Лицензия на перевозку пассажиров маломерными судами

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Как отметил директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков, такие изменения станут дополнительным стимулом для развития туристической отрасли.

«Сейчас в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Но еще несколько месяцев тому назад их собственники не могли получить лицензии на организацию перевозок. Теперь перевозить пассажиров им разрешено. И это неограниченные возможности для морского региона», — заявил Константин Шестаков на онлайн-конференции «Новые возможности в туристической отрасли Приморья».

Напомним, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более двенадцати. Конечно, катера и яхты возили приморских туристов и раньше, но пассажиров просили притвориться родственниками капитана. Случалось, что владельцы маломерных судов платили штрафы за то, что без лицензии катали клиентов.

Получить лицензию на пассажирские перевозки морским транспортом в Приморье можно в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в конторе капитана порта в реестре для маломерных судов, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Об этом рассказал глава приморского лицензирующего органа Игорь Турищев.

Глава ДВУ Госморнадзора добавил, что лицензия на перевозку пассажиров выдается бессрочно и действует на территории РФ. В случае, если плавсредство меняет регион, в документы нужно внести изменения. Срок рассмотрения заявки на получение лицензии составляет 45 суток.

Морские такси благодаря новому закону смогли выйти из тени. Уже есть собственники судов, которые получили разрешительные документы. Первым судном, которое получило лицензию на перевозки, стала самая маленькая в мире яхта «Джет-капсула» — морское такси футуристического вида. Но не все собственники маломерных плавсредств спешат получить лицензию. Количество желающих получить разрешение на пассажирские перевозки маломерными судами неизвестно, получить оперативный комментарий от руководства отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов ДВУ Госморнадзора не удалось.

«У меня два катера, каждый из них перевозит не более 12 пассажиров. Лицензию на перевозки я брать не буду, потому что 12 человек можно перевозить и так. Вернее, на одном катере помещается 40 человек, а в зимний период мы возили сразу 75 рыбаков на острова, но по документам можно перевозить не более 12 пассажиров. Больше этого количества мне транспортировать никто не даст, а значит, в лицензии нет смысла», — поделился своим мнением один из собственников плавсредств.

Владелец более крупного катера, наоборот, считает изменения законодательства очень нужными. По мнению собственника, теперь у государства появится рычаг воздействия на владельцев маломерных судов.

«Я обеими руками за то, что теперь маломерные суда получают лицензии на пассажирские перевозки. У меня есть лицензия на перевозки. Мой катер вмешает до 32 человек и к маломерному флоту не относится. И сейчас, и раньше я работал законно. Я приветствую, что маломерные суда станут получать лицензии, хоть как-то они начнут отвечать за безопасность пассажиров. Теперь Ространснадзор будет иметь полномочия их проверить: возят ли они разрешенное количество пассажиров, есть ли спасательные жилеты. Я очень поддерживаю нововведения в урегулировании их деятельности. Я работаю, плачу налоги. А те, кто перевозит китайцев пачками, ничего государству не платят. Может, теперь они начнут создавать ИП, делать налоговые отчисления», — поделился своим мнением владелец рейдового катера.

Открыт вопрос и с количеством причалов для гражданских судов. Многие считают, что во Владивостоке их не хватает, кто-то говорит, что их просто нет. Смогут ли маломерные суда высаживать туристов в предназначенных для этого местах? Или люди, получившие лицензии, будут подвергать пассажиров опасности на свой страх и риск?

Владелец двух катеров рассказал корр. PRIMPRESS, что когда-то ходил с этим вопросом на прием к мэру Владивостока.

«О моем визите можно долго рассказывать, но в итоге ничего сделано не было. Властям просто плевать на нас. Я много лет отдал морю, жалко бросать это дело. Работаем мы много, при этом еле сводим концы с концами. Что же касается причалов, то их не просто не хватает — их в городе нет. Раньше удобно было высаживать людей на набережной Цесаревича, но теперь это запрещено, по документам там не причал, а грузовое сооружение, для пассажирских перевозок объект не оборудован.

Есть причалы в портах, но там везде пограничная зона, минимум за сутки нужно оформлять пропуск – очень сложная система. На Улиссе есть стоянка маломерных судов, но людям там неудобно: машину оставить негде, подъезжать некомфортно. Есть причал на Назимова, под Русским мостом, но за подход катера нужно платить, за въезд на его территорию – тоже. На мысе Поспелова есть причал, но сейчас он во льду, летом можно им пользоваться. Раньше мы могли подходить к причалам вокруг морского вокзала, но теперь территория закрыта. Рядом – «Леспром», там закрытая территория. Есть на Чуркине, рядом с Первомайским судостроительным заводом, «дырочка» метров в десять. Это место мы называем «на бочках». Люди выходят с катера на деревянный виадук, а потом на остановку «Детский парк». Но это только до тех пор, пока этот кусочек никем не задействован», — поделился владелец двух маломерных катеров.

Противоположного мнения придерживается собственник 32-местного катера. Он считает, что хозяева маломерных судов просто не хотят платить за комфортную посадку своих пассажиров. По его мнению, во Владивостоке достаточно хороших причалов, которые поддерживают в аккуратном состоянии частные компании.

«Безопасные причалы есть, они определены государством. Просто все хотят поиметь выгоду. Например, вокзал морских прибрежных сообщений, оттуда отходят паромы и катера на острова Песчаный и Попова. Это хороший, оборудованный причал, любой может туда подойти и посадить пассажиров. Причал находится в аренде у кого-то. Организация следит за безопасностью, убирает мусор. За свои услуги они берут совершенно небольшие деньги. Ведь сажать людей где-то, где нет трапов, ничего не оборудовано – страшно. 33-й причал для гражданского населения «не существует», это военное сооружение, туда никого не впустят. Во Владивостоке куча мест, где можно сажать пассажиров: яхт-клуб «Семь футов», яхт-клуб в бухте Новик, на Улиссе. Но они все захотят получить деньги за въезд.

Любая организация захочет получить плату за свою работу. Причал – это сложное гидротехническое сооружение, его нужно содержать, поддерживать. Люди хотят, чтобы государство все для них делало, а они только приходили, мусорили, заколачивали деньги и ни за что не платили. Вопрос нехватки причалов – надуманный, нет такой проблемы», — считает собственник катера.

Читать дальше:  Во всем виноват отдел снабжения пояснительная записка

Владелец судна отмечает, что многие муниципальные причалы находятся в аварийном состоянии.

В мэрии Владивостока объясняют: на территории городского округа находится пять причалов гражданского назначения. Два из них – на полуострове Песчаном и на острове Рейнеке – в нормальном состоянии, а вот три причала на Спортивной набережной нуждаются в ремонте.

«Если у мэрии нет денег на ремонт причалов на Спортивной набережной, пусть объявят конкурс, сдадут причал в аренду тому, кто приведет сооружение в порядок. Но это никому не надо. Люди, которые хотят зарабатывать на перевозках пассажиров деньги, могут объединиться, взять один причал в аренду, отремонтировать его и использовать», – считает собственник 32-местного катера.

Что означает лицензия на перевозку пассажиров маломерными судами? Как разобраться в юридических тоноктсях и получить лицензирование? В нашем сегодняшнем материале мы постараемся отвтеить на все возможные вопросы.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании») перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, подлежит лицензированию. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 года N 193, далее – Положение о лицензировании перевозок)

Наиболее часто встречающееся основание для отказа в выдаче лицензии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является отсутствие полного комплекта документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок предусмотрены лицензионные требования к лицензиату при выполнении перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, а пунктом 5 — при выполнении перевозок пассажиров морским транспортом. Лицензионные требования различны, в зависимости от того, по каким водным путям осуществляется перевозка пассажиров.

Действующее положение о лицензировании перевозок не содержит правил в отношении маломерных судов, а так же судов смешанного (река-море) плавания. Это приводит к тому, что к составу флота лицензиата предъявляются чрезмерные требования, не соответствующие действующему законодательству.

Условия Положения о лицензировании перевозок должны рассматриваться и применяться строго совместно с правилами Кодекса внутреннего водного транспорта (далее – КВВТ РФ) и Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ).

Подпунктом «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ.

Подпунктом «е» п. 5 Положения о лицензировании перевозок, лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне документов, предусмотренных статьей 25 КТМ РФ.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2014 года N Ф07-3930/2014 по делу N А56-48345/2013 исследован вопрос соответствия лицензионным требованиям маломерного судна, осуществляющего перевозку пассажиров по внутренним водным путям, с выходом в море. Постановление подтверждает, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право требовать от заявителя лишь те документы, которые прямо предусмотрены в КТМ РФ и КВВТ РФ для судна заявленного типа.

Согласно ч. 9 ст. 14 КВВТ РФ на маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет и список членов экипажа судна. В ч. 3 ст. 14 КВВТ РФ указано, что на судне, выходящем в море, должны находиться документы, предусмотренные ст. 25 КТМ РФ.

Статья 25 КТМ РФ, в свою очередь, содержит список документов, обязательных для нахождения на каждом судне, кроме маломерных, спортивных парусных и прогулочных. Список документов, обязательных для нахождения на каждом маломерном судне указан в ч. 1 ст. 27 КТМ РФ: судовой билет и список членов экипажа судна.

Таким образом, маломерное судно даже без пассажирского свидетельства и документов, предусмотренных, как обязательные, для обычных судов, может быть использовано в качестве средства осуществления перевозки пассажиров морским или внутренним водным транспортом, и для получения на него соответствующей лицензии.

Хотите зарегистрировать судно в соответствии с законом? Обращайтесь!

Другие материалы по теме:

Об упрощенном порядке лицензирования перевозок пассажиров на водном транспорте для маломерных судов

О страховых тарифах на обязательное страхование ответственности перевозчика

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

от 3 июня 2014 г . по делу N А56-48345/2013

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А., при участии индивидуального предпринимателя Колесова Андрея Анатольевича и его представителя Волошина В.Л. (доверенность от 19.09.2013), от федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" Стерлинга М.Р. (доверенность от 21.10.2013), от Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Калядина В.В. (доверенность от 25.09.2013), рассмотрев 03.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Колесова Андрея Анатольевича на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А56-48345/2013 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.),

Индивидуальный предприниматель Колесов Андрей Анатольевич (ОГРНИП: 3074784134400070) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" (место нахождения: Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 8; ОГРН: 1027809210330; далее — Учреждение) выдать пассажирское свидетельство на маломерное судно "Bayliner" и обязании выдать пассажирское свидетельство на указанное маломерное судно, а также о признании незаконным отказа Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 37; ОГРН: 1077847240580; далее — Управление) переоформить лицензию в связи с включением в перечень используемых заявителем судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна "Bayliner" и обязании Управления переоформить лицензию с правом использования маломерного судна "Bayliner" (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением суда первой инстанции от 07.11.2013 (судья Королева Т.В.) действия Управления по возврату Колесову А.А. уведомлением от 16.07.2013 заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов признаны незаконными, на Управление возложена обязанность переоформить заявителю лицензию в связи с включением в перечень используемых судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна "Bayliner".

В удовлетворении заявленных требований к Учреждению отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2014 решение суда первой инстанции в части признания незаконными действий Управления по возврату Колесову А.А. заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов уведомлением от 16.07.2013 и возложения на Управление обязанности переоформить лицензию отменено. В указанной части Колесову А.А. в удовлетворении заявления отказано.

В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Колесов А.А., ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оснований для отказа в удовлетворении его заявления о переоформлении лицензии не имеется.

Читать дальше:  Действия водителя при управлении транспортным средством

В судебном заседании Колесов А.А. и его представитель поддержали доводы жалобы, представитель Управления просил в ее удовлетворении отказать.

Представитель Учреждения оставил вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.

Законность постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Колесову А.А. выдана лицензия от 16.11.2009 серии ВВТ-2 N 015283 на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров сроком действия до 15.11.2014.

Лицензиат подал в Управление заявление от 14.06.2013 о переоформлении лицензии в связи с включением в состав судов, используемых для перевозки пассажиров, маломерного судна "Bayliner".

Уведомлением от 17.06.2013 Управление предложило заявителю в 30-дневный срок представить копии правоустанавливающих документов на судно "Bayliner", в том числе — пассажирское свидетельство.

В связи с непредставлением в указанный срок пассажирского свидетельства на судно "Bayliner" уведомлением от 16.07.2013 Управление возвратило заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые документы.

Колесов А.А., сославшись на незаконность отказа в переоформлении лицензии по причине непредставления пассажирского свидетельства на судно "Bayliner", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление в указанной части исходя из того, что согласно действующему законодательству пассажирское свидетельство не отнесено к судовым документам маломерного судна.

Суд апелляционной инстанции отменил решение в данной части и отказал в удовлетворении заявления, указав, что положением о лицензировании указанного вида деятельности предусмотрена обязанность соискателя лицензии представить пассажирское свидетельство.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон) такой вид деятельности, как перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, подлежит лицензированию.

Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 13 Закона, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом в силу части 4 статьи 13 Закона лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

Положение о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 193 (далее — Положение).

Пунктом 4 Положения предусмотрены лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, а пунктом 5 — к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке пассажиров морским транспортом.

Таким образом, лицензионные требования к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам пассажиров внутренним водным транспортом и морским транспортом различны.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ РФ).

Согласно пункту 9 статьи 14 КВВТ РФ на маломерных судах должны находиться следующие судовые документы: судовой билет; список членов экипажа судна (судовая роль).

В данном случае судом первой инстанции установлено, что маломерное судно "Bayliner" осуществляет выход в море.

В судовом билете от 27.03.2013 на маломерное судно "Bayliner" указано, что оно допущено к плаванию в прибрежных морских и внутренних водных бассейнах с удалением от места убежища не более 5000 м .

В пункте 3 статьи 14 КВВТ РФ указано, что на судне, выходящем в море, должны находиться документы, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (далее — КТМ РФ).

Согласно пункту 1 статьи 27 КТМ РФ подлежащие государственной регистрации маломерные суда должны иметь следующие судовые документы: судовой билет; судовая роль.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у Колесов А.А. обязанности представлять в Управление для переоформления лицензии пассажирское свидетельство является правомерным.

В соответствии с частью 19 статьи 18 Закона отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 Закона.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 14 Закона основанием отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Исходя из того, что иных оснований для отказа в переоформлении лицензии лицензирующим органом в ходе проверки не выявлено, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявление Колесова А.А. в данной части.

Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, является наличие на каждом судне, предназначенном для перевозки пассажиров, документов, предусмотренных статьей 25 КТМ РФ.

Согласно пункту 1 статьи 25 КТМ РФ суда, подлежащие государственной регистрации, за исключением судов, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Кодекса, должны иметь пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

Поскольку пунктом 1 статьи 27 КТМ РФ не предусмотрено наличие в составе судовых документов на маломерном судне пассажирского свидетельства, ссылка суда апелляционной инстанции на то, что представление соискателем лицензии этого документа предусмотрено Положением, в данном случае ошибочна.

Принимая во внимание изложенное, постановление апелляционного суда в обжалуемой части подлежит отмене с оставлением в силе в этой части решения суда первой инстанции.

Судебные расходы подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 Колесову А.А. следует возвратить из федерального бюджета 100 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 по делу N А56-48345/2013 в части отказа индивидуальному предпринимателю Колесову Андрею Анатольевичу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возврату уведомлением от 16.07.2013 заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов и обязании переоформить лицензию в связи с включением в перечень используемых судов для осуществления лицензионной деятельности маломерного судна "Bayliner" отменить.

В указанной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2013 по тому же делу.

Читать дальше:  Договор залога оборудования между юридическими лицами

Возвратить индивидуальному предпринимателю Колесову Андрею Анатольевичу (ОГРНИП: 3074784134400070) из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по квитанции ОАО Сбербанк России Северо-Западный банк от 18.03.2014, операция N 823026093.

Взыскать с Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 37; ОГРН: 1077847240580) в пользу Колесова Андрея Анатольевича (ОГРНИП: 3074784134400070) 100 руб. судебных расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции.

ОГРН 1107847203727 ИНН 7841428679

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-73188 от 2 июля 2018 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права, в том числе дизайн. Запрещается копирование, распространение, в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в интернете или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя ООО «Инмарин». © ООО «Инмарин», 2010-2018.

Требования законодательства, предъявляемые к осуществлению деятельности по коммерческой перевозке пассажиров с использованием маломерных судов

Предпринимательская деятельность в сфере перевозки пассажиров с использованием маломерных судов требует от перевозчика постановки судов на классификационный учет, их государственной регистрации и получения лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом.

Организацией, уполномоченной на классификацию маломерных судов, используемых в коммерческих целях, является соответствующее территориальное подразделение (филиал) ФАУ «Российский Речной Регистр».

Вопросы, связанные с классификацией судов, урегулированы Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным приказом Минтранса России от 14.04.2016 № 102.

Согласно п.п. 25, 26 Положения о классификации для постановки маломерного судна на классификационный учет судовладелец или его доверенное лицо представляет в организацию по классификации:

заявление о постановке на классификационный учет;

документы, удостоверяющие личность заявителя — государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

доверенность, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя судовладельца;

копии документов, подтверждающих факт законного владения судном;

сведения о местонахождении судна и/или наименование порта (места) регистрации;

сведения о тактико-технических характеристиках судна (длина наибольшая (м), ширина наибольшая (м), осадка килем максимальная (м), водоизмещение (тонн), максимальное число людей на борту (чел.), максимальная площадь парусов (кв. м);

сведения о тактико-технических характеристиках двигателей (тип, марка, заводской номер, мощность, кВт);

а также при наличии конструкторскую и построечную документацию, документы завода-изготовителя, ранее выданные свидетельства о годности к плаванию, свидетельства о классификации, акты освидетельствований, судовой билет.

По результатам проведения классификации маломерного судна филиалом ФАУ «Российский Речной Регистр» заявителю выдается акт классификации и освидетельствования маломерного судна, подтверждающий его класс, который необходим для последующей его государственной регистрации в Государственном судовом реестре и получения лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

В соответствии со ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, используемые в коммерческих целях, подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре, которая осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Согласно Правилам государственной регистрации судов, утвержденных приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, государственная регистрация судов производится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности, а также приложенных к нему копий и подлинников учредительных документов юридического лица; документов удостоверяющих личность представителя юридического лица; правоустанавливающих документов на судно; актов Российского Речного Регистра о классификации и освидетельствовании маломерного судна; документа об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию.

По результатам рассмотрения представленных документов сведения о судне и его собственнике вносятся в Государственный судовой реестр, а судовладельцу маломерного судна выдается судовой билет.

Кроме того, для осуществления деятельности по перевозкам пассажиров с использованием маломерных судов перевозчику надлежит получить лицензию.

Порядок выдачи лицензии на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, а также действий соискателя лицензии регламентирован Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193.

Органом государственной власти, осуществляющим лицензирование деятельности на внутреннем водном и морском транспорте, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные управления.

Для получения лицензии на перевозку пассажиров с использованием маломерных судов ее соискателю необходимо подать заявление с приложением к нему:

перечня судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров и копий правоустанавливающих документов на них;

копий договоров страхования жизни и здоровья членов экипажа судов при исполнении ими служебных обязанностей;

копии договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;

судовых билетов на используемые в перевозках маломерные суда.

Наличие у лицензиата указанных документов наряду с судами, соответствующими требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623, является для лицензиата одновременно лицензионными требованиями.

Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня принятия заявления.

За предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (согласно п.92 ч.1 ст. 333.33 НК РФ 7 500 рублей за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием).

При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров судоводительский состав перевозчика должен иметь удостоверения на право управления маломерными судами без указания категории капитана. Вместе с тем, в удостоверении должен быть указан тип маломерного судна с использованием которого осуществляется перевозка (моторное судно, парусное судно, парусно-моторное судно, гидроцикл, судно особой конструкции).

Предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров с использованием маломерных судов классифицируется по группе ОКВЭД 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта».

В соответствии со ст. 60 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством на основании договора аренды судна. Каких-либо ограничений к заключению лицензиатом, осуществляющим деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, договоров аренды судов не имеется.

Арендатор судов, планирующий осуществлять перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, должен иметь лицензию на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом, порядок и условия получения которой указаны выше.

С жалобой на действия и решения перечисленных органов государственной власти и организаций, осуществляющих публично значимые функции, можно обратиться в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру (г.Новосибирск, ул. Саратовская, 13, e-mail: zstproc@yandex.ru).

Старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ, общественностью и правовому обеспечению

Оцените статью
Добавить комментарий