства РФ.

Создание казенных предприятий

Казенное предприятие – это тот тип учреждения, которое может создаваться на основе ликвидированного государственного предприятия. Это относится к совершенно различным отраслям государственной экономики. Однако здесь существуют преобладающие отрасли, к которым относятся сельское хозяйство и промышленность.

Чтобы на базе ликвидированного предприятия было создано казенное, оно должно соответствовать нескольким обязательным критериям:

  • Является предприятием, осуществляющим свою деятельность только для государственных учреждений.
  • Государство является основным потребителем продукции данной организации.
  • Предприятие относится к числу тех, приватизировать которые запрещено законом.

Согласно ст. 296 ГК РФ, казенное предприятие может быть ликвидировано, если:

  1. Выделенные ему из федерального бюджета финансовые средства были использованы не по назначению.
  2. Прибыль от деятельности такого предприятия отсутствует.
  3. Имело место распоряжение недвижимостью без позволения уполномоченного на то госоргана.

Образование на базе ликвидированного предприятия казенной организации порождает появление правопреемства, согласно которому новое предприятие является прямым правопреемником старого. Это значит, что оно несет ответственность по всем его обязательствам, даже тем, которые возникли еще до наступления такого права.

Статус казенного учреждения

Правовой статус казенного унитарного предприятия делится на следующие типы:

  • определяющие общий статус;
  • устанавливающие правовой режим собственности;
  • регламентирующие деятельность организации;
  • определяющие компетенцию всех органов управления;
  • устанавливающие порядок реорганизации или ликвидации казенного предприятия.

Правовой статус казенных предприятий

Правовой статус государственного казенного предприятия означает, что предприятие является юридическим лицом и при этом имеет право на наличие у него расчетного счета в банке. Это предполагает то, что казенные предприятия являются разновидностью коммерческих организаций, имеют фирменное наименование, которое создается с момента госрегистрации данного предприятия. Право на такое наименование – это личное неимущественное право, которое не должен использовать никто, без согласия его владельца. В тех случаях, когда это право нарушено, предприятие может потребовать возмещения убытков, понесенных вследствие незаконного использования его фирменного наименования.

Помимо этого, казенные организации имеют право, согласно ст. 296 ГК РФ, на знак обслуживания и товарный знак, которое также является его личным неимущественным правом. Данные права, как было уже указано, предоставляются казенному предприятию с момента госрегистрации и остаются у него на протяжении десяти лет, по истечению которых их можно продлевать на тот же срок. В случае если нарушены права на товарный знак, защищаются они так же, как и права на фирменное наименование.

Все с разрешения правительства

Казенное предприятие – это хозяйствующее учреждение, то есть коммерческая организация, которое самостоятельно несет ответственность по всем своим обязательствам. Тем не менее оно не является собственником закрепленного за ним имущества.

Поскольку казенные предприятия считаются юридическими лицами, они имеют право осуществлять любую деятельность, которая связана с выполнением работ, производством продукции, либо оказанием каких-либо услуг. Объем такой деятельности определяется правительством РФ.

Правой режим собственности, находящейся в распоряжении казенного предприятия

Государство является собственником всех видов имущества, находящегося во владении казенных предприятий.

Однако учреждению предоставлено право управлять этим имуществом и распоряжаться им согласно своим целям и поставленным перед ним задачам. Государство может изъять у него часть имущества, которое предприятием не используется либо используется не по назначению. Казенное предприятие не имеет права без согласия государства отчуждать такое имущество либо иным образом им распоряжаться. Реализовывать свою продукцию – главное его право.

Имущественную базу казенной организации составляет, как правило, имущество, которое могло остаться после ликвидации того предприятия, на базе которого оно было создано. Все остальные имущественные ресурсы являются его самостоятельным приобретением в следствие своей коммерческой деятельности.

Деятельность казенных предприятий и осуществление ее организации

Деятельность осуществляется казенной организацией на основании её прав как юридического лица, и ее целью является выполнение данным предприятием своих задач по производству, услугам и т. д. Главным вопросом здесь является то, как именно распределяется прибыль, полученная в результате деятельности казенного учреждения. Этот вопрос решается соответственно специфики деятельности конкретного предприятия и на основе его финансирования. Варианты того, как распределяется полученная прибыль, могут быть разными: либо она в полном объеме остается у организации и идет на дальнейшее развитие её деятельности, либо она частично перечисляется в бюджет государства.

Все основные вопросы по организации деятельности казенного предприятия решаются Правительством РФ, например, им устанавливаются цены на продукцию, а при получении кредитов главное, что необходимо, – это гарантия Правительства РФ.

Органы управления

Главные органы управления казенным предприятием – это директор и его заместители. Директор предприятия должен действовать на принципах единоначалия, поскольку он назначается и утверждается на эту должность Правительством РФ. В его компетенцию входит представление в разных сферах деятельности интересы казенного предприятия. Освобождается от должности он также по решению Правительства РФ.

Реорганизация или ликвидация казенного предприятия

Казенное предприятие – это тот тип организаций, деятельность которых может быть прекращена на тех же основаниях, что и деятельность всех коммерческих организаций. Это может происходить путем ликвидации предприятия, либо реорганизации, которая осуществляется, в свою очередь, в различных формах – присоединение, слияние, выделение, разъединение. Однако здесь есть одно отличие – правовой статус казенного предприятия при его реорганизации сохраняется.

Примеры казенных предприятий

Главный пример, который можно здесь привести, это область исследования космоса. Во всем мире существует только одна компания, занимающаяся строительством космических кораблей. Главная часть всей работы этого предприятия проводится государственными структурами.

Более простые примеры – это предприятия, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности и т. д. То есть это те отрасли производства, которые должны удовлетворять основные, даже жизненно важные, потребности государства и его населения, поэтому оно активно участвует в их развитии и финансировании.

Решения о каких-либо формах преобразованиях федерального казенного предприятия принимает Правительство Российской Федерации.

Оцените статью
Добавить комментарий