Запрет на предпринимательскую деятельность в россии

магистрант 1 курса Кафедры гражданского права и процесса,

ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

доцент СГУ им. им. Н.Г.Чернышевского,

В списке основных прав и свобод человека и гражданина значится право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, которое гарантировано Конституцией РФ. Это означает, что любой гражданин имеет возможность, действуя в правовом поле, извлекать прибыль или преследовать иные цели (например, при создании некоммерческой организации).

В экономике нет абсолютной свободы производителей. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, которая определяет, что и как ему делать. Но он не может отгородиться от жестких условий рынка и диктовать ему свои условия. Поэтому можно говорить о свободе лишь в определенных рамках. Желание государства предотвратить негативные последствия развития бизнеса и установить рамки его свободы вызывает появление особых норм права, с помощью которых бизнес приходится контролировать и ограничивать.

Однако государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право органов государственной власти на контроль, надзор за ее осуществлением. Так же государство устанавливает и различного рода ограничения. И деятельность по установлению таких рамок на осуществление предпринимательской деятельности занимает важное место среди способов обеспечить наиболее удачное соотношение интересов как субъектов предпринимательской деятельности, общества, так и государства. Государство путем координирования частной сферы предпринимательства, защищает его от вмешательства третьих лиц, что является лишь доказательством необходимости ограничения права в разумной степени.

Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности возможно рассмотреть как правила, указанные в законодательстве, которые создают препятствия для свободного осуществления предпринимательской деятельности, но являются допустимыми только при наличии законности, обоснованности и соразмерности создаваемых пределов в осуществлении субъективного гражданского права.

Ограничения предпринимательской деятельности может выражаться в трех формах:

  1. Полное ограничение, когда определенным лицам запрещено осуществление любых видов предпринимательской деятельности, то есть имеет место запрет осуществления ее вообще;
  2. Частичное ограничение, при котором некоторые категории лиц не имеют права заниматься отдельными видами предпринимательства;
  3. Установление ограничений при осуществлении уже ведущейся предпринимательской деятельности. [2]

Первая форма ограничения права связана с профессиональной деятельностью. Например, как известно, государственные служащие не вправе заниматься бизнесом. Но им предоставляется альтернатива в виде занятий научной, педагогической и иной творческой деятельностью. Вместе с тем, как известно, государственные служащие с легкостью обходят подобные запреты, регистрируя бизнес на своих близких родственников.

Несовершеннолетние, за исключением эмансипированных, и недееспособные граждане не могут заниматься предпринимательской деятельностью в силу объяснимых причин.

Существуют такие ограничения, которые действуют в отношении либо только юридических лиц, либо применимы только к индивидуальным предпринимателям. Например, ИП не вправе заниматься определенными видами деятельности без образования юридического лица. Данная норма закреплена в законе и носит императивный характер. К таким видам деятельности можно отнести: производство и продажа продукции военного назначения; оборот наркотических веществ; производство лекарств; производство и продажа алкогольной продукции; частная охранная деятельность; деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность негосударственных страховых фондов; космическая деятельность; деятельность по продаже и передаче электрической энергии.

Естественно, что все сдерживания и ущемления свободы предпринимательской деятельности связаны с намерением законодателя защитить коммерческий оборот и самих субъектов предпринимательской деятельности, защитить права потребителей, обеспечить высокое качество продукции, всех видов работ и услуг. Другой вопрос — насколько выгодно можно вести такой бизнес в России.

К ограничениям уже существующей предпринимательской деятельности можно отнести пресечение и предотвращение недобросовестной конкуренции, и противодействие злоупотреблению монопольным положением на рынке. ФЗ «О защите конкуренции» обладает и стимулирующим и ограничивающим воздействием. Так, с одной стороны, целями указанного нормативно-правового акта являются «обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». [5] Однако, с другой стороны, он содержит прямой запрет на определенные действия хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.

Не стоит забывать о лицензировании, как об одном из вариантов, ограничивающих свободу предпринимательской деятельности граждан. Нередко оно вызывает отрицание и осуждение. Наносимый лицензированием вред видят в том, что оно сужает воспроизводственную базу рыночных отношений, мешает развитию неограниченной конкуренции, препятствует желающим свободно проникать на рынок. Лицензируемых видов деятельности становится все больше, и некоторые авторы придерживаются мнения, что процесс оформления и получения лицензий является еще одним источником поступления денежных средств в местный и федеральный бюджеты.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в статье 2 определяет задачи и цели лицензирования. «Предоставление лицензий осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности». [4]

Лицензирование, ограничивает в некотором смысле правоспособность предпринимательских организаций, но и является средством полезным и нужным. К его функциям можно отнести установление дополнительных правовых гарантий нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции. Оно оберегает экономику от возможных деформаций, проникновения на рынки товаров, работ и услуг людей, не обладающих необходимой материальной базой для осуществления предпринимательской деятельности, защищает участников рыночных отношений – потребителей и предпринимателей.

Вместе с обязанностями, законодатель выделяет ряд императивных норм, при несоблюдении которых, субъект будет вынужден подвергнуться юридической ответственности. Незаконная предпринимательская деятельность ведет к административной, налоговой или уголовной ответственности.

Уголовная ответственность может наступить в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью; в случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах; при нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ, организациям и государственным интересам. [3]

А если индивидуальный предприниматель или юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность без надлежащей регистрации или получения лицензии, которые являются обязательным условием для занятия бизнесом, то они могут быть привлечены к иной ответственности, а именно, предусмотренной налоговым законодательством.

Даже налог в какой-то степени тоже можно отнести к правовому ограничению, так как он может привести к снижению активности предпринимателей в каком-либо секторе экономики.

Но существуют и добровольные ограничения, которые субъекты предпринимательской деятельности создают себе сами. Например, коммерческая организация по своей воле закрепила в учредительных документах такие положения, которые ограничивают ее правоспособность на основании Гражданского кодекса. Учредители коммерческого юридического лица вправе установить перечень видов деятельности, которыми может или, наоборот, не может заниматься создаваемое ими предприятие.

А для некоммерческих организаций можно выделить ограничения, которые призваны учитывать особенности их деятельности. Предпринимательская деятельность должна соответствовать цели деятельности такого юридического лица, и служить достижению этой цели. [1]

Острой проблемой предпринимательской деятельности являются многочисленные препятствия со стороны органов власти, связанные с необходимостью выполнения обязательных требований и процедур, предусмотренных нормативно-правовыми актами. А также действия органов власти и их должностных лиц, которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и существенно затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур. Всем этим явления можно дать термин, употребляющийся в юридической науке «административные барьеры».

Чаще всего субъекты коммерческой деятельности сталкиваются с преградами со стороны власти на рынках потребительских товаров и платных услуг, распространения наружной рекламы, предоставления услуг по перевозкам пассажиров. Это необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов; необоснованное создание благоприятных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам; нарушение конкурентных принципов при организации конкурсов и торгов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов; незаконное введение дополнительных налогов и сборов.

Читать дальше:  Законодательная основа принципа презумпции невиновности

«Некачественное законодательство», которому не хватает прозрачности и ясности, длительная волокита при процедурах регистрации бизнеса, получения лицензий, отказ в предоставлении консультаций, например, о порядке взимания отдельных видов налогов, ограничения прав собственности и другие связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности предпринимателя.

Следовательно, существует потребность упрощения государственных регулирующих процедур в отношении предпринимательства. В Федеральный Закон « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на протяжении последних лет довольно часто вносятся поправки, с целью упрощения порядка регистрации, сокращения перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Совершенствуются нормы и в других актах, происходит сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.

Устранение административных барьеров в хозяйственной деятельности имеет положительный макроэкономический эффект. Во-первых, устраняются лишние препятствия для входа на рынок новых субъектов, что оживляет конкуренцию. Во-вторых, преграды, создаваемые органами государственной власти или отдельными должностными лицами, ведут к тому, что бизнесмены уходят в теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим потерям потребителей при завышении розничных цен хозяйствующими субъектами, поскольку приходится включать в них производственные издержки.

Таким образом, государство должно заниматься государственным регулированием предпринимательской и иной экономической деятельности, устанавливать общие положения занятия предпринимательством, координировать функциональные виды экономической деятельности, отраслевые виды предпринимательской деятельности. Сочетание публичных и частных интересов для достижения целей государственного регулирования — основополагающая задача такого регулирования. Ведь даже большинство экологических проблем порождаются бизнесом, вследствие безудержной эксплуатации природы. И государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями и ограничениями.

Список литературы:

  1. Блошенко М.В. Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций / М.В. Блошенко // Общество и право. 2011. №5.- с. 89.
  2. Иванова А.Н. Ограничение конституционной свободы предпринимательской деятельности // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LIV-LV междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(50). – Новосибирск: СибАК, 2015. — с. 141.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета», № 97, 06.05.2011.
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

Г. Ручкина, кандидат юридических наук.

Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:
а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:
— связанные с государственной службой;
— установленные для федеральных и мировых судей;
— специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.);
б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:
— предусмотренные административным законодательством;
— установленные в рамках уголовного наказания;
в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.
Первая группа ограничений касается прежде всего государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления указано в ст. 9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" содержит аналогичные запреты применительно к сотрудникам милиции, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах РФ" указывает на данные ограничения применительно к сотрудникам таможенных органов (п. 2 ст. 7). Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 4) запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью устанавливается для работников прокуратуры.
Эти ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).
Кроме того, в п. 2 ст. 11 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" закреплена обязанность государственного служащего передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой закон не принят).
Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основании договора о доверительном управлении, распространенного на фондовом рынке и заключаемого для управления крупными накоплениями физических лиц. Учредитель управления, являющийся физическим лицом, имеет возможность контролировать деятельность управляющего: получать отчет о заключенных сделках, составе портфеля ценных бумаг; давать поручения по заключению договора купли-продажи определенных финансовых инструментов (акций, облигаций и др.). Участники фондового рынка, как правило, ограничиваются лишь игрой на котировках ценных бумаг, не используя при этом права акционера на участие в управлении обществом, тогда как законодательством прямо предусмотрена такая возможность (п. 2 ст. 1012 ГК; ст. 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Законодательство не содержит запрета на возможность учредителя управления передавать управляющему поручения относительно того, каким образом следует голосовать по переданным в доверительное управление ценным бумагам. Деятельность доверительного управляющего, связанная исключительно с осуществлением прав по ценным бумагам, не требует лицензии (ст. 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Таким образом, возможна ситуация, когда государственный служащий полностью осуществляет права владельца (акционера) юридического лица и контролирует его деятельность. Для этого необходимо лишь создание специального юридического лица и передача ему в доверительное управление ценных бумаг, находящихся во владении государственного служащего. Это лицо в соответствии с условиями договора доверительного управления будет проводником решений государственного служащего. При этом доверительный управляющий все действия с ценными бумагами будет осуществлять от своего имени, что позволит скрыть информацию об их реальном владельце.
Следовательно, ограничение, закрепленное в п. 2 ст. 11 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", является не действенным. Кроме этого, содержащиеся указания на государственные гарантии в отношении переданных ценных бумаг также могут быть использованы в корыстных интересах.
Перечни должностей государственной и муниципальной службы содержатся в ряде нормативно-правовых актов, в частности в Указе Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" (в ред. Указа Президента РФ от 27 ноября 2002 г.). Важно отметить, в настоящее время существует проблема коммерциализации государственных и муниципальных функций. В общем виде она выражается в участии представителей государства, которые, с одной стороны, являются должностными лицами в органах управления открытых акционерных обществ, а с другой — выполняют свои функции в органах государственной власти. Не вызывает сомнений тот факт, что в данном случае стираются различия в правовом статусе таких лиц. Нередко мы наблюдаем картину, когда чиновник после ухода с государственной службы занимает важный пост в той же коммерческой организации, в которой ранее отвечал за эффективность управления государственными пакетами акций.
Аналогичные ограничения предусматриваются для судей Конституционного Суда РФ, федеральных судов и мировых судей.
Более жесткие ограничения предусмотрены ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в РФ", которая запрещает сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.
Предусмотренные законодательством ограничения для государственных служащих реально не могут обеспечить финансовую прозрачность доходов чиновника.
По мнению автора, при существующем уровне коррупции отсутствие в законах запрета на предпринимательскую деятельность ближайших родственников государственных служащих (детей, супругов, родителей, братьев, сестер) служит возможностью для последних, во-первых, получая незаконное вознаграждение, легализовать его через своих родственников и, во-вторых, содействовать осуществлению последними предпринимательской деятельности, а также оказывать им покровительство.
Таким образом, необходимо предусмотреть в ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и иных законах, раскрывающих правовой статус государственных служащих, специальную норму, устанавливающую запрет на осуществление предпринимательской деятельности ближайшим родственникам государственных служащих (детям, супругам, родным братьям и сестрам, родителям). В результате у чиновников не останется возможности легализовывать финансовые ресурсы и иное имущество, полученное ими незаконным путем.
Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Некоторые работники наделены властными полномочиями, другие призваны поддерживать стабильность экономического оборота, третьи — обеспечивать защиту прав и интересов граждан. Виды деятельности, для которых устанавливаются ограничения, определяются законом. Так, ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для адвокатов, нотариусов, служащих товарных бирж и фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой последствия: признание совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.
Как отмечают некоторые авторы, установленные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности .
———————————
Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопулло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998. С. 51.
Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что, поскольку в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Законодателю, по их мнению, следовало ограничивать "не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления" .
———————————
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001. С. 133.
По мнению автора, решение данного вопроса зависит от того, каким статусом обладает лицо. Если лицо является государственным служащим, то в силу указанных выше причин его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено, хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее. По этой же причине субъекту предпринимательской деятельности запрещено приобретать статус государственного служащего.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном порядке. В связи с тем что гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только по месту постоянной регистрации, регистрирующий орган обязан следить за реализацией ограничения на занятие предпринимательской деятельностью. Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.
Новеллой административного законодательства является установление дисквалификации — вида наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.
Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания. В приговоре должны быть указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного вида наказания, срок лишения права может быть от одного года до пяти лет; если как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.
Ограничения, относящиеся к юридическим лицам, связаны в первую очередь с исключительной правоспособностью. Природа этого ограничения подобна природе ограничения, установленного для физического лица в связи с характером его профессиональной деятельности. Исключительная правоспособность означает, что юридическое лицо может заниматься только определенными законом видами

Читать дальше:  Как правильно оформить выписку из протокола собрания

В соответствии со ст.22 ГК, никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. Реализация данного положения проявляется в том, что действующее законодательство в некоторых случаях ограничивает право некоторых граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Анализируя ограничения на право осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренные действующим законодательством, можно их условно классифицировать по следующим видам:

  • 1) связанные с государственной службой;
  • 2) установленные для федеральных и мировых судей;
  • 3) специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций;
  • 4) установленные в рамках уголовного наказания;
  • 5) связанные с признанием индивидуального предпринимателя без образования юридического лица несостоятельным (банкротом);
  • 6) возрастные ограничения.

Прежде всего, ограничение на занятие предпринимательской деятельностью касается государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления обращено так же внимание Закона РФ «О милиции» от 22 марта 1991 г., ФЗ от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ».

Данные ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной педагогической и иной творческой деятельностью, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, что не исключает возможности передачи имущества, капитала в доверительное управление: состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).

Аналогичные ограничения установлены для судей Конституционного суда РФ, иных федеральных судов и мировых судей.

Читать дальше:  Бригада специализированной медицинской помощи состоит

В отличие от перечисленных более жесткие ограничения предусмотрены ст.16 ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», которая запрещает сотрудникам службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.

Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для служащих товарных бирж и служащих фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовых биржах в качестве индивидуальных предпринимателей.

Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой определенные негативные последствия: признание совершенных сделок недействительными, а так же рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.

Как считают некоторые авторы (например, В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлева), установленные законом ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц, возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности.

Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что поскольку в силу п.3 ст.56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Так А.Я.Курбатов считает, что «следует ограничить… не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления». Как справедливо замечает Г.Ф.Ручкина, «решение данного вопроса зависит от того, каким статусом лицо обладает. Если лицо является государственным служащим, то его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено. Хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее».

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает данным субъектам в течение 1 года с момента признания их банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п.2 ст.216). Причем применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.

Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания.

По смыслу, вытекающему из сущности уголовной ответственности, в приговоре должны быть конкретно указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного наказания, срок лишения права может быть от 1 до 5 лет, если эта мера применяется как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от 6 месяцев до 3-х лет (ст.47 УК РФ). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать, и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.

Следует так же отметить, что данная правовая норма об ограничении права заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях, не нова для российского законодательства. В дореволюционном российском законодательстве содержалось указание на ряд лиц, которым запрещалось заниматься торговой деятельностью. Выдающийся русский ученый-правовед Г.Ф. Шершеневич в своем труде «Учебник торгового права» приводит ряд примеров.

С одной стороны закон признавал несовместимость торгового промысла с общественным положением лица, и по этой причине данный запрет затрагивал священнослужителей, монашествующих (но не монастыри, которым, по разъяснению Сената и Синода, дозволялось брать на свое имя промысловые свидетельства); лиц военного сословия, офицеров и нижних чинов (разрешалось брать торговые свидетельства, но производить торговые дела и управлять промысловыми заведениями они могли только через поверенного, управляющего или приказчика), а что касалось торговли крепкими напитками, то здесь для них устанавливался полный запрет.

С другой стороны, законодатель опасался столкновения между личными и торговыми интересами, в связи с чем, запрет налагался на маклеров, русских консулов и приказчиков. В иных случаях запрет на осуществление торговли являлся результатом наказания: для лишенных всех особых прав и преимуществ, для нарушивших предписание о ведении торговых книг; для пользовавшихся неустановленными мерами и весами; для признанных неосторожными банкротами. Кроме этого, в виде предупредительной меры запрещалось производство торговли жене несостоятельного должника до окончания конкурса.

Таким образом, исходя из изложенного в данной главе материала, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, ограничение на занятие предпринимательской деятельностью устанавливается по различным основаниям: в зависимости от рода занятий, по возрасту, по основаниям, связанным с уголовной и гражданской ответственностью.

Во-вторых, вопрос об ограничениях на занятие предпринимательской деятельностью является дискуссионным. Как было указано ранее, дискуссии вызывает возраст, с которого возможно занятие предпринимательской деятельностью, а так же степень ограничения дееспособности, позволяющая заниматься предпринимательской деятельностью.

Все эти вопросы волновали ученых и дореволюционной России. Так Г.Ф.Шершеневич писал, что «институт эмансипации был неизвестен русскому праву, русские цивилисты не одобряли французский и германский опыт».

Следовательно, на современном этапе развития экономических отношений, требуется вмешательство законодателей для более четкого регулирования возможности осуществления предпринимательской деятельности в том или ином случае.

Оцените статью
Добавить комментарий